Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

1

41

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

1.2. Биологические ритмы и работоспособность

1.3. Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Нарушение биологических ритмов

3.2. Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность [6].

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Теории «трех биоритмов» около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм [3,6].

Психолога Германа Свободу и отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать "дедушками" теории биоритмов.

Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трех биоритмов" имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70-80 гг. биоритмы завоевали весь мир.

Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов [3].

Изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.

В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного шара страдает от бессонницы.

Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма [3,12,16].

В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.

Одна из быстроразвивающихся наук XX века - биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

А так как, темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Решение этого вопроса возможно также и через реализацию научно обоснованных методик физического воспитания учащихся. Поэтому выявление влияния биоритмов на физическую работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на организм учащегося будет способствовать повышению работоспособности учащихся средних классов.

Рабочая гипотеза. Построение занятий по легкой атлетике с учетом влияния биоритмов на организм детей среднего школьного возраста будет способствовать повышению их физической работоспособности.

Предмет исследования - влияние биоритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов занимающихся легкой атлетикой.

Объект исследования - учащиеся 6-7-х классов общеобразовательной школы.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на секционных занятиях по легкой атлетике так и на уроках физической культуры у учащихся средних классов.

Внедрение результатов исследования в практику физического воспитания школьников создаст дополнительные возможности повышения их уровня физической работоспособности.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Работа выполнена на 30 страницах машинописного текста. Содержит в себе 2 таблицы. Список литературы включает 21 источник.

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими по-степенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий харак-теризуется, с одной стороны, спецификой функционирования желез внутренней секреции и связанными с этим морфофункциональными преобразованиями всех систем организма, и с другой стороны, - изменениями в психическом и социальном плане.

1-я стадия - (10 лет у девочек, 11-12 лет у мальчиков) - предпубертатный период, характеризуется отсутствием вторичных по-ловых признаков. Темпы роста в это время сравнительно низкие, увеличение длины тела происходит в основном за счет роста туло-вища, корково-подкорковые отношения характеризуются как отно-сительно зрелые [1,2].

2-я стадия (10-12 лет у девочек, 12-13 лет у мальчиков) - связана с усилением гипофизарной активности и секрецией соматотропина и фоллитропина. Эти гормоны оказывают влияние на скорость роста и появление начальных признаков полового созре-вания. Так, темпы роста туловища в длину замедляются и ускоря-ется рост конечностей. Отставание роста туловища имеет глубо-кий биологический смысл: в это время замедляется рост сердеч-ной мышцы, вследствие этого функциональные возможности сердца временно отстают от потребностей растущего организма, тормо-зится прирост легочной массы, что сказывается на кислородном снабжении работающих мышц, временные ограничения объема кровотока затрагивают не только мышцы, но и головной мозг, поэтому у подростков в это время отмечаются быстрая утомляемость снижение общей активности, контроля поведения, продуктивности учебной деятельности и работоспособности, раздражительность и изменение поведенческих стереотипов.

3-я стадия - 13-15 лет у мальчиков, 12-14 лет у девочек - со-пряжена с изменением ростовых процессов: замедляется скорость роста конечностей и увеличивается рост туловища. Именно на этот период приходятся наиболее; высокие показатели скорости роста массы и длины тела. Данный период полового созревания называют пубертатным скачком роста. Увеличение темпов роста связано с секреторной активностью соматотроглина (гормона роста), выделя-емого гипофизом. Для таких активных морфологических преобразо-ваний необходимо большое количество энергетического и пластичес-кого материала, поэтому увеличивается использование резервов жи-рового депо - подросток худеет, заметно уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Процессы роста туловища сопряжены с ростом внутренних органов - сердца, легких, печени, увеличивается грудная и брюшная полости. Как следствие этого, происходит увели-чение объема кровотока, жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода мышцами и т.п. Увеличение скорости крово-тока приводит к заметному повышению температуры кожи, особен-но конечностей, что является довольно характерным признаком на-ступившей 3-й стадии полового созревания. Однако при этом процес-сы терморегуляции снова, как и в младшем школьном возрасте, выходят на менее экономичный режим. У подростков это проявля-ется в учащении простудных заболеваний. К тому же глубокие пере-стройки в функционировании сердечно-сосудистой системы повы-шают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Поэтому при планировании и проведении учебно-воспи-тательных мероприятий и профориентационной работы необходимо учитывать эти особенности возраста и, соответственно, регулиро-вать школьную и трудовую нагрузку подростков [4,7,18].

Социальная зрелость появляется у подростка на психологичес-ком уровне в виде ощущения собственной взрослости. Это новообразование в психике является структурным центром самосознания, и именно с него, по мнению Леонтьева, начинается второе рождение личности [2,13]. Появившееся чувство взрослости в данном возрасте выражается в изменении отношения не только к себе, но и к окружа-ющим людям, ценностям, способам поведения, т.е. связано с нача-лом формирования мировоззрения. Этот процесс сопряжен с изме-нением социальной активности подростка, которая заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Возникающие при этом конфликты являются следствием неправильного отношения и пове-дения взрослого окружения и нежелания считаться с развитием лич-ности подростка. Поэтому школьнику в это время занчительно лег-че и проще общаться со сверстниками, отношения с которыми скла-дываются на основе коллегиальности, равноправия и на нормах «взрослой» морали равенства. Группа сверстников, удовлетворяю-щая потребность подростка в принятии себя, становится для него авторитетной, он стремится принять нормы и ценностные ориента-ции данной группы. В целом социальная адаптация школьника в дан-ном возрасте определяется шестью реакциями, составляющими суть «подросткового комплекса» (по А.Е. Личко и ВТ. Кондратенко) [17,20]

1. Реакция эмансипации проявляется в виде протеста против установленных правил и порядков, стремления подростка к независимо-сти, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

2. Реакция группирования со сверстниками, вызваны взросле-нием подростка, потребностью в новой информации о мире и о себе, в новых эмоциональных контактах и взаимоотношениях.

3. Реакции увлечения имеют для подростка такое же значе-ние, как и игры для детей младшего школьного возраста; оказы-вают большое влияние на формирование личности, часто являют-ся средством для самовыражения и идентификации с подобными себе, средством достижения престижного статуса в своей среде.

4. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, вызван-ные половым созреванием.

5. Дисморфореакция - реакция на свою внешность.

6. Рефлексиореакция связана с повышенным вниманием к своему внутреннему миру.

В данный возрастной период подростки наиболее восприим-чивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречи-вы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряже-ния. Поэтому искусство педагога и родителей заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переклю-чали внимание подростков на различные и многообразные виды деятельности. Кроме того, отрочество сензитивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше зани-мает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертыва-ется» детская форма воображения и начинает складываться но-вая. Представления, фантазии, продукты собственного воображе-ния нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельно-сти или рассказах о них [20].

Одним из центральных моментов развития в этот период яв-ляется резкое возрастание познавательной активности и любозна-тельности, сензитивности для возникновения познавательных ин-тересов, которые в этот период характеризуются некоторой двой-ственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружаю-щему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным пробле-мам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразова-нию и самосовершенствованию.

Выделение значения приобретения учением личностного смыс-ла и рассмотрение этого нового отношения к знаниям как ядра чув-ства взрослости имеет принципиально важное значение для форми-рования и коррекции учебной мотивации. Современная школа с про-исходящей в ней дифференциацией образования подтверждает это положение. В гимназиях, лицеях, специализированных школах и дру-гих учебных заведениях с углубленным дифференцированным обу-чением снижение учебной мотивации наблюдается только у тех учеников, которые по ряду причин не открыли для себя личностно-го смысла в учении (профиль учебного заведения не совпадает с интересами и т.д.). В обычных классах снижение учебной мотива-ции происходит, если школьники не видят смысла в получении зна-ний, это не включено в их представление о взрослости [1,14,17].

Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» игра-ет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, само-стоятельным творческим трудом. Происходит формирование сис-темы личностных ценностей. Старшие подростки начинают инте-ресоваться разными профессиями, развиваются профессиональные интересы и склонности, т.е. начинается процесс профессионально-го самоопределения. Однако это характерно не для всех школьни-ков. В этом возрасте еще не все подростки задумываются о выбо-ре будущей профессии. Это проявление одного из множества ха-рактерных для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении учебных задач и в иных ситуациях, побуждает взрослых обсуждать с ними достаточно серьезные про-блемы, но с другой стороны, при обсуждении вопросов, которые касаются будущей профессии, этики поведения и т.д., может обна-ружиться инфантильность этих почти взрослых людей, нуждаю-щихся в помощи и поддержке [10].

Своеобразной особенностью подростковых интересов являет-ся безоглядность увлечения, когда интерес (часто случайный) вдруг становится страстью, чем-то чрезмерным, появляется «мода» на интересы. В этом возрасте обычно появляется увлечение музы-кальными ансамблями, что связано с потребностью в эмоциональ-ном насыщении. Исходя из анализа того, что увлекает подростка и что оставляет его безучастным, можно судить о развитии его лич-ности. Причины устойчивого отсутствия интересов кроются в осо-бенностях семейного и школьного воспитания, социальных услови-ях. Нередко интересы гаснут, когда подросток испытывает трудно-сти, неуспех в новой деятельности или ярко выраженную тенденцию к «отказу от усилий». Л.С.Выгодский считает, что ключом ко всей проблеме психического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте [2,10].

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «под-ражания» в развитии личности, оно становится управляемым и на-чинает обслуживать потребности личного самосовершенствования ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики, подражая мужествен-ным, смелым, сильным героям фильмов или старшим ребятам, взрослым мужчинам, начинают заниматься воспитанием необхо-димых качеств через занятия спортом. Вначале это происходит ради развития волевых качеств, силы, а затем продолжают заниматься для достижения высоких результатов, что способствует развитию мотивации достижения успеха. Полезные волевые качества, зак-репившиеся в ходе этих занятий, затем могут перейти на профес-сиональную деятельность, определяя вместе с мотивацией достижения успеха ее практические результаты. У девочек выработка качеств, аналогичных волевым, идет иначе. Они особенно стара-ются преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, т.е. у них вырабатывается настойчивость и работоспособность в тех видах деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем [4,10].

Одним из центральных моментов развития в этом возрасте становится «чувство взрослости» и вытекающее из него стремле-ние делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного достоинства и требование к взрослым ува-жать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подрос-тков просоциальной и общественно полезной деятельностью.

Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи достаточно интеллектуально развитым человеком, об-ладающим определенными способностями, умениями, т.к. отроче-ство - это период бурного развития познавательных процессов, ста-новления избирательности восприятия, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстракт-ное, теоретическое мышление, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы. Именно формирование мышления, приводя к разви-тию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль - даст средство, с помощью которого ребенок может раз-мышлять о себе. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку [10].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать