Воспитание и обучение дошкольника. Подготовка к обучению грамоте и арифметике
p align="left">Принципы обучения. Принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием соц.прогресса, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они совершенствуются. Многочисленны попытки разработать систему дид.принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: 1. Сознательности и активности; 2. Наглядности; 3. Систематичности и последовательности; 4. Прочности; 5. Научности; 6. Доступности; 7. Связи теории с практикой.

Методы обучения в д\с. Наглядные: наблюдение, в процессе которого формируется основное содержание знаний дошкольников - представление о предметах и явлениях окр.мира; этот метод отвечает познавательным возможностям детей дошк.возраста; выступает как самост.метод, часто сочетается с др.методами или включается в их состав. Виды: 1.распознавающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с др.; 2. За изменением и преобразованием объектов - даёт знания о процессах, об объектах окр.мира в их динамике, взаимодействии; 3. Репродуктивного характера - по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего объекта. Рассматривание картин используется для решения разнообразных дид.задач: для уточнения и обогащения представлений о предмете и явлениях окр.жизни; для формирования наглядных образов тех объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно; для обобщения и систематизации знаний детей; для активизации словаря и развития связной речи; для формирования эстетического восприятия. Демонстрация диапозитивов, кинофильмов - расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Используются два вида уч.фильмов - очерковые и сюжетные. Обязательно проведение бесед: предварительной(ставится новая познавательная задача) и заключительной (обмен впечатлениями, вопросы по содержанию).

Методы обучения. Практические: упражнения - многократное повторение ребёнком ум. и практ.действий заданного содержания. Упражнения, разные по степени активности и самостоятельности: упражнения подражательно-исполнительского характера (следуя указанному образцу); конструктивного характера(конструирование из известных действий и операций соответствующий способ решения); творческого характера(использование усвоенных способов в новых условиях, использование новых действий и операций); речевые (в процессе которых формируются умения точно и ясно выражать свои мысли, суждения); игровые (включают имитацию действий). Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с др.приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом… Чаще всего включает разнообразные действия с игрушками и игровыми материалами. Элементарные опыты - преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связи между ними, причин их изменения(в специально созданных условиях). Моделирование - процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Словесные методы. 1.рассказы воспитателя- создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях; 2. Рассказы детей - совершенствование их знаний и умственно-речевых умений; 3. Чтение худ.произведениц - расширять и обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию худ.литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание осн.связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоц.активность, способность к сопереживанию. Беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации; делятся на предварительные и итоговые(обобщающие).

Дидактические игры. Дид.игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура(осн.элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно). Осн.элемент игры - дид.задача, которая определяется целью обучающего и восп.воздействия; игровая задача - осуществляемая детьми в игровой деятельности - вместе они отражают взаимосвязь обучения и игры. Основа дид.игры - игровые действия, рисунок сюжета игры(не всегда практ.действия, но и сложные ум.действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного). Правила игры - их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Помогают раскрывать перед детьми, что и кА нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий.

Особенности развития словаря дош-ка. Задачи словар. работы. Развитие словаря - длит.процесс овлад-я словар.запасом, накопленным наро-дом в процессе его истории. Выде-лены колич.(измен-е колич-ва слов в словаре р-ка с возрастом: 1г. - 10-12 слов, 6 л. - 3 тчс.) и качест.(постепен. овладение детьми социально за-креплённым содерж-м слова, отража-ющим результат познания)стороны этого процесса. Процесс овлад-я сло-варём тесно связан с овлад-м понят-иями и в связи с этим имеет специф. особ-сти. 1 -содерж-е дет.словаря(р-к прежде всего овлад-т названиями доступных для его деят-ти предм-в, явлений). 2-постеп.овлад-е смысл. содерж-м слова(сначала соотносит слово лишь с кокретн. предметом - часы на стене, затем обобщает - все часы). 3 -дет.словар. объём меньше слов.объёма взрослого, т.к. дет.объём знаний об окр-м гораздо меньше. Эти особен-ти опред-т задачи словар. работы:1. обеспечение колич. На-копления слов, необх-х для содержат-го общения; 2. обеспечение освоения социально закрепл-го содерж-я слов (овладение знач-м слов на основе их точного соотнесения к объектам окр.мира, их особенностям и отношениям;освоение обобщ.зна-чения слова на основе выделения сущ-х признаков предм-в и явл-й;проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им);3. активизация словаря(введение слов в практику общения).Содержание слов.работы-постеп.расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Методика форм-я синтакс.стороны речи. Синт.стор.речи совершенст-ся в процессе обуч-я связ.речи и рассказыванию. Рассматривая произв-я живописи,учався в беседе о прочит-м,р-к общ-ся со взр-м,отвечает на вопросы,побуждающие исп-ть разные части речи,конструкции предл-й. Особенно важны проблемн.вопросы (Почему? Зачем? Как?),побуждающие устанавливать причинно-следств-е,временные и др.существ-е связи и зависимости и исп-ть для их обозначения в речи сложноподч.предл-я. Тихеева предл-ла исп-ть спец.упр-я на распространение и дополнение предл-й (подг.гр).

Цели и задачи РР. Среди задач восп-я и обуч-я дет.дошк.возр. в д/с обуч-е род.языку, разв.речи, реч.общения - одна из главных. Эта общ.задача опред-т круг знаний, умений и навыков реч.развития р-ка и состоит из ряда спец., частных задач: форм-е звук.кул.речи; форм-е словаря; форм-е граммат.правиль-ности речи; форм-е связн. речи(диалог. и монолог.); ознакомле-ние с худ.лит-рой; подготовка к обуч-ю грамоте.

Методика форм-я морфол.системы речи. В МРР разработаны спец.дид. игры и упр-я для того, чтобы учить де-тей прав-но изменять слова, помогать запом-ть труд.формы слов, необх-х для повседн.общения. «Чего не ста-ло»-образование форм род.паде-жа;»Чуд.меш»,»Лото»,»Магаз.»-усво-ение родовой принадлежности сущ-х;»Поручения»,»Зайк.гимнастика»-спряжение глаг-в;»Прятки»,»Что из-менилось»-усвоение и активизация предлогов и наречий. Игры прово-дятся со 2мл.гр,языковой материал меняется в зависимости от возраста, с расширением практич. и речевого опыта. В рус.языке мно-во труд. граммат.форм. Важно,чтобы взр-е говорили прав-но, используя эти формы в разн.падежах. Р-к, при-слушиваясь к речи взр-х, заимствует прав.формы. В ст.гр. м.учить обра-зовывать труд.формы с помощью упраж-й на подбор рифм: Маршак «Даю вам честное слово, вчера в половине 6 я видел 2 свинок без… и…» Придумать свои примеры: мы могли видеть сорок без… и… В играх предусматриваются проблемные си-туации, побуждающие р-ка ориен-тироваться в слове: в играх с поруче-ниями сказ.персонаж не выполняет поручения,если его просят неправ-но; «Магазин»-покуп-ль подробно опии-сывает покуп-й предмет - здесь р-к приобр-т знания помимо сознания. Умение произвольно строить выссказ-я, целенаправленно отбирать языко-вые ср-ва, анализировать некот-е грамм.явления пригодится при обучении в школе,где их будут развивать и совершенствовать.

Формы работы по восп-ю звук.культуры речи: Занятия само-стоят-е (игры-занятия) по звук.кул. речи(до3лет). Часть зан-я по родному языку(3-7лет) - работа по развитию реч.слуха, реч.дыхания, прав.произ-ношения звуков, интон.выраз-ть. .Н-р: рассказывание по картине - не только актив-я словаря,соверш-е связн.речи, но и восп-е хорош.дикции. Дид.игры, беседа, пересказ, заучивание, рассказ. Муз.зан-я-отдельн.разделы работы по звук.к.речи. Слушание музыки,пение - развитие реч.слу-ха,реч.дыхания, умение владеть го-лосом, дикции, интон.выраз-ти. Все части способ-ют развитию нормал. темпа и ритма. Дополнит.работа вне занятий - исп-е реч.зарядки, инд. и групп.зан-я на прогулке, во время игр, во время утр.приёма и перед уходом домой. Это предупреждает и устраняет несовершенство речи у отдел.детей, выравнивает группу, позволяет успешно проводить послед.фронт. занятия по звук.к.речи.

Методика форм-я способов словообр-я. Словообр-е - процесс образования слов в рус.языке. Для занятий в д/с отбирается небольш. кол-во типичных для рус.яз. способов словообр-я, на материале кот-х детей учат ориентироваться в существенных для называния предметных и формально-семантических отноше-ниях, восп-т интерес к слову, стрем-ление говорить прав-но, выраз-но. Мл.гр.-обогащение речи мотивированными (образованны-ми от других: бумаг-бумажный) словами. Ср.гр.-нач-ся обучение словообр-ю: сло-ва,обозн-е детёнышей жив-х и предметов посуды: «Страшная птица»-сорока пугает птенцов, они бегут к своим мамам - утята к утке и т.п., «Прятки», «Узнай по голосу»-аналогично, звери с детёнышами. За-тем пров-ся игры, где требуется самост-но образ-ть слова: «Пору-чения», «Чуд.мешочек», «Угадай по описанию». Знакомство с разн.спос-ми словообр-я: кошка-кот-к, собака-ще-нок, крокодил-детёныш кро-ла; закрепление - дать поручение детёнышу. Ст.гр.:названия людей по профессиям, характерным особен-м внеш.вида и склонностям: часть речи+суфф., прист., др.ср-ва. Важно восп-ть умение анализ-ть такие слова, понимать их, устанавливать существ-е для называния связи и отношения,а также чуткость, интерес к слову, стремление говорить прав-но. Игры-загадки о профессиях: р-к (вос-ль) выполняет трудовые действия-остальные отгадывают. Развитие сло-вотворчества: договаривание слов в стих.Тувима «Про пана Трулялин-ского». Образование слов от заданного: лес, тропинка-лесная, человек-… Приём словообр-я по аналогии: белка весёлая, а волк не весёлый,а …, белка веселится, а волк …, белке весело, а волку … реч.ошибки, допущ-е детьми следует исправлять-попросить р-ка дога-даться, как н.сказать прав-но. Не фиксировать вним-е на ошибке, допущ-й застенчивым р-ком, осторожно поправив его.

Этапы обуч-я прав.звукопроизно-шению I - 1,6-3лет - бурное развитие акт.словаря, артикуляц.движения стан-ся более точными, устойчивыми, развивается способность осознанно подражать произнесению целого сло-ва. Занятия по подгр. - работа направ-лена на уточнение и закрепл-е прос-тых в артикул.отношении звуков, выработка чёткого произнесения слов. Метод.приёмы: повторение по речевому образцу, исп-е дид.мате-риала (игрушки,картинки), игр.приё-мы. II -3-5 лет - форм-е фонет. и морфол.состава слова, продолж-ся соверш-е наиболее труд.движ-й орга-нов артик.аппарата,что позволяет р-ку произносить щелевые, аффрикатив-ные и сонорные звуки. Работа - отра-батываются основ.звуки род.языка. Приёмы:реч.образец, заучивание наи-зусть, беседы, дид.игры. III - 5-7лет, завершающий в форм-и звук.стороны речи дошк-в. Работа по совершен-ю различения, дифференц-и звуков, сходных по артикул-м или акустич. признакам,что способст-т развитию фонемат.слуха; работа над дик-цией,темпом,интон.выраз-ю. Приё-мы: дид.игры, пересказ, рассказы-вание, заучивание и др.

Связная речь. С/р - развёрнутое изложение определённого содер-жания, которое осущ-ся логично, послед-но и точно, граммат-ки прав-но и образно. Форм-е с/р - центр.задача реч.развития детей. Осн.функция-коммун-я, осущ-ся в форме диалога и монолога;отсюда задачи:изучить закономерности развития диал.(осн.черты: неполн. предл-е, восклиц-е. яркая инонац-я выраз-ть, жест, мимика) и монол. речи(развёрнутость, полнота, чёт-кость, взаимосвязь отдел.звеньев повеств-я), закономерности перехода от ситуативной к контекстной речи. Развитие с/р неотделимо от решения остал.задач реч.развития: обогащения и активизации словаря, форм-е грамм.строя речи, восп-е звук. культуры речи. Мл\возр - речь ситуативна, преобладает экспресс-сивное изложение,доступна простая форма диалог.речи. Ср/возр - высказывания более послед-ны и объёмны,т.к. акт.словарь-2,5 тыс.слов, структура речи ещё несовершенна; происходит развитие контекстной речи(понятна сама по себе); при обучении составлению рассказа по игрушкам, картинам копируют рассказ взр-го. Ст/возр - с/р достигает довольно высокого уровня На вопросы отв-ет достаточно точно, кратко или развёонуто, дополняет и исправляет ответы др-х, послед-но и точно составляет рассказ на задан.тему, но некотор-е нужд-ся в образце восп-ля. Развитие с/р осущ-ся на зан-х и в повседн.жизни. Мл/гр - особое вним-е удел-ся развитию разгов/навыков. Сначала учат выполнять действия по словесному поручению, затем отвечать на вопросы восп-ля, слушать его, повторять за ним. Вопросы д.б. конкретными. В ср. и ст.возр - учат рассказывать и пересказывать (монол.речь). Нач-ют с простого пересказа кортких литер.произв-й и доводят до высших форм самост.творч.рассказ-я.

Сущность подготовки к обучению грамоте: обучение составлению предл-й из 2-4 слов, членение такого же состава предл-я на слова, членение на слоги двух-трёхсложные слова с открытыми слогами (мА-ши-на) и составление слов из слогов; подведение к звук.анализу слова. В практических упр-ях закрепл-ся представления детей о предл-ии, слове, слоге, звуке.

Пересказ литер.произ-й. Пересказ - творч.воспроизведение лит/текста. Требования к подбору произв-й для пересказа: высокая худож.ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность и доступность содержания, небольшой объём(нар.сказки, корткие произв-я Толстого, Ушинского, Бианки, пришвина). План занятия: первичное чтение произв-я, беседа по вопросам, повторное чтение пересказ. Реком-ся использовать план пер-за. Важ.метод приёмы: вопросы восп-ля (помогают напомнить логику повеств-я, дополнить ответ р-ка, проанализировать ответ р-ка) и указания(подсказка, уточнение смысла выражения, слова, словосочетания). Мл/гр: подг/работа с целью выработки умения слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ восп-ля отд.слова и фразы. Обуч-е переск-ю нач-ся с простого воспроизв-я знак-х сказок с повтором (колобок, репка). Начало сказки р-к пересказывает самост-но, далее восп-ль напоминает текст,а р-к повторяет за ним 1-2 слова или целое предл-е. Постепенно переходятк переск-ю по вопросам. Исп-е кукол.театра, пальч.театра способст-ет развитию интереса к худ.произв-ям, лучшему запоминанию. Провод-ся инд.работа в утр. и вечер.часы. Ср/гр: рассказ-ют не только знаком.произв-я, но и впервые прочитанные; выразительно передают разговор действ.лиц; слушают пересказы др-х и замечают несоответствие тексту. Важн.метод.приём-оценка дет.пересказа(восп-ль!), отметить хорош.стороны и недостатки, обязательно поощрить, вселить уверенность! Ст/возр: уметь связно, послед-но,выраз-но пересказывать, без вопросов восп-ля, передавать диал.речь. Зан-е м.состоять из: 1.ввод.беседы, вопроса, выявл-го представл-я детей, рассматр-я иллюстр-и; 2.чтения лит.про-я; 3.беседы по содерж-ю и форме произ-я;(4-5 вопр.); 4.повтор.чтение(установка на вним.прослушивание); 5.пересказ. Объёмное произ-е м.переск-ть по частям. Каждый р-к должен быть вызван! Подг/гр: дети выбирают сказку из неск., придумывают продолж-е, драматизация.

Рассказывание по игрушкам. -оказывает больш.влияние на реч.раз-витие дошк-в. Мл/гр-прав.подбор игр-к!-одного наименования но раз-ные по внеш.виду, что обесп-т активизацию словаря и развитие с/р на основе использ-я приёма сравнения (рассматривание медвежат(2), срав-нение, рассказ-образец восп-ля, рассказ р-ка. Ср/гр - при рассматривании восп-ль за даёт больше вопросов о внеш.виде(цвет, форма, величина);качествах игр-ки, действий с нею, отношении р-ка к ней. Во 2 половине года - начинают составлять рас-з по плану, предлож-му восп-лем (какая игр-ка, из чего сделана, как с ней м.играть). Исп-ся рассказ-образец восп-ля, дид.игры (Петрушка, отгадай мою игр-ку: дети описывают игр-ки, петр.угадывает, о какой идёт речь). Когда дети науч-ся хорошо состав-ть опис.рассказы, м.предложить составить рассказ по набору игр-к(к кукле в гости пришли Мишка иЗайка). Ст/возр -состав-е опис.рассказов, сюжет.рас-в по одной игр-ке или по набору. На зан-и по сюжет.рас-ю м.ввести инсценировку. Особое вним-е удел-ся анализу рассказов, состав-х детьми: отмеч-ся интерес.сюжет, необычность пос-тупков персонажей, язык рассказа. Инт.рассказ м.записать в альбом и сделать к нему рисунок., м.показать инсценировку в мл/гр. В подг/гр м.составлять коллект.рассказы по набору игр-к, что форм-т друж.отно-шения, учит согласовывать свои действия с дей-ми др-х. После зан-я игр-ки остаются в игр.комнате.

Особенности усвоения звук.стороны речи дошк-ми. Исследованиями доказано, что невозможно прав-но сформ-ть звукопроизношение, не учитывая физиолог. Особенности р-ка: особенности строения и развития органов реч.аппарата. Причины реч. нарушений м.б.: органические (нарушения функций центр.нерв. системы)-неисправимы; функцио-нальные(не связанные с измене-ниями в отделах ЦНС)-обратимы; нарушение слуха. До 3л. несо-вершенна дыхат.система, недоста-точно развит артикуляц.аппарат, короче голос.связки, гортань, язык занимает большее место в ротов.полости и менее подвижен. К концу 5г.ж. строение артик.аппарата приближается к взрослому. Однако более половины детей к началу обуч-я в школе испытывают сложности в произнесении свистящих, шипящих, сонорных согл-х, имеют др.деффекты речи.

Рассказывание из опыта. Дети уч-ся исп-ть жизнен.опыт, передавать его в связ.повествовании.; форм-ся умение понятно, связно, послед-но излагать свои мысли без опоры на нагляд.материал. Основа расск-я из опыта-повседнев.жизнь детей. Вво-дится в ср/гр. Сначала организ-ся после рассматр-я картины, игрушки (кошка с котятами - рассказать о домаш.кошке). Дальше предлаг-ся близкие детям темы:Как мы провели праздник, Моя мама). Целесообразно проводить коллект.расск-е: восп-ли задаёт тему(что мы видели на экскурсии), план(сначала, как пошли на экск-ю, что нового увидели, что больше всего запомнилось); дети расск-ют, подбирая прав-е слова, восп-ль записывает за ними; зачитывает готовый рассказ, предлагает нарисовать рисунки к нему. Коллект.расск-е пров-ся и в своб.время (восп-ль заводит общий разговор, помогая выссказ-ся кажд.р-ку). В ст/возр расширяется тема-тика(явления обществ.жизни, труд взр-х), вводится тема природы. Виды рассказов:сюжет.рас-з на основе непосред-го восприятия или труда в природе; сюж-е и опис.рас-зы на основе бесед, чтения книг, рассматр-я картин; опис.рассказ на сонове сравнения разных времён года и описание пейзаж.картины; опис. рассказ о времени года;опис.рассказ об отдел.явлении природы. Исп-ся коллект.составление письма забо-левшему товарищу, что форм-ет заботл. и друж.отношение к сверст-никам. Необходимо рекомендовать родителям, где побывать с р-ком в выход. и празд.дни, затем составить альбом из дет.рисунков и рассказов, показать род-лям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать