Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы
p align="left">Человек рассматривается в общем образовании лишь в курсе "Человек и его здоровье" (8 класс) односторонне, преимущественно как телесное существо. В соединении курса преобладают анатомо-морфологические характеристики телесности человека, которые исследуются главным образом на уровне эмпирических представлений и описаний без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens.
В сложившихся условиях важнейшей становится проблема здоровья каждого, точнее, понимание каждым человека того, что свое здоровье надо развивать и защищать, и это требует каждодневного внимания.
В самом деле, здоровье - совокупность групповых и индивидуальных выборов, определяющих режимы труда и отдыха, пищевые и другие поведенческие привычки. Здоровье в отличие от болезней является результатом связи многих подсистем общественной жизни, в которые включен человек.
Какова же должна быть методическая система изучения человека через призму здоровья?
Исходной основой построения методической системы является целеполагание. Основная цель уже заложена в самом вопросе.
Вспомогательные цели включают:
развитие интеллектуальных умений, организующих познавательную деятельность школьников;
формирование умений наблюдать и оценивать свое здоровье, пользуясь измерителями и опытами, истолковывая данные и формируя гипотезы и рабочие определения;
развитие представлений о связях духовного развития человека с особенностями местной природы и характером культуры эпохи;
овладение практическими умениями в целях улучшения и защиты здоровья и решения экологических проблем своей местности.
Важным методическим условием развития знаний о человеке, проблеме защиты и укрепления его здоровья имеет логика построения комплекса занятий. В программе модуля необходимо соединить две логики. Первая связана с познанием человека в границах антропоэкосистемы и выглядит следующим образом.
Последовательность исследования антропоэкосистемы предполагает рассмотрение ряда положений (табл.1.3).
Таблица 3.
|
Человек - саморегулируемая система, предмет познания | Строение и функции тела, психология, духовность, системное свойство - здоровье: обмен веществ, потоки энергии и информация, регуляция, развитие. | |
Человек - познающее вещество | Экологический способ мышления и целеполагание. Познание Вселенной, самопознание - цель и назначение человека. | |
Человек - уникальная ценность | Система ценностей как регулятор поведения и деятельности | |
Человек - субъект деятельности | Деятельность как универсальный способ освоения природной среды. Цивилизация и культура. | |
|
Таблица 4. Логика изучения проблемы здоровья выглядит следующим образом
|
Этапы | Содержание | |
Мотивация | Зависимость настроения и деятельности каждого от самочувствия, шире - здоровья. Чтобы хорошо себя чувствовать, нужно знать свое здоровье. Социологическое исследование состояние здоровья учащихся школы, их родителей, населения микрорайона. | |
Формирование проблемы | Отношение к здоровью в культуре разных эпох, особенности проблем здоровья в культуре народов России. Сущность защиты и улучшения здоровья. | |
Теория решения проблемы и улучшения здоровья | Антропология - наука о человеке. Понятие здоровья: эмпирические и теоретические аспекты индивидуального и популяционного здоровья. | |
Практика решения проблемы | Организация здравоохранения в мире, России, регионе, районе. Успехи валеологии и медицины - лечение заболеваний. | |
Это вы можете | Формулирование личностной программы защиты и улучшения здоровья. | |
|
Темой 2-го модуля является сохранение биоразнообразия.
Одна из острейших глобальных проблем - сохранение биоразнообразия. Разнообразие выступает как критерий историко-эволюционного прогресса применительно к биологическим и социобиологическим системам. устойчивость систем, в первую очередь социоприродных экосистем, зависит от биоразнообразия на уровне видов.
Биологическое разнообразие можно рассматривать как "терминологический зонтик" для обозначения разнообразия природы, включающего в себя все виды животных, растений, микроорганизмов, экосистем и протекающих в них экологических процессов.
Прежде всего важно создать у школьников мотив и потребность изучения биоразнообразия, что возможно при условии показа и доказательства неразрывной связи каждого из сидящих в классе с разнообразием видов на планете в целом и в пределах своей местности.
Третий этап изучения проблемы предполагает знакомство с теорией разнообразия видов как продукта длительной эволюции в биосфере, а так же с экологическими функциями основных царств живого в биогенной миграции атомов.
Биологическое разнообразие живого вещества выполняет в биосфере важную функцию главного организатора геохимического круговорота, оказывается наиболее чутким индикатором состояния биосферы и ее природных компонентов, мощности и устойчивости ее внутренней среды.
Завершающим этапом изучения проблемы сохранения биоразнообразия является составление каждым школьником личностной программы сохранения биоразнообразия на территории своей местности.
Таблица 5. Этапы изучения проблемы биоразнообразия
|
Этапы изучения | Содержание учебной деятельности | |
Мотивационный | Обоснование необходимости изучения и сохранения биоразнообразия по гигиеническим, эстетико-нравственным, экономическим, экологическим соображениям. Игровые ситуации, моделирование зависимости человека от биоразнообразия. | |
Проблемно-постановочный | Установление факта обеднения биоразнообразия в историческое время и на современном этапе, формулирование проблемы как противоречия между геологическим временем видообразования и стремительными темпами антропогенного обусловленного обеднения биоразнообразия. Проектная деятельность. | |
Теоретический | Теория экосистемной организации биоразнообразия. Систематика и таксономия биоразнообразия как основа инвентаризации. Моделирование функции биоразнообразия в биосфере и элементарной экосистеме. Проектная деятельность. | |
Практический | Технология сохранения биоразнообразия на разных этапах истории. Принятие решений по сохранению разнообразия на разных уровнях в вербальных и реальных ситуациях. | |
|
1.2 Об особенностях экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Ф. Виноградова)Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства; актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.Можно выделить несколько направлений педагогической деятельности, в той или иной мере затрагивающих проблему экологического воспитания детей 5-10 лет:теоретическое (определение актуальных идей экологического образования, методологических и теоретических оснований для его организации);исследовательское (опытно-экспериментальная проверка различных моделей экологического воспитания детей указанного возраста);деструктивное (сопоставление разных точек зрения, определение приоритетных целей экологического образования и наиболее целесообразных путей их реализации);дидактическое (пересмотр содержания естественно-научного образования с точки зрения принципа экологизации, отработка всех компонентов методической системы);практическое (организация различных видов интеллектуальной и практической деятельности в природе как в организационных рамках занятия или урока, так и в кружковой работе).В последние годы и в России появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Это означает:а) умение осуществлять социальные роли и позиции, без которых невозможно взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;б) наличие определенных ориентаций в виде оценочных мотивов поведения;в) сформированность "критического" мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, "экологическая" рефлексия.Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира, которое начинается с этапа фиксации в сознании основного факта его бытия. На этом этапе, который приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, начинает происходить отмежевание человека от мифологической картины мира и осознание различных качественных его состояний: рождение, изменение, живое и неживое, условия существования живых организмов, их взаимосвязь и др. Дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся проблемы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.На какой результат экологического воспитания детей 5-9 лет можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки "внутренних" мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии;интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.Здесь мы невольно сталкиваемся с одной из самых "болевых" точек обсуждаемой проблемы: если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе 3-х главных компонентов "знания - отношение - поведение", то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на два принципиальных положения.Во-первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Во-вторых, с учетом психологических особенностей дошкольника и младшего школьника более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Исходя из этого можно подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней.Ни один исследователь проблемы экологического воспитания не отрицает важности формирования эмоционального отношения к окружающему как основы развития нравственно ценной деятельности в природе и мотива получения знаний. Вместе с тем эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом педагогического процесса и возникают скорее вопреки, а не благодаря обучению. У детей формируется сначала представление о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения.Многие выпускники начальной школы были беспомощны, когда требовалось оказание помощи, проявление заботы, внимания к объекту. Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, они не видят необходимости помочь ей и не знают, как это делать. Таким образом, в системе экологического образования должны быть расставлены акценты. Первичной должна быть задача формирования норм нравственного поведения в природе, умение заметить неблагополучие ее объекта и найти способ его устранения. И только на этой основе можно формировать умение анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой.Особое значение приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение как средство экологического воспитания. Этот труд несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является ее значение для блага природы, природоохранная направленность.При всей очевидности поставленных проблем их реализация вызывает большие трудности. Они связаны, на мой взгляд, с тенденцией заключить экологическое воспитание в рамки какого-то предмета, тогда как экологические знания и отношения являются "нервами" всей системы дошкольного и начального образования. Такая позиция не допускает сепаратного исследования или разработок, а требует объединения исследовательских усилий педагогов, методистов, социальных психологов - всех, кто претендует на построение системы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Глава 2. Экология и учебно-воспитательный процесс2.1 Основные эколого-химические понятия (в школьных курсах)Большое влияние на учебно-воспитательный процесс оказывает связь обучения природоведению, биологии, географии и химии с охраной природы. На школы возлагается особая ответственность за воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природным богатствам Родины. Поэтому теоретическое изучение окружающего мира и основ рационального природопользования целесообразно осуществлять через практическую деятельность.Детское экологическое движение объединяет тех, кто в нем участвует, общей идеей защиты природы от варварского и потребительского к ней отношения. Его задача - воспитывать любовь к природе, умение грамотно вести себя, не нанося ей вреда. Пусть часы, проведенные в лесу, на берегу пруда, у родника, на вершине кургана или возле старинного храма, пробудят в душе детей не только гордость за красоту родной земли, но и высокое чувство ответственности за сохранение природных и культурных богатств. То, что это действительно возможно, подтверждают экологические экспедицииНеобходимость экологизации школьного химического образования в настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения - ведь и возникновение, и решение экологических проблем тесно связаны с химией, ее прикладными и теоретическими аспектами. Однако возникает закономерный вопрос: каким же образом должна быть решена поставленная задача? Какие понятия химической экологии следует ввести в курс химии для формирования полноценных экологических знаний наряду с химическими?Очевидно, чтобы ответить на данные вопросы, необходимо, прежде всего, определиться, каков предмет собственно химической экологии.Сразу отметим, что еще не сложилось окончательного мнения о том, какие проблемы находятся в сфере внимания области знаний, связанной с химическими аспектами экологии.? Дискуссионным остается вопрос, как следует называть эту область знаний.Так, некоторые ученые различают две отдельные отрасли науки - химическую экологию и экологическую химию - и, соответственно, для каждой из этих отраслей выделяют ее предмет. Обычно имеется в виду биохимический аспект взаимодействия между отдельными организмами, а также экологическими системами и химический аспект качественного и количественного состава химических загрязнений и их превращений в окружающей среде. Другие ученые не видят разницы между химической экологией и экологической химией, однако, существенно расходятся в оценке предмета этой науки.Что же такое химическая экология? При ответе на этот вопрос наиболее близки нашему пониманию идеи академика Ю.А. Овчинникова. Он считал, что круг вопросов, относящихся к химической экологии, включает в себя не только химические основы тех межвидовых и внутривидовых взаимоотношений, которые сложились в природе без участия человека, но и очень важный вопрос о влиянии человеческой деятельности на биосферу и об ответном давлении биосферы на человека; прямое отношение к химической экологии имеет проблема энергетических, минеральных и пищевых ресурсов при существующих высоких темпах индустриализации и роста народонаселения.Придерживаясь этих идей, мы предлагаем следующее определение:
химическая экология - наука о химическом взаимодействии организмов с окружающей средой и между собой. При этом имеются в виду как естественные (без вмешательства человека), так и обусловленные человеческой деятельностью взаимодействия.Термин "химическая экология" (а не "экологическая химия") выбран нами по двум причинам. Во-первых, термин "экологическая химия", на наш взгляд, отражает то, что эта область знаний является новым разделом химии (по аналогии с такими разделами, как неорганическая, физическая, органическая химия). Однако, с учетом того, что экология, как наука развилась из биологии и затем привлекла для решения своих проблем знания из других наук (в том числе и из химии), термин "химическая экология" нам представляется более адекватным. Во-вторых, этот термин уже достаточно часто встречается в современной литературе, в отличие от термина "экологическая химия".
2.1.1 Краткий словарь основных экологических и химико-экологических понятийАддитивное действие факторов - действие факторов, при котором их общий эффект равен сумме эффектов всех факторов в отдельности.Алломоны - вещества, вырабатываемые организмами и участвующие в межвидовых взаимодействиях, приносящие пользу организму, который их вырабатывает. Сюда относятся различные отпугивающие вещества, антибиотики, яды, противоядия, вещества, прикрывающие бегство, привлекающие добычу, и т.п.Альтернативные источники энергии - источники энергии, которые в отличие от традиционных, например нефти, газа, угля, атомной энергии, являются возобновляемыми и
экологически чистыми.Антагонистическое действие факторов - явление, при котором суммарное влияние двух факторов оказывается меньше суммы их независимых эффектов.Аутоингибиторы адаптации - вещества, вырабатываемые организмами и сдерживающие численность
популяции в пределах ее равновесия с
окружающей средой.Аутотоксины - вещества, участвующие во внутривидовых взаимодействиях, токсичные для вырабатывающего их организма и не приносящие пользы другим видам. К этой группе веществ могут быть отнесены и некоторые
загрязнители окружающей среды.Аэрозоль - взвешенные в газообразной среде частицы твердых или жидких веществ. Аэрозоль с жидкими частицами - туман, с твердыми - дым. Радиус твердых частиц - 10-8 - 10-2см, капель - 10 - 5 - 10 - 1 см.Аэрозольный эффект - снижение прозрачности атмосферы за счет присутствия в ней пыли (
аэрозолей). частях, которые входят в биосферу планеты. Препятствует достижению солнечным излучением поверхности Земли; так как земное ИК-излучение существенно не изменится при этом, то результатом явится понижение температуры поверхности ЗемлиБиоаккумуляция - постепенное накопление в организмах веществ-загрязнителей в ходе их обитания в загрязненной среде за счет неполного выведения из организма. Происходит в течение жизни индивидуального организма; на каждом следующем
трофическом уровне концентрация стойких
загрязнителей возрастает во много раз.Биогеохимические круговороты веществ - закономерный процесс многократного перемещения и превращения химических элементов в живой и неживой природе, протекающий в атмосфере, гидросфере и литосфере, в том числе в тех их частях, которые входят в биосферу планеты.Биодеградация - процесс естественной нейтрализации
загрязнителей окружающей среды под воздействием живых организмов (в первую очередь организмов-
редуцентов), в результате чего происходит самоочищение экосистем. Вещества и материалы, не поддающиеся биодеградации, например
пестициды, детергенты, пластмассы, полимеры, постепенно накапливаются в почве и (или) в воде.Биоконцентрирование - см. Биоаккумуляция
.Биологическая взаимозаменяемость элементов - способность живых организмов в отсутствие необходимых им элементов усваивать близкие по свойствам элементы и использовать их для построения своих тканей. Например, накопление стронция в костях животных обусловлено взаимозаменяемостью его и кальция.Биологическое земледелие - один из способов
защиты окружающей среды, основанный на предупреждении попадания в
окружающую среду нехарактерных для нее веществ; использование приемов сокращения численности нежелательных организмов с помощью других живых организмов или биопродуктов, приемов повышения урожайности сельскохозяйственных культур путем создания агроэкосистем и т.п.Биотрансформация - преобразование
загрязнителей в процессе их продвижения по
трофическим цепям. Результатами этого процесса могут быть
биоаккумуляция, биодеградация или
биоусиление исходного
загрязнителя.Биоусиление - превращение исходного
загрязнителя в более токсичное вещество в процессе его
биотрансформации.БПК - биологическое потребление кислорода. Показатель качества воды; количество растворенного кислорода, которое потребят живые организмы в процессе разложения присутствующего в воде органического вещества. Чем выше БПК, тем ниже качество воды.Буферность (почвы, природных вод) - способность почвы, природных вод сохранять реакцию среды (рН) при попадании в них
химических загрязнителей.БЭР - биологический эквивалент
рада. Единица, производная от
рада с учетом поправки на относительную биологическую эффективность (зависимость поглощения ионизирующей радиации от ее физической природы).Воздействие на окружающую среду опосредованное - изменение
окружающей среды, спровоцированное хозяйственной деятельностью человека, но не вызванное ею непосредственно. Может быть результатом трансформации в
окружающей среде исходных
загрязнителей или ряда последовательных процессов, произошедших в
окружающей среде, толчком для которых послужила деятельность человека.Воздействие на окружающую среду прямое - непосредственное изменение
окружающей среды в ходе хозяйственной деятельности человека.Выброс - кратковременное или за определенное время (час, сутки) поступление
загрязнителей в
окружающую среду.Вымывание постепенное растворение вещества, находящегося на поверхности или в толще почвы, и удаление его просачивающейся сквозь почву водой. Может привести к удалению из почвы питательных веществ, к загрязнению грунтовых вод компонентами захороненных в ней отходов.Выщелачивание см. Вымывание
.Газы выхлопные газы, выбрасываемые из двигателя внутреннего сгорания; содержат NOX CO, СО2, свинец, углеводороды и др.Газы дымовые - газы, образующиеся при сжигании топлива; содержат СО2, СО, NOX, SO2 и др.Давление отбора воздействие факторов среды, приводящее к преимущественному выживанию и размножению особей, отличающихся от большинства членов
популяции определенными признаками. Генофонд
популяции при этом изменяется. Например, применение
пестицидов создает давление отбора, повышающее устойчивость
популяции к данным
пестицидам.ДДТ - "дуст", 2,2,2-трихлор-1,
1-бис-п-хлорфенилэтанОдин из наиболее известных
пестицидов, инсектицид. В 70-е гг. был запрещен из-за высокой
устойчивости в
окружающей среде, вредного воздействия на людей и животных, снижения влияния на насекомых (см.
Давление отбора). Позже было обнаружено, что дуст состоял из ДДТ на 70%, остальное-
ПХБ - совершенно безвредные для насекомых, но опасные для человека вещества. Именно из-за
ПХБ на разложение дуста на 90% уйдет не менее 180 лет. ДТ же разлагается за месяц. ДДТ и
ПХБ неразличимы при тех методах анализа, которые обычно применялись для определения ДДТ в
окружающей среде.Депрессоры - вещества, угнетающие или отравляющие и тот организм, который их вырабатывает, и тот, который их потребляет.д.ействие таких веществ имеет межвидовой характер. Многие
загрязнители окружающей среды также могут быть охарактеризованы как депрессоры.Диоксины - общее название двух групп веществ - полихлордибензол-
п-диоксинов (а) и полихлордибинзофуранон (б)
а) б)Самые
токсичные вещества из созданных человеком. Образуются при высокой температуре в щелочной среде при взаимодействии практически любых соединений, содержащих хлор и бензольное кольцо. Побочный продукт многих производств.
Устойчивы. Период полураспада в почве - 10 - 12 лет, в организме человека - 6 - 7 лет.Доза летальная - доза токсичного вещества, вызывающая гибель соответственно 50 (ЛД50) или 100% (ЛД100) подопытных животных. Показатель
токсичности вещества.Доза индивидуальная - произведение концентрации (интенсивности) на длительность воздействия (время экспозиции) физического фактора (например, радиации) или вещества. Одна и та же индивидуальная доза может оказывать различное действие на аналогичные организмы.Загрязнение - процесс привнесения в окружающую
среду или непосредственного возникновения в ней
загрязнителей. Различают
химическое, физическое и
биологическое загрязнения.Загрязнение антропогенное - загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность
естественного загрязнения.Загрязнение биологическое - случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в
экосистемы или технологические устройства чуждых им животных и растений; оказывает угнетающее или деструктивное действие, особенно заметное при массовом размножении пришлых видов.Загрязнение естественное -
загрязнение окружающей
среды в результате мощных, превышающих обычные параметры природных процессов без какого-либо влияния человека (например, извержение вулканов, самопроизвольный выход
токсичных веществ, образовавшихся в результате гниения и т.д.).Загрязнение физическое - превышение естественных норм различных физических факторов, характеризующих данную среду: тепловых, шумовых, электромагнитных, радиационных и др.Загрязнение химическое - проникновение в
окружающую среду или образование в ней веществ, не свойственных ей, или в концентрациях, превышающих норму.Загрязнитель - любое вещество, физический фактор или биологический вид, поступающие в
окружающую среду или образующиеся в ней в количестве, выходящем за рамки обычно наблюдаемой нормы и (или) нежелательном для человека.Засоление почв - увеличение обычного содержания легкорастворимых солей в почве (0,25%), приводящее к образованию солонцеватых и солончаковых почв. Может быть обусловлено засоленностью почвообразующих пород (остаточное засоление), неправильным орошением (одна из главных причин), привнесением солей грунтовыми и поверхностными водами и др.Захоронение отходов - помещение отходов под землю, в геологические выработки (отработанные угольные шахты, соляные копи, иногда специально созданные полости) или на дно морей и океанов без возможности обратного извлечения.Защита окружающей среды - совокупность научных, технических и правовых мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов и космического пространства в интересах людей, на обеспечение биологического равновесия в природе. Включает рациональное использование и охрану атмосферы, недр, гидросферы; использование или уничтожение
отходов, защиту от шума,
ионизирующего излучения, электромагнитных полей и т.д.Излучение ионизирующее - радиация электромагнитная (рентгеновские лучи, г-лучи) и корпускулярная (
а,в - частицы, поток протонов и нейтронов), в той или иной степени проникающая в живые ткани и вызывающая в них изменения (
мутации, разрушения на клеточном уровне), связанные с выбиванием электронов из атомов и молекул или с прямым либо опосредованным возникновением ионов.Источник загрязнения - 1) точка выброса вещества;2) хозяйственный или природный объект, выбрасывающий загрязняющее вещество.Кайромоны - вещества, вырабатываемые организмами и участвующие в межвидовых взаимодействиях, приносящие пользу воспринимающим их организмам (привлекающие к пище; предупреждающие об опасности; стимуляторы роста и адаптации).Канцероген - вещество или физический агент, способные вызвать возникновение и развитие злокачественных новообразований.Кислотные осадки - осадки, рН которых < 5,6 из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (SO2, NOX, HCl, СО2 и др.).Клеточное дыхание - процесс, обратный
фотосинтезу - в присутствии кислорода происходит разрушение глюкозы и образуются вода и углекислый газ.Консументы - организмы, получающие питательные вещества и энергию при поедании других организмов или продуктов их жизнедеятельности.Коррозия - процесс разрушения металлов под действием химических агентов или физико-химических факторов.Кумуляция загрязнителей - сложение вредных эффектов от воздействия
загрязнителей. Суммарное воздействие
загрязнителей может быть
аддитивным, антагонистическим, синергическим.Мониторинг окружающей среды - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния
окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством среды.Мутагены - физические и химические факторы, воздействие которых на живые организмы вызывает появление
мутаций.Мутация - нарушение наследственного аппарата клетки за счет изменений в ядре или цитоплазме.Обезвреживание отходов - преобразование отходов
химическими, физико-химическими, физическими, биологическими методами в вещества, безвредные для людей, животных, растений,
окружающей среды; герметичное захоронение
отходов, не поддающихся подобной обработке.Оборотное водоснабжение - система повторяющейся подачи отработанной воды на производственные нужды после ее периодической
очистки, охлаждения или другой обработки. Таким образом существенно сокращается расход чистой свежей природной воды, уменьшается
загрязнение среды.Окружающая среда - комплекс всех объектов и факторов, внешних по отношению к данной особи или
популяции. Как правило, имеется в виду окружающая человека среда. Более общее определение: часть Вселенной, остающаяся после выделения из нее системы, в наблюдении за которой заинтересован человек.Очистка - устранение посторонних и нежелательных веществ с поверхности или из объема какого-либо объекта.Озоновые дыры - существенное (около 50%) сезонное снижение плотности
озонового экрана атмосферы. Впервые отмечено над Антарктидой.Озоновый экран - слой озона в верхних слоях атмосферы (на высоте 25 - 30 км), защищающий Землю от губительного для живых организмов УФ-излучения Солнца.Оподзоливанние почв - разрушение и удаление глинистых частиц, известняка и соединений железа из кислых почв в областях с холодным и влажным климатом. Ведет к уменьшению плодородия почв.Отходы - непригодные для производства данного вида продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества, не подвергающиеся утилизации в рассматриваемом производстве. Отходы одного производства могут быть сырьем для другого.ПАН - пероксиацилнитрат. Один из компонентов фотохимического смога. Образуется в результате фотохимических и радикальных реакций из альдегидов - продуктов неполного сгорания бензина. Оказывает раздражающее действие на глаза, затрудняет дыхание.
Страницы: 1, 2