Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы
p align="left">Человек рассматривается в общем образовании лишь в курсе "Человек и его здоровье" (8 класс) односторонне, преимущественно как телесное существо. В соединении курса преобладают анатомо-морфологические характеристики телесности человека, которые исследуются главным образом на уровне эмпирических представлений и описаний без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens.

В сложившихся условиях важнейшей становится проблема здоровья каждого, точнее, понимание каждым человека того, что свое здоровье надо развивать и защищать, и это требует каждодневного внимания.

В самом деле, здоровье - совокупность групповых и индивидуальных выборов, определяющих режимы труда и отдыха, пищевые и другие поведенческие привычки. Здоровье в отличие от болезней является результатом связи многих подсистем общественной жизни, в которые включен человек.

Какова же должна быть методическая система изучения человека через призму здоровья?

Исходной основой построения методической системы является целеполагание. Основная цель уже заложена в самом вопросе.

Вспомогательные цели включают:

развитие интеллектуальных умений, организующих познавательную деятельность школьников;

формирование умений наблюдать и оценивать свое здоровье, пользуясь измерителями и опытами, истолковывая данные и формируя гипотезы и рабочие определения;

развитие представлений о связях духовного развития человека с особенностями местной природы и характером культуры эпохи;

овладение практическими умениями в целях улучшения и защиты здоровья и решения экологических проблем своей местности.

Важным методическим условием развития знаний о человеке, проблеме защиты и укрепления его здоровья имеет логика построения комплекса занятий. В программе модуля необходимо соединить две логики. Первая связана с познанием человека в границах антропоэкосистемы и выглядит следующим образом.

Последовательность исследования антропоэкосистемы предполагает рассмотрение ряда положений (табл.1.3).

Таблица 3.

Человек - саморегулируемая система, предмет познания

Строение и функции тела, психология, духовность, системное свойство - здоровье: обмен веществ, потоки энергии и информация, регуляция, развитие.

Человек - познающее вещество

Экологический способ мышления и целеполагание. Познание Вселенной, самопознание - цель и назначение человека.

Человек - уникальная ценность

Система ценностей как регулятор поведения и деятельности

Человек - субъект деятельности

Деятельность как универсальный способ освоения природной среды. Цивилизация и культура.

Таблица 4. Логика изучения проблемы здоровья выглядит следующим образом

Этапы

Содержание

Мотивация

Зависимость настроения и деятельности каждого от самочувствия, шире - здоровья. Чтобы хорошо себя чувствовать, нужно знать свое здоровье. Социологическое исследование состояние здоровья учащихся школы, их родителей, населения микрорайона.

Формирование проблемы

Отношение к здоровью в культуре разных эпох, особенности проблем здоровья в культуре народов России. Сущность защиты и улучшения здоровья.

Теория решения проблемы и улучшения здоровья

Антропология - наука о человеке. Понятие здоровья: эмпирические и теоретические аспекты индивидуального и популяционного здоровья.

Практика решения проблемы

Организация здравоохранения в мире, России, регионе, районе. Успехи валеологии и медицины - лечение заболеваний.

Это вы можете

Формулирование личностной программы защиты и улучшения здоровья.

Темой 2-го модуля является сохранение биоразнообразия.

Одна из острейших глобальных проблем - сохранение биоразнообразия. Разнообразие выступает как критерий историко-эволюционного прогресса применительно к биологическим и социобиологическим системам. устойчивость систем, в первую очередь социоприродных экосистем, зависит от биоразнообразия на уровне видов.

Биологическое разнообразие можно рассматривать как "терминологический зонтик" для обозначения разнообразия природы, включающего в себя все виды животных, растений, микроорганизмов, экосистем и протекающих в них экологических процессов.

Прежде всего важно создать у школьников мотив и потребность изучения биоразнообразия, что возможно при условии показа и доказательства неразрывной связи каждого из сидящих в классе с разнообразием видов на планете в целом и в пределах своей местности.

Третий этап изучения проблемы предполагает знакомство с теорией разнообразия видов как продукта длительной эволюции в биосфере, а так же с экологическими функциями основных царств живого в биогенной миграции атомов.

Биологическое разнообразие живого вещества выполняет в биосфере важную функцию главного организатора геохимического круговорота, оказывается наиболее чутким индикатором состояния биосферы и ее природных компонентов, мощности и устойчивости ее внутренней среды.

Завершающим этапом изучения проблемы сохранения биоразнообразия является составление каждым школьником личностной программы сохранения биоразнообразия на территории своей местности.

Таблица 5. Этапы изучения проблемы биоразнообразия

Этапы изучения

Содержание учебной деятельности

Мотивационный

Обоснование необходимости изучения и сохранения биоразнообразия по гигиеническим, эстетико-нравственным, экономическим, экологическим соображениям. Игровые ситуации, моделирование зависимости человека от биоразнообразия.

Проблемно-постановочный

Установление факта обеднения биоразнообразия в историческое время и на современном этапе, формулирование проблемы как противоречия между геологическим временем видообразования и стремительными темпами антропогенного обусловленного обеднения биоразнообразия. Проектная деятельность.

Теоретический

Теория экосистемной организации биоразнообразия. Систематика и таксономия биоразнообразия как основа инвентаризации. Моделирование функции биоразнообразия в биосфере и элементарной экосистеме. Проектная деятельность.

Практический

Технология сохранения биоразнообразия на разных этапах истории. Принятие решений по сохранению разнообразия на разных уровнях в вербальных и реальных ситуациях.

1.2 Об особенностях экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Ф. Виноградова)

Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства; актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Можно выделить несколько направлений педагогической деятельности, в той или иной мере затрагивающих проблему экологического воспитания детей 5-10 лет:

теоретическое (определение актуальных идей экологического образования, методологических и теоретических оснований для его организации);

исследовательское (опытно-экспериментальная проверка различных моделей экологического воспитания детей указанного возраста);

деструктивное (сопоставление разных точек зрения, определение приоритетных целей экологического образования и наиболее целесообразных путей их реализации);

дидактическое (пересмотр содержания естественно-научного образования с точки зрения принципа экологизации, отработка всех компонентов методической системы);

практическое (организация различных видов интеллектуальной и практической деятельности в природе как в организационных рамках занятия или урока, так и в кружковой работе).

В последние годы и в России появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Это означает:

а) умение осуществлять социальные роли и позиции, без которых невозможно взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;

б) наличие определенных ориентаций в виде оценочных мотивов поведения;

в) сформированность "критического" мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, "экологическая" рефлексия.

Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира, которое начинается с этапа фиксации в сознании основного факта его бытия. На этом этапе, который приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, начинает происходить отмежевание человека от мифологической картины мира и осознание различных качественных его состояний: рождение, изменение, живое и неживое, условия существования живых организмов, их взаимосвязь и др. Дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся проблемы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.

На какой результат экологического воспитания детей 5-9 лет можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;

деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки "внутренних" мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии;

интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Здесь мы невольно сталкиваемся с одной из самых "болевых" точек обсуждаемой проблемы: если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе 3-х главных компонентов "знания - отношение - поведение", то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на два принципиальных положения.

Во-первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Во-вторых, с учетом психологических особенностей дошкольника и младшего школьника более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Исходя из этого можно подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней.

Ни один исследователь проблемы экологического воспитания не отрицает важности формирования эмоционального отношения к окружающему как основы развития нравственно ценной деятельности в природе и мотива получения знаний. Вместе с тем эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом педагогического процесса и возникают скорее вопреки, а не благодаря обучению. У детей формируется сначала представление о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения.

Многие выпускники начальной школы были беспомощны, когда требовалось оказание помощи, проявление заботы, внимания к объекту. Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, они не видят необходимости помочь ей и не знают, как это делать. Таким образом, в системе экологического образования должны быть расставлены акценты. Первичной должна быть задача формирования норм нравственного поведения в природе, умение заметить неблагополучие ее объекта и найти способ его устранения. И только на этой основе можно формировать умение анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой.

Особое значение приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение как средство экологического воспитания. Этот труд несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является ее значение для блага природы, природоохранная направленность.

При всей очевидности поставленных проблем их реализация вызывает большие трудности. Они связаны, на мой взгляд, с тенденцией заключить экологическое воспитание в рамки какого-то предмета, тогда как экологические знания и отношения являются "нервами" всей системы дошкольного и начального образования. Такая позиция не допускает сепаратного исследования или разработок, а требует объединения исследовательских усилий педагогов, методистов, социальных психологов - всех, кто претендует на построение системы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Глава 2. Экология и учебно-воспитательный процесс

2.1 Основные эколого-химические понятия (в школьных курсах)

Большое влияние на учебно-воспитательный процесс оказывает связь обучения природоведению, биологии, географии и химии с охраной природы. На школы возлагается особая ответственность за воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природным богатствам Родины. Поэтому теоретическое изучение окружающего мира и основ рационального природопользования целесообразно осуществлять через практическую деятельность.

Детское экологическое движение объединяет тех, кто в нем участвует, общей идеей защиты природы от варварского и потребительского к ней отношения. Его задача - воспитывать любовь к природе, умение грамотно вести себя, не нанося ей вреда. Пусть часы, проведенные в лесу, на берегу пруда, у родника, на вершине кургана или возле старинного храма, пробудят в душе детей не только гордость за красоту родной земли, но и высокое чувство ответственности за сохранение природных и культурных богатств. То, что это действительно возможно, подтверждают экологические экспедиции

Необходимость экологизации школьного химического образования в настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения - ведь и возникновение, и решение экологических проблем тесно связаны с химией, ее прикладными и теоретическими аспектами. Однако возникает закономерный вопрос: каким же образом должна быть решена поставленная задача? Какие понятия химической экологии следует ввести в курс химии для формирования полноценных экологических знаний наряду с химическими?

Очевидно, чтобы ответить на данные вопросы, необходимо, прежде всего, определиться, каков предмет собственно химической экологии.

Сразу отметим, что еще не сложилось окончательного мнения о том, какие проблемы находятся в сфере внимания области знаний, связанной с химическими аспектами экологии.? Дискуссионным остается вопрос, как следует называть эту область знаний.

Так, некоторые ученые различают две отдельные отрасли науки - химическую экологию и экологическую химию - и, соответственно, для каждой из этих отраслей выделяют ее предмет. Обычно имеется в виду биохимический аспект взаимодействия между отдельными организмами, а также экологическими системами и химический аспект качественного и количественного состава химических загрязнений и их превращений в окружающей среде. Другие ученые не видят разницы между химической экологией и экологической химией, однако, существенно расходятся в оценке предмета этой науки.

Что же такое химическая экология? При ответе на этот вопрос наиболее близки нашему пониманию идеи академика Ю.А. Овчинникова. Он считал, что круг вопросов, относящихся к химической экологии, включает в себя не только химические основы тех межвидовых и внутривидовых взаимоотношений, которые сложились в природе без участия человека, но и очень важный вопрос о влиянии человеческой деятельности на биосферу и об ответном давлении биосферы на человека; прямое отношение к химической экологии имеет проблема энергетических, минеральных и пищевых ресурсов при существующих высоких темпах индустриализации и роста народонаселения.

Придерживаясь этих идей, мы предлагаем следующее определение: химическая экология - наука о химическом взаимодействии организмов с окружающей средой и между собой. При этом имеются в виду как естественные (без вмешательства человека), так и обусловленные человеческой деятельностью взаимодействия.

Термин "химическая экология" (а не "экологическая химия") выбран нами по двум причинам. Во-первых, термин "экологическая химия", на наш взгляд, отражает то, что эта область знаний является новым разделом химии (по аналогии с такими разделами, как неорганическая, физическая, органическая химия). Однако, с учетом того, что экология, как наука развилась из биологии и затем привлекла для решения своих проблем знания из других наук (в том числе и из химии), термин "химическая экология" нам представляется более адекватным. Во-вторых, этот термин уже достаточно часто встречается в современной литературе, в отличие от термина "экологическая химия".

2.1.1 Краткий словарь основных экологических и химико-экологических понятий

Аддитивное действие факторов
- действие факторов, при котором их общий эффект равен сумме эффектов всех факторов в отдельности.

Алломоны - вещества, вырабатываемые организмами и участвующие в межвидовых взаимодействиях, приносящие пользу организму, который их вырабатывает. Сюда относятся различные отпугивающие вещества, антибиотики, яды, противоядия, вещества, прикрывающие бегство, привлекающие добычу, и т.п.

Альтернативные источники энергии - источники энергии, которые в отличие от традиционных, например нефти, газа, угля, атомной энергии, являются возобновляемыми и экологически чистыми.

Антагонистическое действие факторов - явление, при котором суммарное влияние двух факторов оказывается меньше суммы их независимых эффектов.

Аутоингибиторы адаптации - вещества, вырабатываемые организмами и сдерживающие численность популяции в пределах ее равновесия с окружающей средой.

Аутотоксины - вещества, участвующие во внутривидовых взаимодействиях, токсичные для вырабатывающего их организма и не приносящие пользы другим видам. К этой группе веществ могут быть отнесены и некоторые загрязнители окружающей среды.

Аэрозоль - взвешенные в газообразной среде частицы твердых или жидких веществ. Аэрозоль с жидкими частицами - туман, с твердыми - дым. Радиус твердых частиц - 10-8 - 10-2см, капель - 10 - 5 - 10 - 1 см.

Аэрозольный эффект - снижение прозрачности атмосферы за счет присутствия в ней пыли (аэрозолей). частях, которые входят в биосферу планеты. Препятствует достижению солнечным излучением поверхности Земли; так как земное ИК-излучение существенно не изменится при этом, то результатом явится понижение температуры поверхности Земли

Биоаккумуляция - постепенное накопление в организмах веществ-загрязнителей в ходе их обитания в загрязненной среде за счет неполного выведения из организма. Происходит в течение жизни индивидуального организма; на каждом следующем трофическом уровне концентрация стойких загрязнителей возрастает во много раз.

Биогеохимические круговороты веществ - закономерный процесс многократного перемещения и превращения химических элементов в живой и неживой природе, протекающий в атмосфере, гидросфере и литосфере, в том числе в тех их частях, которые входят в биосферу планеты.

Биодеградация - процесс естественной нейтрализации загрязнителей окружающей среды под воздействием живых организмов (в первую очередь организмов-редуцентов), в результате чего происходит самоочищение экосистем. Вещества и материалы, не поддающиеся биодеградации, например пестициды, детергенты, пластмассы, полимеры, постепенно накапливаются в почве и (или) в воде.

Биоконцентрирование - см. Биоаккумуляция.

Биологическая взаимозаменяемость элементов - способность живых организмов в отсутствие необходимых им элементов усваивать близкие по свойствам элементы и использовать их для построения своих тканей. Например, накопление стронция в костях животных обусловлено взаимозаменяемостью его и кальция.

Биологическое земледелие - один из способов защиты окружающей среды, основанный на предупреждении попадания в окружающую среду нехарактерных для нее веществ; использование приемов сокращения численности нежелательных организмов с помощью других живых организмов или биопродуктов, приемов повышения урожайности сельскохозяйственных культур путем создания агроэкосистем и т.п.

Биотрансформация - преобразование загрязнителей в процессе их продвижения по трофическим цепям. Результатами этого процесса могут быть биоаккумуляция, биодеградация или биоусиление исходного загрязнителя.

Биоусиление - превращение исходного загрязнителя в более токсичное вещество в процессе его биотрансформации.

БПК - биологическое потребление кислорода. Показатель качества воды; количество растворенного кислорода, которое потребят живые организмы в процессе разложения присутствующего в воде органического вещества. Чем выше БПК, тем ниже качество воды.

Буферность (почвы, природных вод) - способность почвы, природных вод сохранять реакцию среды (рН) при попадании в них химических загрязнителей.

БЭР - биологический эквивалент рада. Единица, производная от рада с учетом поправки на относительную биологическую эффективность (зависимость поглощения ионизирующей радиации от ее физической природы).

Воздействие на окружающую среду опосредованное - изменение окружающей среды, спровоцированное хозяйственной деятельностью человека, но не вызванное ею непосредственно. Может быть результатом трансформации в окружающей среде исходных загрязнителей или ряда последовательных процессов, произошедших в окружающей среде, толчком для которых послужила деятельность человека.

Воздействие на окружающую среду прямое - непосредственное изменение окружающей среды в ходе хозяйственной деятельности человека.

Выброс - кратковременное или за определенное время (час, сутки) поступление загрязнителей в окружающую среду.

Вымывание постепенное растворение вещества, находящегося на поверхности или в толще почвы, и удаление его просачивающейся сквозь почву водой. Может привести к удалению из почвы питательных веществ, к загрязнению грунтовых вод компонентами захороненных в ней отходов.

Выщелачивание см. Вымывание.

Газы выхлопные газы, выбрасываемые из двигателя внутреннего сгорания; содержат NOX CO, СО2, свинец, углеводороды и др.

Газы дымовые - газы, образующиеся при сжигании топлива; содержат СО2, СО, NOX, SO2 и др.

Давление отбора воздействие факторов среды, приводящее к преимущественному выживанию и размножению особей, отличающихся от большинства членов популяции определенными признаками. Генофонд популяции при этом изменяется. Например, применение пестицидов создает давление отбора, повышающее устойчивость популяции к данным пестицидам.

ДДТ - "дуст", 2,2,2-трихлор-1, 1-бис-п-хлорфенилэтан

Один из наиболее известных пестицидов, инсектицид. В 70-е гг. был запрещен из-за высокой устойчивости в окружающей среде, вредного воздействия на людей и животных, снижения влияния на насекомых (см. Давление отбора). Позже было обнаружено, что дуст состоял из ДДТ на 70%, остальное-ПХБ - совершенно безвредные для насекомых, но опасные для человека вещества. Именно из-за ПХБ на разложение дуста на 90% уйдет не менее 180 лет. ДТ же разлагается за месяц. ДДТ и ПХБ неразличимы при тех методах анализа, которые обычно применялись для определения ДДТ в окружающей среде.

Депрессоры - вещества, угнетающие или отравляющие и тот организм, который их вырабатывает, и тот, который их потребляет.д.ействие таких веществ имеет межвидовой характер. Многие загрязнители окружающей среды также могут быть охарактеризованы как депрессоры.

Диоксины - общее название двух групп веществ - полихлордибензол-п-диоксинов (а) и полихлордибинзофуранон (б)

а) б)

Самые токсичные вещества из созданных человеком. Образуются при высокой температуре в щелочной среде при взаимодействии практически любых соединений, содержащих хлор и бензольное кольцо. Побочный продукт многих производств. Устойчивы. Период полураспада в почве - 10 - 12 лет, в организме человека - 6 - 7 лет.

Доза летальная - доза токсичного вещества, вызывающая гибель соответственно 50 (ЛД50) или 100% (ЛД100) подопытных животных. Показатель токсичности вещества.

Доза индивидуальная - произведение концентрации (интенсивности) на длительность воздействия (время экспозиции) физического фактора (например, радиации) или вещества. Одна и та же индивидуальная доза может оказывать различное действие на аналогичные организмы.

Загрязнение - процесс привнесения в окружающую среду или непосредственного возникновения в ней загрязнителей. Различают химическое, физическое и биологическое загрязнения.

Загрязнение антропогенное - загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность естественного загрязнения.

Загрязнение биологическое - случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в экосистемы или технологические устройства чуждых им животных и растений; оказывает угнетающее или деструктивное действие, особенно заметное при массовом размножении пришлых видов.

Загрязнение естественное - загрязнение окружающей среды в результате мощных, превышающих обычные параметры природных процессов без какого-либо влияния человека (например, извержение вулканов, самопроизвольный выход токсичных веществ, образовавшихся в результате гниения и т.д.).

Загрязнение физическое - превышение естественных норм различных физических факторов, характеризующих данную среду: тепловых, шумовых, электромагнитных, радиационных и др.

Загрязнение химическое - проникновение в окружающую среду или образование в ней веществ, не свойственных ей, или в концентрациях, превышающих норму.

Загрязнитель - любое вещество, физический фактор или биологический вид, поступающие в окружающую среду или образующиеся в ней в количестве, выходящем за рамки обычно наблюдаемой нормы и (или) нежелательном для человека.

Засоление почв - увеличение обычного содержания легкорастворимых солей в почве (0,25%), приводящее к образованию солонцеватых и солончаковых почв. Может быть обусловлено засоленностью почвообразующих пород (остаточное засоление), неправильным орошением (одна из главных причин), привнесением солей грунтовыми и поверхностными водами и др.

Захоронение отходов - помещение отходов под землю, в геологические выработки (отработанные угольные шахты, соляные копи, иногда специально созданные полости) или на дно морей и океанов без возможности обратного извлечения.

Защита окружающей среды - совокупность научных, технических и правовых мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов и космического пространства в интересах людей, на обеспечение биологического равновесия в природе. Включает рациональное использование и охрану атмосферы, недр, гидросферы; использование или уничтожение отходов, защиту от шума, ионизирующего излучения, электромагнитных полей и т.д.

Излучение ионизирующее - радиация электромагнитная (рентгеновские лучи, г-лучи) и корпускулярная (а,в - частицы, поток протонов и нейтронов), в той или иной степени проникающая в живые ткани и вызывающая в них изменения (мутации, разрушения на клеточном уровне), связанные с выбиванием электронов из атомов и молекул или с прямым либо опосредованным возникновением ионов.

Источник загрязнения - 1) точка выброса вещества;

2) хозяйственный или природный объект, выбрасывающий загрязняющее вещество.

Кайромоны - вещества, вырабатываемые организмами и участвующие в межвидовых взаимодействиях, приносящие пользу воспринимающим их организмам (привлекающие к пище; предупреждающие об опасности; стимуляторы роста и адаптации).

Канцероген - вещество или физический агент, способные вызвать возникновение и развитие злокачественных новообразований.

Кислотные осадки - осадки, рН которых < 5,6 из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (SO2, NOX, HCl, СО2 и др.).

Клеточное дыхание - процесс, обратный фотосинтезу - в присутствии кислорода происходит разрушение глюкозы и образуются вода и углекислый газ.

Консументы - организмы, получающие питательные вещества и энергию при поедании других организмов или продуктов их жизнедеятельности.

Коррозия - процесс разрушения металлов под действием химических агентов или физико-химических факторов.

Кумуляция загрязнителей - сложение вредных эффектов от воздействия загрязнителей. Суммарное воздействие загрязнителей может быть аддитивным, антагонистическим, синергическим.

Мониторинг окружающей среды - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством среды.

Мутагены - физические и химические факторы, воздействие которых на живые организмы вызывает появление мутаций.

Мутация - нарушение наследственного аппарата клетки за счет изменений в ядре или цитоплазме.

Обезвреживание отходов - преобразование отходов химическими, физико-химическими, физическими, биологическими методами в вещества, безвредные для людей, животных, растений, окружающей среды; герметичное захоронение отходов, не поддающихся подобной обработке.

Оборотное водоснабжение - система повторяющейся подачи отработанной воды на производственные нужды после ее периодической очистки, охлаждения или другой обработки. Таким образом существенно сокращается расход чистой свежей природной воды, уменьшается загрязнение среды.

Окружающая среда - комплекс всех объектов и факторов, внешних по отношению к данной особи или популяции. Как правило, имеется в виду окружающая человека среда. Более общее определение: часть Вселенной, остающаяся после выделения из нее системы, в наблюдении за которой заинтересован человек.

Очистка - устранение посторонних и нежелательных веществ с поверхности или из объема какого-либо объекта.

Озоновые дыры - существенное (около 50%) сезонное снижение плотности озонового экрана атмосферы. Впервые отмечено над Антарктидой.

Озоновый экран - слой озона в верхних слоях атмосферы (на высоте 25 - 30 км), защищающий Землю от губительного для живых организмов УФ-излучения Солнца.

Оподзоливанние почв - разрушение и удаление глинистых частиц, известняка и соединений железа из кислых почв в областях с холодным и влажным климатом. Ведет к уменьшению плодородия почв.

Отходы - непригодные для производства данного вида продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества, не подвергающиеся утилизации в рассматриваемом производстве. Отходы одного производства могут быть сырьем для другого.

ПАН - пероксиацилнитрат. Один из компонентов фотохимического смога. Образуется в результате фотохимических и радикальных реакций из альдегидов - продуктов неполного сгорания бензина. Оказывает раздражающее действие на глаза, затрудняет дыхание.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать