Вопросы воспитания средствами театральной педагогики
p align="left">Ученики в малом кольце. Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускают по кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, её откладывают. Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:

- содержание картины,

- её сюжет,

- фабулу,

- основное событие,

- отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие,

- характеры людей, их биографии и изменения этих биографий под влиянием изображённого события.

Упражнение 9. «Метафоры».

«В каждом слове бездна пространства, - писал Н.В. Гоголь, - каждое слово необъятно, как поэт».

- Гаснут… Кто что увидел на своём внутреннем экране?

- Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звёзды гаснут.

- Я увидел вечернюю улицу. Освещённые окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

- Я увидел раненного лётчика. Он ползёт по снеговым равнинам. Тяжело дышит. Всё чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.

- Я увидел девушку. Она ждёт кого-то в парке возле кино. Вокруг люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Её глаза. Гаснут надежды.

Метафора в этом упражнении - повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым - для развития фантазии. Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», - бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), чьё-то горячее выступление (кипит гнев) и т.д.

Упражнение 10. «Оживление картины».

Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает её и рассказывает, что изображено на картине.

- Надо «внедрять видение» в сознание товарищей, заражать их своим ведением, а для этого самому надо ясно представить себе те подробности картины, о которых вы говорите.

Когда рассказ окончен, слушатели должны «выстроить» на творческой площадке картину - условными выгородками из стульев и ширм, обозначить расположение предметов, а также заселить картину людьми.

- не изображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате каких действий человек пришёл к такой статической позе.

Какая мысль его остановила? Сыграйте - проживите в этих действиях, придите к этой мысли… А какое движение последует дальше, после картины?

Упражнение соединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений, пространственного видения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и является подготовительной к циклу упражнений на кинестетическую память.

Упражнение 11. «Живые вещи».

- В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем - на какого животного похож этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественные формы животного… А почему он неподвижен? Где он? Что вокруг?

- А если бы этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей! Просто - живой стул! Скажите, сколько ему лет?

Какой у него характер? Что он любит и о чём мечтает?

в. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений

Этот подраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценического действия в разных комбинациях.

Упражнение 1. «Сонар».

Есть такой технический прибор «Сонар» - улавливатель звуков. Вообразим, что включили сонар.

- Тишина, послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушённый гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на следующем этаже, еле слышны звуки музыки и притоптывание в танцевальном зале. Всё вместе - общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составляющие части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных звуков.

- Теперь включите только звуки улицы.

- Теперь только танцевальный зал.

- Только коридор!

Переключайтесь по команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!

Упражнение 2. «Телевизор».

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к нам изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

- Слушаем улицу. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь… А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрёстке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприёмник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

- Переключайте телевизор с улицы на коридор, а там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит воображение.

Упражнение 3. «Что происходит?»

Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другую. Первая группа «задаёт» звуки, вторая оправдывает. В первой группе может быть ведущий, который дирижирует звуками. Группе даётся две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задаёт общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует в своём воображении картины событий, происходящих на карнавале, и рассказывает о них вслух.

2. Педагог задаёт тему только слушающим второй группы. Группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут развиваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь не услышали ученики, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

Упражнение 4. «Три докладчика».

Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Педагог даёт им по газете и отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение 2-3 минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух других докладчиков.

Для начала делается облегчённый вариант - педагог говорит, кого именно из трёх докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задание - каждый из них должен будет в конце концов рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки включения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу.

Упражнение 5. «Хор».

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут 2-3 строчки всем известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый своё слово. Какие строчки? Из какого стихотворения? Непонятно? Послушай ещё раз.

Упражнение 6. «Узнай товарища».

Ученики разбиваются на группы по 4 человека.

- Познакомьтесь осязанием с шевелюрами ваших товарищей по четвёрке. Нет, не надо ощупывать голову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно несколько раз легонько провести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так три шевелюры и найдите различия в структуре волос. Вначале помогите себе зрением. Потом вы должны будете это сделать не глядя на волосы, только осязая их.

- Теперь отвернитесь и угадывайте по очереди - на чьи волосы опускает ваши пальцы товарищ?

- Познакомьтесь осязанием с ладонями ваших товарищей.

- Со щекой.

- Со лбом.

- Угадайте товарища одним прикосновением.

- Следите, достаточно ли легки ваши пальцы при этом занятии? Не напряжены ли они?

Упражнение 7. «Душ».

Не только пальцы помогают нашему мозгу вспоминать былые ощущения. Поверхность кожи человеческого тела полна крошечными приборами, улавливающими все воздействия на неё - давление, температуру и т.д. Соединённые нервной проводкой с мозгом, эти приборы участвуют во всех наших воспоминаниях.

- встаньте. Представьте себе, что вы стоите под душем. Сейчас я его включу, польётся тёплая вода. Приготовьтесь. Включаю. Вспоминайте всей кожей, что это такое - тёплый душ. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжет тёплая струйка, ещё одна, как легко бьют они по волосам. Надо слышать как они журчат. Подставляйте тёплому потоку лицо, плечи, грудь, спину. Наберите воды в ладоши. Помогите кожной памяти - мысленной речью.

- Подбавим жару. Вода горячее, ещё горячее! Что делает тело? Легко ли ему стоять неподвижно? Нет, оно двигается, не позволяет струйкам бить по одним и тем же местам, чтобы не было так нестерпимо жарко.

- Где кран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудно стоять. Наступило облегчение. Но вода становится всё холоднее. Следите за телом. Что делает тело?

- Всё вспомнили? Физическое поведение тела помогает укрепить воспоминания?

Это упражнение (как, разумеется, и все остальные) должно быть доведено до полной правды и веры.

Заканчивая раздел развития актёрской психотехники, хочу оговориться, что здесь приведён далеко не полный перечень всех упражнений, которые я использую в своей работе, а лишь некоторые из них.

Сценическая пластика.

«В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет нами не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая тело и мешая ему быть проводником наших психических мышечных движений». К.С. Станиславский.

Нормальное творческое самочувствие характеризуется так называемой мускульной свободой. Мускульная свобода - это состояние организма, пр котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько надо - не больше, не меньше.

К.С. Станиславский нашёл способ воспитания мышечной свободы. Этот способ заключается в создании «мышечного контролёра» - способности находить в какой группе мышц создалось излишнее напряжение и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько надо: не больше, не меньше.

Актёр до конца свободен только тогда, когда он хорошо знает роль, когда он до конца убеждён в необходимости своих действий. Отсутствие мускульной свободы у актёра может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его совершенно не должно быть, и, во-вторых, в чрезмерном напряжении (перенапряжении) тех мышц, участие которых в какой-то мере необходимо.

Занятия пластикой имеют несколько направлений.

Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях.

Прыжковая разминка

1. Выпрыгивание на носках (третий прыжок высокий).

2. Выпрыгивание по углам воображаемого квадрата (влево и вправо).

3. Выпрыгивание с поворотом на 180 градусов (поворот от бедра).

4. Выпрыгивание с поворотом 360 градусов (поворот от плеча).

5. Выпрыгивание с высоким подъёмом коленей.

6. Выпрыгивание с захлёстом голени.

7. Выпрыгивание накрест в поперечном полушпагате

8. Ножницы (продольный полушпагат).

9. Выпрыгивание накрест с поочерёдной сменой ног и с высоким подтягиванием колен к груди.

10. Выпрыгивание из низкого полуприсяда со скрещиваемыми в воздухе ногами.

11. Мах прямыми ногами в прыжке.

Статическая разминка

1. вращение головой (влево, вправо).

2. Вращение плечевого пояса (вперёд, назад).

3. Вращение плечевого пояса коромыслом (вперёд, назад).

4. Вращение прямых рук.

5. Вращение локтей.

6. Вращение кистей.

7. Скручивание бёдер (по восьмёрке).

8. Вращение тазобедренным суставом без позвоночника.

9. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником и корпусом одновременно.

10. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником

11. Вращение прямыми ногами.

12. Вращение коленей (внутрь, наружу).

13. Вращение голеностопом.

Дополнительные упражнения к разминке

1. Подъём высокого колена. Из положения впереди в положение сбоку (поочерёдно каждой ногой).

2. Махи прямыми ногами (вперёд, назад, вбок).

3. Махи прямыми ногами с поддержкой.

4. Махи прямыми ногами через разножку.

5. Наклоны в пол (касание пола кистью, локтями).

6. Продольный полушпагат (сесть, встать - поочерёдно каждой ногой).

7. Поперечный полушпагат (то же самое).

8. Плавный переход из продольного шпагата в поперечный (каждой ногой)

Упражнения на освобождение мышц.

Упражнение 1. вращение: голова - корпус - таз - колени - руки - всё вместе (и наоборот).

Упражнение 2. Расслабление и напряжение всего тела.

Упражнение 3. Расслабление и напряжение определённых групп мышц (например: напрягаем одновременно левую руку и правую ногу - остальные части тела расслаблены).

Упражнение 4. Упражнение называется «Стена». Выполняется по парам. Воображаемую стену надо перевалить на партнёра, прилагая усилия всего тела. Партнёр сначала как бы принимает тяжесть всего тела партнёра (упавшей стены), потом, прилагая усилия со своей стороны переваливает её на партнёра. Упражнение выполняется в рапиде, партнёры не касаются друг друга - между ними чётко сохраняется расстояние, «стена».

Упражнение 5. Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжения 5-8 секунд. Потом всё расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Повторить несколько раз.

Упражнение 6. Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, рук, плеч. Через 5-10 секунд всё освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.

Упражнение 7. Лечь на пол на спину. Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надёжно прижаты к полу. Напрячь поочерёдно ноги, руки, голову, корпус. Через 5-10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить.

Упражнение 8. Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх вперёд. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5-10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.

Упражнения на равновесие

1. Подъём ноги на уровне пояса (впереди, сбоку - по 10 сек.).

2. «Ласточка» (обычная и «передняя») - при выполнении сначала посмотреть на левую руку, потом на правую и назад на ногу. Только после этого свободно опустить ногу.

3. стоя на одной ноге, имитируем бросок какого-либо предмета (в рапиде).

4. Различные беспредметные игры: снежки, бадминтон, волейбол и т.д. (в рапиде).

5. Придумывание обстоятельств: перепрыгивание на болоте с кочки на кочку, путешествие по облакам, движение по сложной местности и т.д.

Упражнения на координацию

1. Вращение рук - одна вперёд, другая назад.

2. «Мельница».

3. Раз - правая рука вперёд.

Два - левая рука в сторону.

Три - обе руки на пояс.

Четыре - обе опустить.

4. Раз - левая рука вперёд.

Два - правая рука в сторону.

Три - обе руки вверх.

Четыре - обе опустить.

5. Раз - правая рука вперёд.

Два - левая рука в сторону.

Три - правую согнуть перед грудью.

Четыре - левую согнуть перед грудью.

Пять - левую руку вперёд.

Шесть - правую руку в сторону.

Семь - обе руки на пояс.

Восемь - обе руки опустить.

6. Раз - левую руку вперёд.

Два - правую руку в сторону.

Три - левую согнуть перед грудью.

Четыре - правую руку вверх.

Пять - правую руку вперёд до уровня груди.

Шесть - левую руку в сторону.

Семь - обе руки на пояс.

Восемь - обе опустить.

7. Правая рука движется на три счёта, левая - на четыре счёта. Правая - вперёд, в сторону, опустить. Рука левая - вперёд, согнуть в локте на уровне груди, в сторону, опустить. Руки работают одновременно. Полный цикл - двенадцать счётов. После усложнять: выполнять упражнение одновременно с ходьбой, с речью и т.д.

Развитие навыков речедвигательной координации

1. Разобраться по парам. Первый номер выполняет любые движения в различном темпе. Второй номер озвучивает их, пытаясь найти голосом характер движений.

2. Выполняется Упражнение 7 на координацию. Одновременно на каждый счёт называются месяцы года или счёт в обратном порядке (12, 11, 10, 9, 8, …).

3. выбрать десять любых глаголов и на каждый глагол придумать движение («манок», то, что побуждает сказать этот глагол).

4. Любое стихотворение (детское, лирическое, патриотическое) выучить и придумать к этому стиху движение («манки»).

5. Контролировать ощущение звука в теле (он будет вырываться наружу через руку, плечо, голову и т.д.).

6. Картина. Ощущение от картины попытаться выразить пластически, чтобы это являлось «манком» к речевому описанию картины. Добиваться единения пластики и речи. Мысль в голове мешает творческому процессу и является зажимом. Надо уметь «думать телом».

7. ученики, держась за концы гимнастических палок, образуют круг. Кто-то читает любое стихотворение и одновременно выполняет любые пластические движения, увлекая за собой весь круг. Затем, как в кино, когда крутят плёнку назад через эти же движения, только в обратном порядке, нужно вернуться в исходное положение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать