Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

63

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Содержание

  • Введение
    • I глава. Научно-педагогические основы решения проблемы содержания и организации работы групп продленного дня
    • 1.1 Группа продленного дня как феномен образования
    • 1.2 Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
    • 1.3 Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
    • II глава. Организация работы в группе продленного дня в современной школе
    • 2.1 Организация работы в группах продлённого дня
    • 2.2 Взаимодействие с учениками, план совместной работы
    • 2.3 Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учениками.
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Приложения
Введение

Актуальность исследования.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. Поэтому понятно, что система продленного дня, работающая в различных формах уже более 40 лет, естественно впитала в себя все пороки авторитарной школы, ведь она замышлялась и развивалась как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.

Таким образом, проблемой исследования является, то, что в буднях продленного дня, в атмосфере множества команд, фронтальных требований, построений парами дети даже не осознают себя мальчиками и девочками, не говоря уже о восприятии себя субъектом собственной жизни. Существование по жесткому режиму, придуманному взрослыми (расписание занятий, школьная столовая, наличие помещений и т.д.), лишает ребят уже в начальных классах важнейшего основания их взросления, нормальной социализации - осознания собственной самоценности, убежденности в значимости своей личности.

Неверно считать, что эти высокие задачи возможно решать только в системе уроков. Где же выход? Он есть. Для начала педагогам нужно глубоко пережить недовольство собой именно как воспитателем, чтобы отторгнуть старое. Сейчас нужно хотя бы поверить, что именно воспитателям предстоит участвовать в серьезных педагогических преобразованиях.

Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования - изучить теорию и показать возможную проблему на практике.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс развития познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.

Предмет исследования - формы и методы взаимодействия учителя и воспитателя в организационно-познавательной деятельности у младших школьников в режиме продленного дня.

Гипотеза исследования состоит в следующем: повышению уровня познавательной деятельности в режиме продленного дня у младших школьников способствует взаимодействие учителя и воспитателя.

Задачи:

раскрыть решение проблемы;

изучить возрастные особенности, психолого-педагогические основы;

выявить пути и средства решения проблемы.

Методы исследования: изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме; наблюдение; анкетирование; тестирование; материалы могут быть полезны для классного руководителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений, учителями начальной школы при планировании и организации групп продленного дня, внеклассных мероприятий, занятий кружка и других форм работы с учащимися.

I глава. Научно-педагогические основы решения проблемы содержания и организации работы групп продленного дня

1.1 Группа продленного дня как феномен образования

Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летнего возраста обучались бы будущие правители государства и его идеологи.

По мысли Платона, в дошкольном возрасте (до 7 лет), потом в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет), эфебии (с 17 до 20 лет) и школе философов (с 20 до 30 лет - первая ступень, с 30 до 35 лет - вторая ступень) дети, подростки и юноши наряду с физическими возможностями должны развивать и свои социальные способности.

Платон отказывает детям в семейном воспитании, вообще убирает семью как институт своего идеального государства, считая, что она только укрепляет частную собственность и отвлекает граждан от служения обществу.

В конце XIX - начале XX века идеи социального воспитания Платона снова привлекли внимание педагогов. Мир переживал крупные экономические потрясения, продовольственные и финансовые кризисы, миллионные иммиграции. На этом фоне все отчетливее проявлялись две тенденции. С одной стороны, шло разрушение семьи как главного института воспитания, выращивающего "сынов Отечества". Большинство педагогов-теоретиков (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий) принимали кризисное положение семьи как состоявшийся факт и считали, что чем раньше семейное воспитание будет замещено общественным, тем лучше.

Другие педагогические деятели (П.П. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой) отстаивали убеждение, что нормальная семья является ничем не заменимым органом социального воспитания. По их мнению, идеал семьи всегда выступает и как главный оплот государства.

Наконец были педагоги (К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко), которые считали, что только тесное и хорошо организованное профессионалами сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских организаций приведет к правильному социальному воспитанию.

В нашей стране вопросы социального воспитания волновали педагогическую общественность и ученых-педагогов и после Октябрьской революции 1917 года.

С первых лет Советской власти молодое пролетарское государство отчетливо осознавало задачи социального воспитания детей. Российские педагоги уже в начале ХХ века считали необходимым развивать у детей навыки социальной жизни, социальную активность, опыт самоуправления, сознание долга перед людьми и своей Родиной.

Православный философ и педагог В.В. Зеньковский в 1918 году в статье "Социальное воспитание, его задачи и пути" писал: "Образование должно не только организовать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе, оно должно также подготовлять к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь". Поэтому, по мысли В.В. Зеньковского, школа обязана быть этим "органом социального воспитания".

Педагоги ранней поры Советской власти понимали, что первым шагом в данном направлении должны стать такие формы школьной работы, которые учитывали бы естественные стремления детей и подростков к общению.

В1918 году в крупных городах, где еще сохранился опыт детских кружков и обществ, стали официально открывать клубы для детей, площадки для игр, летние трудовые колонии. В Петрограде с 1918 года преобладающей формой образования рабочих подростков стали школы-клубы. Работали они без определенных инструкций и программ, весь успех обеспечивался инициативой и творчеством педагогов и самих учащихся (хоровая деятельность, драматическая, музыкальная, художественная; резьба по дереву, столярная, вышивка, шитье; городки, борьба).

В 1925 году в крупных промышленных центрах были созданы ФЗС (фабрично-заводские семилетки) - их называли "школы целого дня" при фабриках и заводах. Принимали в ФЗС подростков, закончивших школу I ступени (четыре класса начальной школы) и поступивших работать на данное предприятие. После 4-5 уроков по общеобразовательным предметам был перерыв на обед, потом три часа работы в цехе под руководством мастеров. Далее часы самоподготовки в библиотеке или классных помещениях, затем спортивные занятия, художественная самодеятельность, кружки по интересам. Вечером учащиеся возвращались домой.

Непосредственное рождение продленного дня как формы образовательного процесса связано с социально-политическими процессами в обществе и педагогическими поисками в образовании в период "хрущевской оттепели". Демократические тенденции в общественной жизни активно подпитывали идеи дальнейшего развития и совершенствования системы общественного воспитания детей.

В сентябре 1956 года в соответствии с решениями ХХ съезда КПСС было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "об организации школ-интернатов". Они представлялись как модель будущего, как "очаг коммунистического воспитания". Предполагалось, что школы-интернаты не только заменят детям семью, но и оградят от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма, приобщат к труду.

Теоретики-педагоги и их политические кураторы убежденно считали, что пребывание детей в школе интернате "от младенчества до зрелого возраста даст возможность педагогическому коллективу последовательно осуществлять систему воспитания, необходимую для формирования человека коммунистического общества".

В.А. Сухомлинский не мог скрыть свою обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильное понимание самой сущности общественного воспитания. "Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья, - напоминает он увлеченным организаторам школ-интернатов и предостерегает: Чем больше детей у нас будет воспитываться в школах-интернатах, тем больше будет людей, стремящихся в зрелом возрасте избавится от своих престарелых родителей".

В 1960 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об организации школ с продленным днем". Школы этого типа развивались быстрыми темпами. Но еще более массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 80-х годов более 40% учащихся начальных классов занимались в режиме продленного дня.

Однако став массовой формой учебно-воспитательного процесса, режим продленного дня проявил и недостатки, особенно очевидные в 80-е годы. О них говорили педагоги, ими возмущались родители, они отталкивали детей от продленки. Коротко отметим негативные черты:

Часто массовый охват детей режимом продленного дня приводил к формализму. Школа просто объявляла об открытии групп и классов продленного дня, не давая родителям выбора. Это затрудняло жизнь детей, которые посещали музыкальные, художественные, спортивные школы, а также должны были помогать младшим или пожилым членам семьи;

Во многих школах режим продленного дня разворачивался без должной материальной базы. Школы работали в две смены, и для занятия детей после уроков не было помещений, оборудованных игровых площадок в школьных дворах, налаженного горячего питания, медицинского контроля;

Не могло не сказываться на качестве работы продленного дня при его невероятной массовости и отсутствие необходимого количества квалифицированных педагогов-воспитателей.

Давала себя знать и изоляция детей, в продленном дне школы от жизни их ровесников в микрорайоне, от естественного социума и даже, в определенной степени, от каждодневных контактов и обязанностей в семье.

Демократические преобразования в нашей школе в 1990-е годы привели к значительному сокращению масштабов использования режима рабочего дня.

Но что мы видим сегодня? Улеглись кампании лихорадочного реформирования, заработали новые типы школ, в том числе частные, а режим продленного дня жив.

Ослабление воспитательных функций семьи - тенденция, обусловившая появление режима продленного дня в конце 50-х годов, характерна и для настоящего времени. Современные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках.

Особенно остро переживает семья занятость матерей. Нигде в мире нет такого числа работающих женщин по отношению к общему количеству трудоспособного населения, как у нас в России. Еще один нерадостный показатель нашей жизни, отмечаемый социологическими исследованиями: "каждый седьмой ребенок в России воспитывается в неполной семье. Это 14% семей".

Растет детская беспризорность. Точной статистики, к сожалению, не имеется, но в выступлениях официальных лиц упоминалось о более 2 миллионов беспризорных детей по России. Это дети, которые полностью вышли из-под всякого педагогического влияния, живущие по законам улицы.

Однако не могут быть абсолютно спокойными и работающие родители благополучных школьников, которые сразу после уроков отправляются домой. Дома он смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, у него нет общения, нет интересных занятий, новых впечатлений, нет выдумки и творчества.

Совершенно очевидно, что младшие школьники уже заражены бациллами девиантного (отклоняющегося) поведения. И если школа часто не в силах удержать подростков, так как, к сожалению, оказалась почти разрушенной система бесплатного детского творчества (кружки и студии, спортивные и любительские объединения), то младших школьников она еще может увлечь. Вот почему необходим продленный день. Школа, которая организует для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников, способна уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний.

Обратимся еще к одной тенденции, которая, на наш взгляд, делает сейчас актуальным режим продленного дня. Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развивающая, личностно ориентированная школа. А это значит, что она просто не может обойтись без режима продленного дня.

Положение о группе продленного дня в общеобразовательной школе.

I. Общие положения

1. Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся.

Организация деятельности группы продленного дня основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности.

2. В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02", другими документами об образовании, уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением.

3. Основными задачами создания группы продленного дня общеобразовательного учреждения являются:

организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;

создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;

организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе.

II. Организация деятельности группы продленного дня

1. Группа продленного дня создается общеобразовательным учреждением следующим образом:

проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в группе продленного дня;

комплектуется контингент группы обучающихся: одной параллели классов;

одной ступени обучения; основной школы;

организуется сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об отсутствии противопоказаний для посещения группы);

разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением учебных и игровых помещений.

Наполняемость группы продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование группы с меньшей наполняемостью, определенной уставом общеобразовательного учреждения.

2. Педагогический работник - воспитатель группы разрабатывает режим занятий обучающихся (воспитанников) с учетом расписания учебных занятий общеобразовательного учреждения, плана работы группы.

III. Организация образовательного процесса в группе продленного дня

1. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий.

Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до... (до 18-20 часов).

2. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых на базе общеобразовательного учреждения, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся.

3. По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с родителями).

4. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки.

Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке.

Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам.

Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.

IV. Организация быта воспитанников группы продленного дня

1. В группе продленного дня сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, учебно-опытная работа на пришкольном участке) до начала самоподготовки с их участием, во внеучебных мероприятиях - после самоподготовки.

Продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, для обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Для обучающихся 1-х классов при наличии соответствующих условий может быть организован дневной сон.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов.

Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:

в 1-м классе со второго полугодия - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часа;

в 3-4-м классах - до 2 часов;

в 5-6-м классах - до 2,5 часа;

в 7-8-м классах - до 3 часов.

После самоподготовки - участие детей во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т.п.

2. В общеобразовательном учреждении организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня (завтрак и обед), а при длительном пребывании в общеобразовательном учреждении - полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства родителей.

Кроме этого, для организации питания могут использоваться продовольствие, сельскохозяйственные продукты, выращенные на пришкольных участках.

Примечание. Учредитель и руководство общеобразовательного учреждения могут рассмотреть вопрос об освобождении от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% от общего числа воспитанников, из них до 10% - полностью и до 15% - до половины размера стоимости питания.

3. Для работы группы продленного дня с учетом расписания учебных занятий в общеобразовательном учреждении могут быть использованы учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, ответственного за проведение учебного или досугового занятия с воспитанниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать