Человек выбирает профессию
пециальных испытаний для поступающих в техникумы и профтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям - например, дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количество ошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям на глазок, на основе здравого смысла - неизбежно. Это одна из основ массовой перемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получат возможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональной карьеры.

Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу.

Хотя обстоятельства коренным образом изменились, общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на "производство" будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняет эту важную, хотя и не единственную функцию.

Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, вне самой школы. Баллы школьных аттестатов - вещь довольно относительная. О массовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно. Представляется, что лучший "оселок" уровня школьной образованности - иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностранную литературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится ли студентам тратить массу драгоценного времени для сдачи "тысяч" и обучения элементарному чтению специальной литературы со словарем?

О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступления в высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкое распространение разного рода подготовительных курсов.

Значительная доля выпускников средних школ не выдерживает вступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получает неудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки и четверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончил общеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но и нынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах. .

Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьной подготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядок конкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаются разные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзамены свидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов.

Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенный недостаток современной школы - пассивное усвоение знаний: их запоминание и воспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесь попадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякий хороший ученик - хороший студент, поскольку студент должен быть активнее и инициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент - хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем для обучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своего выпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужно высшее образование.

Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу в настоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получения высшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своих выпускников?

Здесь имеются существенные различия между сельской и городской общеобразовательной школой.

В селе в последние годы широкое развитие получило движение школьных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают как практические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьник может перепробовать несколько профессий, получить представление об общем и особенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессии отвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа в ученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выбора профессии после окончания средней школы.

Впрочем, следует отметить, что сельские подростки традиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенно осваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, где школьных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активно работают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдается стремление по быстрее "повзрослеть", освоить трудовые роли взрослых людей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки, самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которому доверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне!

Особенно хорошую трудовую подготовку в школьные годы получают, как уже говорилось, сельские юноши из семей механизаторов. Эта подготовка чрезвычайно важна с точки зрения последующего определения своего трудового пути независимо от того, останется человек в сельском хозяйстве, будет работать на машинах в других отраслях или выберет иную сферу деятельности.

Во многих сельских школах организовано серьезное изучение сельскохозяйственной техники и автомашин. Выпускники школы в ряде случаев подготовлены для практической профессиональной работы механизаторами. Однако право на управление сельскохозяйственными машинами, как и автомашиной, можно получить лишь после исполнения 18 лет. Поскольку большинство оканчивает десятый класс в 17 лет, эта подготовка в некоторой степени обесценивается. Невозможность профессиональной работы сразу после окончания школы "подогревает" миграционные настроения сельских школьников и способствует их уходу в города.

В печати неоднократно ставился вопрос о целесообразности внесения некоторых изменений в трудовое законодательство, разрешающих работу на сельскохозяйственной технике, 16-17-летним. Однако, с другой стороны, современная техника при профессиональной работе на ней, т.е. продолжительном рабочем дне и однообразии трудовых операций, оказывает отрицательное воздействие на молодой организм. Совершенствование сельскохозяйственной техники, приведение ее в большее соответствие с возможностями и потребностями организма механизатора - важное условие успешного вовлечения молодежи в сельскохозяйственный труд. Особенно важно это с точки зрения вовлечения в ряды сельских механизаторов сельских девушек.

Лучшая подготовленность сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, к труду вообще, к физическому труду в особенности, несомненна. Большую роль играет здесь, как говорилось, семья, непосредственное социальное окружение, которые высоко оценивают практические умения и поощряют их приобретение. Влияет весь строй сельской жизни, где без физического труда не обойдешься, если даже не работаешь в общественном хозяйстве; собственные сад, огород, скотина тоже требуют забот, ухода, вырабатывают умение работать и потребность в труде. Наиболее же важно, видимо, с точки зрения будущей - трудовой деятельности то обстоятельство, что сельский ребенок и подросток с малых лет включен в систему "взрослых" интересов и забот. Это вырабатывает определенный душевный настрой, формирует систему ценностей, в которой труд вообще, труд физический в частности, занимает очень видное, основополагающее место.

Сельский подросток, при нередко меньшей общей развитости, по сравнению с городским, далеко опережает последнего по степени социальной зрелости.

Это весьма существенное преимущество сельской молодежи. Оно сказывается и в выборе профессии, и в ее приобретении, и в последующей трудовой деятельности. И не только там, где не нужно высшего образования. Хорошо известно, что часто выпускники сельских школ, испытывая немалые затруднения при вступительных экзаменах в вуз и на первом курсе института, впоследствии не только "выравниваются", но обнаруживают выдающиеся успехи. Основа этих успехов - трудовое воспитание.

В городе возможности трудового воспитания куда меньше. Тем больше должна быть роль школы. Общеобразовательная школа прошла долгий и извилистый путь проб на пути трудового воспитания школьников. Не так давно еще, в начале 60-х годов, пробовали давать всем школьникам профессиональную подготовку. В одних школах всех учили на столяров и швей, в других - на токарей и продавщиц и т.д. Однако подавляющее большинство выпускников не пошло работать по "школьным" профессиям. При такой постановке дела ни личные интересы, ни склонности, ни требования профессий к тем, кто их выбирает, не учитывались.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь 1977 г) указывает на необходимость обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания в общеобразовательной школе, организовать в этих целях эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся. Особое внимание обращается на развитие школьных мастерских, развертывание сети межшкольных учебно-производственных комбинатов.

Межшкольные учебно-производственные комбинаты, где школьников обучают профессиям, накопили уже известный опыт работы. Однако такой формой подготовки охвачена пока сравнительно небольшая часть городских школьников.

Общеобразовательная школа прилагает немало стараний для профориентации школьников. Она делает это силами учителей и с помощью передовиков производства, руководителей предприятий и учреждений, людей с "интересными" профессиями, представителей профтехобразования и т.д. Однако такая работа сталкивается с большими трудностями.

Учителя, как правило, не знают мира профессий: ни того, что та или иная профессия из себя представляет, ни того, чего она требует от человека, ни того, что она человеку дает. Более или менее реальное представление большинство учителей может дать ученикам только о своей профессии. (что они и делают на протяжении всех лет обучения, даже если не ставят перед собой такой цели) и о небольшом круге профессий, наиболее тесно связанных с теми учебными предметами, которые они ведут в школе.

Разного рода практические работники, привлекаемые школами для бесед с учениками, обычно хорошо знают свои профессии, а отнюдь не мир профессий. Часто это очень увлеченные своим делом люди, которые неизбежно действуют по нехитрому правилу: "каждый кулик свое болото хвалит". Воспитательное значение таких бесед может быть и большим, но к действительной профессиональной ориентации это имеет довольно отдаленное отношение.

Представители системы профессионально-технического образования должны быть в принципе знатоками мира труда. Но перед ними обычно стоит задача укомплектования конкретных профессионально-технических училищ, и именно этой задаче подчинена их ориентационная деятельность.

Кроме того, все перечисленные профориентаторы, кроме учителей, не знают конкретных учащихся. А ведь самая замечательная в абстракции профессия может по той или иной причине не подходить именно вот этому человеку. А сам 15-летний человек может еще и не понимать этого, даже если имеет некоторые представления о профессии.

Да и знание многими учителями своих учеников весьма относительно. Их знают чаще всего по тем "параметрам", которые важны с точки зрения школы: по успеваемости, дисциплинированности, податливости, специфично школьной активности. Между тем с точки зрения будущей профессиональной деятельности могут оказаться более важными совсем иные параметры личности, которые надо специально изучать, а для этого и владеть методикой изучения, и иметь необходимое время. Чтобы школа могла эффективно заниматься профессиональной ориентацией, в ее штатах, очевидно, должны быть специальные люди,, знающие и школьников, и мир профессионального труда. Мир профессий должен быть известен таким людям под углом зрения именно профессиональной ориентации, а школьники должны изучаться ими под углом зрения будущей трудовой деятельности. Видимо, это должна быть специальная профессия.

Что касается профориентационной деятельности самих предприятий и учреждений, то она чаще всего сводится к агитации за собственное предприятие и его профессии. Поэтому нередко на первый план выступают не профессиональные требования, а возможность учиться одновременно с работой, условия для развлечений и отдыха, наличие детских учреждений. Если вы скажете такому "ориентатору": "Вот вы агитируете этих девочек стать ткачихами, а может быть, многим из них больше подошла бы другая профессия, например продавца", - то можете услышать в ответ: "А зачем нам за других стараться, пусть сами о себе думают".

В результате всего этого многие молодые люди сначала оказываются, не на своем месте. Как мы уже говорили, в конечном счете все как-то устроится. Кто-то сумеет адаптироваться к не совсем подходящей профессии, кто-то переменит ее (а может быть, будет не раз менять одну на другую), кто-то, "заработав стаж", пойдет учиться дальше.

Все устроится, но не без издержек. И эти издержки могут быть очень велики: неудовлетвренность трудом и своей судьбой, пониженная производительность труда, низкое его качество, высокая текучесть кадров, отсутствие людей на определенных рабочих местах и невозможность использовать работников по специальности, недостаток рабочей силы в одних отраслях и районах и избыток - в других и т.д. Потери из-за отсутствия хорошо налаженной системы включения молодежи в трудовую жизнь очень велики. Организация и отлаживание такой системы - огромный резерв экономического и социального развития страны, тем более важный в настоящее время, что, как уже говорилось, прирост трудовых ресурсов в ближайшем будущем сократится. Производительность труда в народном хозяйстве может расти существенно быстрее, если каждый будет занят любимой работой.

Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выбор

В нашей стране существуют многие тысячи профессий. Абстрактно говоря, каждый молодой человек может выбирать свое будущее дело из всего этого необозримого многообразия. Практически, однако, спектр возможных выборов всегда значительно уже.

Если бы даже человек имел представление обо всех профессиях, реально он должен выбирать из того профессионального набора, который существует в месте настоящего или возможного его проживания или во всяком случае поблизости от него. А в этом отношении между разными населенными пунктами и районами существуют большие различия. Они определяются как народнохозяйственной специализацией местностей, так и размерами населенных мест.

Понятно, что, скажем, в "угольном" городе и городе "текстильном" состав профессий будет различным. Далее, небольшое село, поселок городского типа, малый и средний город и город-миллионер имеют совершенно различные по количеству наборы профессий. Чем больше поселение и чем разнообразнее отраслевая структура его хозяйства, тем богаче выбор. Это одно из важных преимуществ большого города, высоко ценимое населением. Широта профессиональных выборов - один из сильнейших магнитов большого города.

Далее, структура вакансий, открытых для молодежи, может быть значительно уже всего набора профессий, существующего в данном месте. Многие рабочие места занимают те, кто уже работал или работает по данной или другой профессии. Если то или иное рабочее место по какой-либо причине (условия работы, заработок) привлекательно для тех, кто уже работает на других рабочих местах, то его обычно занимают эти работники: или их переводят на возникшие вакантные места, или они поступают туда после увольнения с других мест. Руководство предприятий, строек и учреждений обычно заинтересовано в опытных работниках и предпочитает * их только начинающим трудовой путь молодым людям. Во многих случаях юноши и девушки и не могут занять этих вакансий из-за недостаточной квалификации.

Наивно было бы думать, что в большом городе человек выбирает из всего реального разнообразия вакансий. Главный ограничитель здесь - полное незнакомство молодежи с большинством профессий. На деле выбор каждый раз происходит из относительно небольшого круга широко и повсеместно распространенных занятий, а также некоторых профессий, с которыми человек знаком в силу особенностей собственной биографии. Если, скажем, человек вырос в семье, в которой есть представители какой-либо редкой профессии, то он будет с нею лучше знаком, чем другие, эта профессия войдет в круг тех, из которых он выбирает.

Далее, среди знакомых в той или иной мере профессий, по которым имеются вакансии, может не оказаться той или тех, к которым человек чувствует склонность. У некоторой части молодых людей профессиональные склонности и призвание проявляются рано и ярко, так что они могут страстно стремиться именно к данной профессии, скажем, летчика, моряка или радиоинженера, которую нельзя получить в данном месте. Далее, часты случаи, когда в данном месте молодых людей, которые должны начать трудовой путь, значительно больше, чем рабочих мест, которые они должны занять. Наконец, учебные заведения профессиональной подготовки любого уровня размещены не повсеместно. Даже для поступления в ПТУ нередко приходится переселяться. Еще менее равномерно размещены техникумы, а подавляющее большинство вузов находится в крупных городах. По всем этим причинам выбор профессии и начало профессиональной работы или обучения избранному делу связаны часто с переселением, переменой места жительства.

В последние годы в СССР ежегодно происходит 15-16 миллионов переселений. Наиболее подвижно население в возрасте от 15 до 25 лет т.е. в годы, когда завершается общее образование, выбирается род занятий, получается профессиональное образование, начинается работа в общественном хозяйстве. Несомненно, что большинство переселений в этом возрасте связано с распределением и перераспределением молодежи между отраслями народного хозяйства и профессиями, а также с нахождением молодыми людьми своего места в жизни в широком смысле слова.

Из всего этого видно, что процесс выбора профессии и распределения молодежи по занятиям тесно вплетен в густую сеть социальных процессов, а следовательно, его эффективное регулирование возможно лишь в совокупности с воздействием на другие социальные процессы. Оптимизация миграционных процессов, в частности, - одно из главных условий совершенствования профессионального распределения молодежи.

Человек не всегда получает ту профессию и окидывается на том рабочем месте, которые он выбирает.

Не только сам человек и близкие ему люди выбирают ему профессию, но и профессии нас в известном смысле выбирают или, наоборот, отвергают.

Так, в некоторых занятиях достаточно жестки медицинские критерии профессионального отбора (требования к зрению, вестибулярному аппарату и т.д.). Общая же медицинская справка о состоянии здоровья требуется от поступающих в профессиональное учебное заведение любого уровня или на работу в подавляющем большинстве случаев.

Отбор студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений производится, как правило, в условиях вступительных конкурсов. Эти конкурсы по некоторым наиболее престижным профессиям бывают очень велики. По ряду "творческих" профессий устраиваются особые экзамены по специальности. Главный критерий приема - сумма набранных экзаменационных баллов. Для некоторых поступающих имеются определенные льготы (для имеющих производственный стаж, бывших военнослужащих, медалистов, учащихся подготовительных отделений).

Вероятность поступления в вуз по конкурсу, при прочих равных условиях, больше всего зависит от фактических знаний абитуриентов. Такой порядок приема позволяет в известной степени учесть склонности и способности будущих студентов, поскольку фактические знания абитуриентов в значительной мере связаны с этими склонностями и способностями. Мало вероятно, что человек, которому трудно давалась в школе математика, пойдет на специальность, где нужна серьезная математическая подготовка, а человек, не любящий и не знающий языков и литературы, выберет филологический факультет.

Однако имеются серьезные проблемы профессиональной подготовки для тех, кто на первое место ставит не будущую специальность, а просто возможность получить высшее образование, кого интересует не столько будущая работа, сколько диплом. Сложно складывается начало трудовой жизни и у тех, кого интересовала, скажем, наука, но по стечению обстоятельств пришлось учиться в педагогическом институте и "отрабатывать" обязательные три года учителем без склонности к такой работе. Возникает и ряд других сложностей и трудностей. Однако в целом в вузах и средних специальных учебных заведениях отбор поставлен лучше, чем среди других потоков бывших школьников.

Набор учащихся в большинство ПТУ происходит без экзаменов и конкурсов. Не проводится никаких испытаний, связанных со склонностями, способностями и возможностями учащихся, важными с точки зрения будущей работы. Поскольку поступающие обычно недостаточно хорошо знают профессии, которые они сами или другие для них выбирают, и не знают других профессий, которые могут оказаться для них более подходящими, нередко происходят ошибки.

В литературе имеется много данных о влиянии правильного подбора работников на эффективность труда. Приведем некоторые примеры - "Сборщики мелких деталей, не приспособленные по природным данным к этой работе, не могут выполнить плановые задания больше чем на 50-60 процентов"; "Как правило, производительность труда у рабочих, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40 процентов выше, чем у рабочих, качества которых не соответствуют таким требованиям".

Таблица 2 Средняя величина показателя у молодых рабочих, в%

Показатель

Выбрали профессию

Разница в пунктах

сознательно

случайно

Выполнение норм выработки

122

115

+ 7

Не выполняют нормы выработки

0

5

-5

Допускают брак в работе

18

54

-36

Сдают работу с первого предъявления

38

12

+26

Участвуют в рационализации

38

24

+14

Планируют повысить квалификацию по специальности

35

16

+19

Планируют продолжить образование в вечерних техникумах, институтах и т.д.

29

15

+14

Желают перейти на другую работу

4

35

-31

О существенном влиянии сознательного выбора профессии на результаты труда свидетельствуют, например, данные обследования, проведенного на промышленных предприятиях Свердловской области (табл.2).

Как видим, у тех, кто выбрал работу случайно (по таким мотивам, как "здесь работают товарищи", "все равно, где работать" и т.п.), все экономические показатели деятельности ниже, чем у тех, кто выбирал профессию сознательно.

Специалисты считают, что сильная зависимость результатов труда от физических и психических задатков человека требует введения профессионального подбора на основе определения профессиональной пригодности. "... Непригодность к работе в определенном виде деятельности не может быть компенсирована продолжительностью тренировки, ибо в процессе тренировки способность лишь развивается, а не создается вновь".

Разумеется, результаты труда зависят не только от психофизиологических особенностей человека, но и от удовлетворенности его своим трудом. Однако эта удовлетворенность тоже в немалой степени определяется указанными особенностями. Специалисты полагают, что "объективную предрасположенность индивида к той или иной профессии можно определить с достаточно высокой степенью достоверности ".

Из сказанного видно, что широкое использование профессионального подбора при распределении молодежи по профессиям - огромный резерв роста производительности труда.

Конечно, свои' психофизиологические особенности в какой-то степени учитывает сам человек при самостоятельном выборе профессии. Однако в условиях недостаточного знания особенностей профессий и собственных возможностей большинство таких выборов совершается сугубо эмпирически, путем "проб и ошибок".

Во всех случаях выбирать профессию должен сам молодой человек, а не кто-то другой за него. Сказать об этом надо потому, что нередко высказываются иные точки-зрения.

Так, к примеру, А.В. Соловьев в специальном труде по профориентации, который мы уже цитировали, предлагая создать научно-практические центры, которые будут централизованно проводить работало профподбору и профориентации, руководить работой по профессиональной ориентации в школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах, считает, что они - должны "организовать широкую информацию молодежи о текущей и перспективной потребности данного региона в рабочей силе с целью убедить каждого подростка в необходимости приобретения именно такой (а не иной) профессии и занятия определенного рабочего места".

Такая установка представляется весьма сомнительной и противоречащей другим утверждениям этого автора. Так, далее он утверждает, что эти центры должны "найти круг профессий, наиболее пригодных для конкретного человека".

Вот именно "круг профессий", более или менее пригодных для данного человека, а также, видимо, и круг людей, наиболее пригодных для исполнения определенных профессиональных ролей. А уж выбор конкретной профессии и конкретного рабочего места - дело личное. Никакой необходимости в том, чтобы этот человек приобрел "именно такую (а не иную) профессию", в общем случае нет.

Если, допустим, у общества есть потребность в том, чтобы в таком-то районе по 100 человек получили профессии токаря, фрезеровщика и шлифовщика, и, с другой стороны, имеется 300 человек, для которых эти три занятия примерно одинаково подходящих, то какой смысл убеждать "каждого подростка" стать именно токарем или фрезеровщиком? Для общества разные варианты распределения этих 300 человек между тремя профессиями с экономической точки зрения равноценны. А для самих людей эти варианты могут оказаться далеко не равнозначащими. Таким образом, с социальной точки зрения личные выборы предпочтительнее, чем навязывание (даже с помощью убеждения) того или иного занятия, ибо выбранное самим человеком для него дороже и милее, чем навязанное. При личном выборе лучше будет отношение к избранной профессии, выше удовлетворенность ею, меньше стремление сменить ее и т.д. В конечном счете это положительно скажется и на экономическом аспекте деятельности человека и будет выгодно обществу экономически. Уязвимо и предложение "балансировать" - потребности в лицах определенных профессий и распределение молодежи по этим профессиям в пределах "данного региона". Дело прежде всего в том, что, как уже говорилось, многие регионы нуждаются в большом привлечении рабочей силы со стороны, в других же имеются излишки трудовых ресурсов. Скорее всего молодежи следует предоставить широкую информацию по этим вопросам по стране в целом, с дифференциацией по территории. А место жительства опять-таки должны выбирать сами будущие работники. На практике, как мы уже говорили, сильно стремление направить юношей и девушек на те рабочие места, которые имеются в данном населенном пункте. Одно из следствий этого - снижение престижа и без того мало престижных профессий, ибо вакансии имеются в первую очередь именно по таким профессиям. Далее, у мальчика из отдаленного села имеется точно такое же право на то, чтобы стать физиком-теоретиком или философом, как и у мальчика из городской семьи, живущей в ближайших окрестностях Московского университета. И далеко не очевидно, кстати, какой вариант выбора профессии этим мальчиком более выгодней обществу общество должно предоставлять мальчику возможность принимать решения, связанные с трудовой деятельностью, на базе достоверной информации как о самих профессиях, условиях труда по ним, так и объективном психофизиологических и других параметрах личности, важных с точки зрения выбора профессии, ее приобретения и будущей профессиональной деятельности.

Эти проблемы можно решить только на основе создания государственной системы профориентации, профконсультаций и профотбора, что позволит повысить обоснованность самостоятельного выбора профессии. Нужно стремиться к тому чтобы гармонично сочетать личные и общественные интересы в сложном процессе распределения молодежи по видам деятельности, а так же по отраслям народного хозяйства и территории страны.

Заключение

Выбор профессии - одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком, вступающим в “мир взрослых людей”.

Её решение связано с огромным многообразием различного рода фа
кторов:

? интересами, склонностями, способностями учащегося;

? позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка и юноши;

? популярностью профессии для молодого человека;

? социальной значимостью данной профессии в жизни общества;

? экономическими перспективами трудовой деятельности.

“Разумный учёт” всех этих факторов позволяет избежать многих проблем, связанных с “ошибочным выбором” профессии.

Но в то же время, каждый ли молодой человек способен самостоятельно осуществить этот “разумный учёт”?

Полагаем, далеко не каждый.

Причиной тому могут быть:

? отсутствие “ярких” и устойчивых интересов;

? подростковый и ранний юношеский конформизм;

? дефицит информации относительно ряда профессии;

? несформированность волевых компонентов личности.

Все эти причины крайне затрудняют профессиональное самоопределение учащегося, благоприятствуют неосознанному самоопределению взрослеющего человека.

А как положительный итог, могут послужить стимулом обращения к услугам профконсультанта.

Обладая необходимым багажом знаний и умений, профконсультант призван всемерно содействовать решению насущных проблем профессионального самоопределения учащихся.

Выбирая в качестве формы профконсультационного процесса индивидуальное профконсультирование, он стремится максимально скоординировать все усилия на решении профориентационных затруднений какого - либо определённого клиента. Что в конечном итоге приводит к результату. И в большинстве случаев, к позитивному результату.

Под которым необходимо понимать - разрешение профориентационных затруднений клиента. Определение его профессиональных предпочтений, и профессиональной направленности.

Полагаем, в этом и состоит значение индивидуальной профконсультации в выборе профессии учащимся.

Список литературы

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1999. - 160 с.

Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. - М.: Знание, 1989. - 94 с.

Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать