Влияние внеучебной работы на формирование экологической культуры студентов
p align="left"> 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КГУ

Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "КГУ". И, говоря словами известного героя Александра А. Ревы, можно лишь добавить: «Да, это так!».

На факультете и на кафедре организована активная внеучебная деятельность студентов. В целях повышения качества культурно-воспитательной работы КГУ, удовлетворения потребностей студентов университета в творческом, нравственном, интеллектуальном развитии в культурном центре созданы творческие студии.

Деятельность творческих студий осуществляется в следующем: участие и помощь в организации досуговых, торжественных, официальных, массовых и других мероприятий университета, проведение плановых мероприятий КГУ, представление вуза на районных, городских, областных, региональных и всероссийских мероприятиях. Помимо участия в общеуниверситетских мероприятиях ежегодно студенты организуют и проводят конкурсы, концерты, праздники на факультете

Традиционные творческие мероприятия факультета

· Посвящение в студенты ФЕН

· День пожилого человека

· День учителя

· Новый год ФЕН

· 8 марта и 23 февраля

· День рождения университета

· Игра «Вокруг света»

· Последний звонок

Большое внимание в КГУ уделяется физической культуре. Физподготовкой занимаются по учебному плану студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Желающие могут совершенствовать спортивное мастерство в секциях по баскетболу, волейболу, настольному теннису, футболу, плаванию. При вузе работают здравпункт, профилакторий, база отдыха «Елочка», бассейн «Дельфин». Для иногородних студентов КГУ предоставляет общежития, в которых созданы все условия для жизни и учебы студентов.

Традиционные спортивные мероприятия

· Участие в турнире по мини-футболу КГУ,

· День здоровья факультета,

· Турнир по шахматам и шашкам,

· Турнир по настольному теннису,

· Турнир по футболу между студентами и преподавателями.

Большое значение в вузе придается совершенствованию системы научно-технического творчества и научно-исследовательской работы студентов. Организация и координация работ в этом направлении в университете возложена на Орден Науки в студенческом самоуправлении. Также организованы различные общества, одно из них- «Экологическое общество», которое организует и координирует различные экологические акции. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективности научно-исследовательской работы в университете, активизации научных мероприятий планируется дальнейшее развитие научных олимпиад, конкурсов, выставок научно-технического творчества студентов, научных молодежных школ и конференций, планируется воссоздание студенческого научно-технического общества.

Традиционные научные мероприятия

· Научная неделя

· Внеплановые студенческие конференции

· Олимпиады и прочее

На факультете создан орган студенческого самоуправления как самостоятельное студенческое движение и Проект правового положения независимого объединенного студенческого королевства «ФЕНляндия». Организованы и плодотворно функционируют согласно своим протоколам Орден Печати и Сервиса, Орден Науки и Орден Спорта, Орден Профсоюза и Орден ФЕНоменов.

Традиционные мероприятия студенческого самоуправления

· Анкетирование

· Выпуск факультетской газеты

· Конкурс на лучшую академическую группу факультета

· Выборы главы самоуправления

· День рождения самоуправления

Студенты факультета естественных наук принимают активное участие в следующих мероприятиях:

· конференциях и встречах:

· семинарах и программах:

· проектах

· научно-исследовательских экспедициях

· экологических акциях

· культурных мероприятиях

Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.

На факультете определены следующие основные направления внеучебной работы со студентами:

· Формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций вуза;

· Информационное обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды, факультетскую прессу и другие средства информации;

· Организация работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;

· Организация работы кураторов академических групп, в том числе и проведение рабочих семинаров и совещаний, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

· Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, подготовка методологической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете;

· Организация воспитательного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью студентов, проведение смотров-конкурсов на факультете;

· Организация по первичной профилактике наркомании и ВИЧ- инфекции на факультете;

· Внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологический исследований;

· Проведение анализа и контроля воспитательной работы, проводимой на факультете, распространение передового опята работы других факультетов и вузов;

· Организация участия студентов в мероприятиях вузовского, городского и т. д. уровней;

· Содействие в работе студенческой профсоюзной организации факультета, других общественных организаций, клубов, объединений;

· Подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета;

· Осуществление взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско-преподавательским составом кафедр факультета по организации воспитательной работы.

Для координации работы организаций, принимающих участие в осуществлении внеучебной работы, создан совет по внеучебной работе.

Ежегодно на совете по внеучебной работе утверждается координационный план мероприятий, который доводится до всех структурных подразделений университета и общественных организаций.

На 2008-2009 учебный год этот план включает такие мероприятия, как:

1. Осенью: заселение студентов в общежитие; знакомство первокурсников с кураторами, деканатом, уставом, структурой, историей и традициями факультета, правами, обязанностями и правилами поведения; выявление пожеланий студентов о проведении мероприятий на факультете; организация постоянного выхода факультетской газеты «ФЕНИКС»; подготовка и проведение мероприятий, посвященных «Дню пожилого человека» и «Дню учителя»; проведение старостата для 2-4 курсов; подготовка и проведение праздника «Посвящение в студенты»;презентация студенческого самоуправления; организация предметных олимпиад для школьников (очных, заочных и Интернет-олимпиад); внутрифакультетский конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу; подготовка к студенческому фестивалю «Веселый ДЯФ».

2. Зимой: участие в студенческом фестивале «Веселый ДЯФ»; проведение мероприятий, посвященных «Дню борьбы со Спидом»; подведение итогов работы студенческого самоуправления; подготовка и проведение «Новогоднего праздника» на факультете; подготовка и проведение праздника «Татьянин День»; подготовка и проведение праздников «14 февраля» и «23 февраля».

3. Весной: подготовка и проведение праздников «8 марта» и «День рождения факультета»; подготовка и проведение «Недели науки»; выезд студентов «День самоуправления»; подготовка и проведение «Последнего звонка»; и проч.

В течении всего учебного года проводятся такие работы, как организация предметных олимпиад для студентов и школьников; разработка и постоянное сопровождение сайта факультета; разработка англоязычной версии сайта; издание монографий; разработка электронной факультетской библиотеки; ведение летописи истории факультета, создание стенда по истории факультета.

Студенты факультета искренне заинтересованы жизни университета и личного самообразования, о чем свидетельствует их активное и успешное участие в различных мероприятиях и акциях. Чего только стоят ежегодные студенческие конференции с их постоянными лидерами-участниками и участницами, которые год за годом показывают самые лучшие результаты, постоянно повышая уровень своего развития.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуется осознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сегодня не меньшую тревогу, чем состояние экономики, политики, нравственности и культуры общества.

Деятельность человека привела к глубоким преобразованиям окружающей среды, в том числе и всей биосферы. Социоприродные экосистемы во многих странах и регионах стали не только неблагоприятными для жизни человека, но даже губительными для него. Сегодня возникла острая необходимость создания гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой, при котором будет сохраняться и развиваться биосфера как условие существования человечества.

Выход из кризисной экологической ситуации не может произойти автоматически и предполагает не только самые решительные социально-экономические, политические и правовые меры со стороны общества, но и существенную перестройку в духовно-практических отношениях людей к природе. Формирование экологической культуры, основанной на общечеловеческих ценностях и приоритетах, осознаётся как имманентное условие педагогического образования.

Под экологическим воспитанием принято понимать процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумной экологической деятельности.

Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи --все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.

Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения. Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.

Основными принципами экологического образования и воспитания являются: комплексность и междисциплинарный подход; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; сочетание обучения с выходом в сферу практики; взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.

Одним из главных способов достижения гармонизации отношений человека и природы должна стать экологическая культура как новый способ самосохранения общества. Понятие «экологическая культура» должно рассматриваться нами в контексте устойчивого развития, коэволюции. Слово «культура» - одно из наиболее употребляемых в современной речи. Оно произошло от латинского (cultura-возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура -исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Вмещающий объем этого понятия огромен. До настоящего времени не выработано единое, универсальное определение понятия «культура». По подсчетам американских ученых А.Кребера и К.Клакхона, проведенным ещё 30 лет назад, уже в то время в научных работах было предложено 164 определения понятия «культура» . Это объясняется сложностью и многосторонностью культуры как социального явления. Многоаспектность понятия «культура», вызвавшая к жизни такое множество определений, отражает всё многообразие материального и духовного богатства, которое создавалось человеком в течение тысячелетий. Большинство современных исследователей признают, что культура как способ жизнедеятельности человеческого сообщества является одновременно процессом и результатом, совокупностью социальных норм и особой знаковой системой, включает уровень развития общества и отношения людей между собой, подразумевает своеобразие жизни наций и народов и универсальные непреходящие ценности .

Мыслители прошлого выделяли различные составляющие понятия «культура» как приоритетные. Но Цицерон впервые выделил образовательный аспект культуры, считая его наиболее важным. Он употребил слово «cultura» в контексте «возделывание души». «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия» . Если задать вопрос: «Что же отражает это поле, что возделывается этим способом деятельности, что впитывается с его помощью обществом, что развивается и преобразуется?»- ответ будет один: «Природа». Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Не случайно самые короткие и емкие определения культуры включают понятие «природа» .

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др.

Экологическая культура - это восприятие человеком природы и окружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам - вообще ко всему, что исходит от природы.

3.1 Формирование экологической культуры подростков

В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом.

Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного (методика организации экологических троп), Н. Н. Черновой (модель экологического образования в нашей стране) и других исследователей. В этих работах большое значение отводится школе, которая призвана дать подрастающему поколению представления о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. В целом под экологической культурой принято понимать сплав знаний, убеждений, навыков и умений в области взаимоотношений природы и человека

Экологическая культура (по Н. М. Романенко) -- это сложное личностное образование в себя:

· ответственность за состояние окружающей среды;

· наличие экологических взглядов и убеждений;

· опыт деятельности по изучению и охране природной среды;

· системe научных понятий по проблемам экологии и биологии .

Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровни культурности определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими . В структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношение выделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическими особенностями подростков позволило предположить, а экспериментальная проверка позволила сделать вывод о том, что в подростковый период наиболее значительными являются мотивационно-целевой (формируются взгляды и убеждения относительно природы, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинает развиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологии биологии и охране природы).

На основании этого нами было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.

Подросток с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии и биологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Общителен, легко находит общий язык со сверстниками. Принимает активное участие в разработке и проведении мероприятий, посвященных дню защиты природы, дню птиц и т.д.

Подросток со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличаются по степени полноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперировать основными понятиями по экологии и биологии. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в общеуниверситетских и экологических мероприятиях.

Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие студенты не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. Недостаточно развита мировоззренческая культура, творческое мышление.Все это препятствует восприятию экологических проблем, как личностно значимых.

3.2 Биосферное мировоззрение

Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что в экологической культуре существует представление о наличии двух видов цивилизаций по признаку отношения и восприятия природы. Во-первых, это биосферные (по Августину - это “Град Божий”) и потребительские (“Град Земной”). Биосферное мировоззрение отличается от потребительского тем, что оно пытается приспособиться к условиям природы, а не подчинить её себе. Поскольку понятно, что человек не животное, а существо высшего порядка и покорять природу ему не надо, так как заложенные в нём способности превосходят способности других существ, постольку, “биосферный человек” любит, уважает и восхищается природой. Уровень его экологической культуры, если использовать современную терминологию, намного выше аналогичной у потребительского. Последний стремиться подчинить себе природу, взять из неё всё что только возможно, выкачать все ресурсы, ничего не возвратив; а после истощения последних - просто покинуть эту территорию: он ведёт экстенсивный тип хозяйствования. Примером здесь может служить цивилизации Месопотамии и Палестины с Аравийской частью. Крестьяне там не заботились о том, что надо было что-то возвращать природе, из неё только изымали ресурсы. В результате эти территории, описанные Страбоном во II веке как самые плодородные земли на Востоке с обилием птиц, животных, деревьев и растений, превратились в пустыни, которые считаются в экологии деградировавшими экосистемами.

Примером же биосферной культуры может служить древнеегипетская цивилизация, индейская, византийская, русская (до 1917 года). В этих государствах человек подходил к природе как к матери, дававшей пропитание, как к заботливой хозяйке, которая при разумной деятельности может обеспечить всем необходимым. Но при этом не было панического страха перед смертью, человек прекрасно понимал, что это неизбежность, поэтому никого не страшила перспектива умереть в бою с врагом, что на метаэкологическом уровне означало то, что природа соразмеряет количество ресурсов с тем, сколько человек она сможет “прокормить”. Поэтому население упомянутых стран оставалось приблизительно на одном уровне. Но при увеличении численности населения, природа включала свои защитные механизмы (болезни, эпидемии, голод-неурожай, война), что приводило к снижению популяции Земли. Здесь возможно привести пример цивилизации индейцев Северной Америки. Индеец был связан с природой, брал из неё необходимое для поддержания жизни и столько же возвращал; к ресурсам он относился рационально: из одного бизона, на которого охотился, приготовлял пищу, из его внутренностей - различную утварь, а из шкуры - себе одежду. Биосферная и потребительская цивилизация постоянно враждовали, между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действие одной, по “закону Б. Коммонера” наступало противодействие другой; поэтому на земле существовал постоянный очаг войны. К примеру, сейчас идёт война “биосферной” Индии и “потребительского “Пакистана” или Югославии против “потребительского” НАТО и США.

Но, конечно, можно задать справедливый вопрос, почему экология впервые получила такое распространение в потребительских государствах Западной Европы и США, а не в “биосферных”. Но ответ на этот вопрос очевиден, последние не нуждаются в охране природы, ибо они сами её производное. А в первом случае лишь, поскольку им стала угрожать деградация и вымирание. Но следует отметить следующий факт. В настоящее время между государствами стираются границы, уничтожается культурная спецификация, а поскольку природа и её ресурсы общие и принадлежат всему человечеству, постольку проблема глобального “экокризиса” стоит перед всеми людьми без исключения. Если погибнет Земля, то никто не сможет спастись: ни биосферные, ни потребительские государства. Ни у кого нет альтернативы улететь с Земли, основав цивилизацию на какой-либо пригодной для жизни планеты (так таковая не существует), поэтому каждый должен решить для себя, как ему относиться к природе, окружающему миру, выработать в себе “экологическую культуру”, только тогда станет возможной решение проблемы деградация планеты.

Поэтому сейчас практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы*, любить окружающий мир, бережно относиться к её богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологической культуры остаётся крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский. К примеру, почему бы не заменить производство спичек на древесной основе, спичками с основой из вторсырья? Ведь в самой мелочи проявляется отношение к природе. Более того, на изготовление бумаги идёт огромное количество древесины, а используется особенно в России крайне не рационально, ведь возможно организовать или восстановить пункты приёма макулатуры и создавать бумагу из неё. Возможно также, что потребительское отношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория России имеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что их бесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверное отношение.

От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

ВЫВОД

В этом году в студенческой научной конференции принимали участие студенты всех курсов специальностей «Экология» и «Биология». Широта и многообразие проблем, в которых заинтересованы студенты, еще раз подтверждают их профессиональность и понимание своей специальности и ее важности. Это и состояние городского сада, и план его развития, и экология и распространение ржавчинных грибов на территории города Кургана, и пиреноспороз на злаковых, и динамика биологических комплексов на биогеохимическом ландшафте горельников и многие, многие другие. Особого внимания заслуживают как участники и организаторы конференций, так и их зрители, большая часть из которых не только влившиеся в процесс обучения, в «добровольно- приказном порядке» пришедшие первокурсники, а масса студентов, чье сознание и внимание обращено на проблемы, освещавшиеся на мероприятиях. Это говорит возрастании интереса к специальности в процессе обучения и участия во внеучебной работе.

Также преподаватели и студенты ФЕН участвовали во Всероссийской научной конференции «Состояние окружающей среды и здоровье населения», проходившей в г. Кургане. Участие в научной конференции молодых ученых в городе Екатеринбурге по эколого-химическим проблемам принимали студенты 4-5 курсов специальности химия. Студенты ФЕН и школьники организовали и приняли участие в проведении недели экологии и географии на факультете, в рамках которой прошли встречи с учащимися в школах, школьные олимпиады, дни открытых дверей в КГУ специальностей ФЕН.

Экологическая олимпиада студентов ФЕН проводилась в 2 этапа: теоретическом и практическом, в которой приняли участие студенты 1-5 курсов разных специальностей. На практическом этапе соревновались сборные команды их представителей 1-4 курсов. Победители отмечены призами и дипломами.

Нельзя забывать и об экологических акциях, проводимых в 2008-2009 годах. Одна из них- организованная Департаментом природных ресурсов о охраны окружающей среды Курганской области «Чистый берег»- очистка береговой линии и пляжа Голубых озер, в которой участвовали студенты первого курса экологов. Сюда же можно отнести и проводимую в 2008 году экологическую акцию по очистке озера «Школьного» в поселке Малочаусово города Кургана. В акции, организованной преподавателями и «Экологическим обществом», принимали участие большое количество студентов, как младших, так и старших курсов.

Студенты и преподаватели кафедры географии принимали участие в организации и проведении фотовыставки «Мир глазами курганцев». Аспиранты, Студенты и преподаватели принимали участие в международном форуме «ELPIT» городе Тольятти, который был посвящен обсуждению проблем экологии, экологического образования и безопасности жизнедеятельности.

Организацию и проведение социологического исследования по проблеме»Экологические традиции в семьях курганцев» взяли на себя студенты 4-5 курсов и их руководители. Были организованы и проведены научное исследование по теме «Практикоориентированных подход к воспитанию экологической культуры студентов вуза» и творческий конкурс « В гармонии с природой»руководителями Несговоровой Н. П. и Савельевым В. Г. Преподаватели и студенты 5 курса приняли участие также и в слете юных экологов, организованном экологическим движением «Журавлик».

Нельзя не отметить участие студенток 3 и 4 курса специальности Экология в 7 Всероссийской студенческой олимпиаде по природопользованию и геоэкологии, которая проходила в городе Воронеж. Студенты еще раз проявили хорошие теоретические знания и практические навыки решения ситуационных задач в сфере геоэкологии и природопользования.

Также студенты 1-4 курсов и их руководители взяли на себя шефство за цветочно-декоративным отделом городского сада г. Кургана и организацию и проведение комплексного учебно-исследовательского практикума в п.Искра Звериноголовского района с целью изучения состояния природных экосистем и влияния на них антропогенного фактора.

Исследование по проблеме «Формирование готовности педагогов к экологическому образованию» частично завершено первым выпуском студентов специальности «Экология» в количестве 25 человек, 8 из которых получили диплом с отличием.

Все это свидетельствует и высоких профессиональных качествах руководителей и воспитательного процесса, благодаря которым у студентов формируются высокие гражданские, морально-нравственные, психологические и физические качества, привычки поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, которые способствуют формированию экологической культуры во всех ее проявлениях.

Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РФ "Об образовании" профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника вуза.

Основной целью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Список литературы

Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.

Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура -- М.: Горизонт, 1997.-- 208 с.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.

http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/recomendation_o.html

http://rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html

www.ecoforum2.narod.ru/hem41/yasvin.htm

www.ecotown.khv.ru/NoteOleg03.htm

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать