Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Реферат

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

VI--VII КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развития психических и логических качеств личности, умственных и духовных сил школьников.

Биология как учебный предмет располагает большими возможностями для решения задач воспитания и развития учащихся во взаимосвязи. Важно с первых уроков изучения биологии начать работу по формированию у школьников системы взглядов на живую природу, отношений к природной среде. От того, как будет организована эта работа в самом начале изучения биологии, во многом зависит успех дела.

Решение задач воспитания учащихся VI--VII классов при обучении биологии зависит от содержания, уровня общей подготовки и психического развития учащихся. Так, школьный курс биологии VI--VII классов содержит недостаточно широких биологических обобщений, теорий, которые имеют большое мировоззренческое значение. Учащиеся имеют ограниченный запас научных знаний по географии и физике, совершенно незнакомы с химией. А для подведения школьников к выводу о материальном единстве растительного мира необходимо знание не только их структурной общности, но и сходства процессов жизнедеятельности. Кроме того, у учащихся VI--VII классов преобладает конкретно-образное мышление, они еще не способны к усвоению абстрактных понятий и испытывают затруднения в осуществлении не только мысленного, но и предметного анализа и синтеза. Большие трудности вызывает у них проведение обобщений, осуществление перехода от знаний к умениям, использование знаний для отстаивания научных взглядов.

Решение задач воспитания требует комплексного подхода, установления взаимосвязи различных его элементов. Так, диалектико-материалистические взгляды нельзя формировать изолированно от атеистических убеждений, нравственное воспитание осуществлять в отрыве от экологического, трудового, гигиенического, экономическое воспитание проводить обособленно от идейно-политического, трудового, экологического и т. д.

Из комплексного подхода к решению задач воспитания учащихся следует исходить при разработке методики каждого урока. При планировании материала темы важно четко определить, какие аспекты проблемы воспитания учащихся следует решать в учебном процессе как основные, главные. В зависимости от содержания, форм и методов обучения следует наибольшее внимание уделять определенному аспекту воспитания либо в комплексе решать сразу несколько аспектов. Например, при изучении темы «Корень» в VI классе на основе знаний внешнего и внутреннего строения корня, его основных функций, тканей, развития и роста корня, протекающих в нем процессов жизнедеятельности решаются задачи формирования элементов диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, а также идейно-политического, экономического и экологического воспитания.

При определении задач урока не следует ограничиваться постановкой только образовательных задач. Необходимо продумывать и возможности воспитания и развития учащихся. С этой целью важно определить значимость учебного материала для формирования научного мировоззрения школьников, воспитания и развития учащихся.

Для формирования мировоззрения, выработки отношений к миру, взглядов на живую природу, убеждений учащихся большое значение имеет выбор методов обучения, организация самостоятельной деятельности школьников, показ использования биологических знаний в практике, проведение экскурсий, лабораторных и практических работ.

В целях большей четкости раскрытия проблемы каждый аспект коммунистического воспитания будет рассмотрен отдельно.

Формирование научного мировоззрения. Научное мировоззрение формируется в процессе овладения учащимися знаниями основ наук, раскрываемых в свете ведущих законов и категорий диалектического материализма: о материальности мира и объективных закономерностях его развития, движении как форме существования материи, первичности материи и вторичностн сознания, развитии как борьбе противоположностей, познаваемости мира и его закономерностей, о взаимосвязях и причинной обусловленности явлений, практике как основе и цели познания объективного мира и критерии истины, несовместимости науки и религии.

Задача учителя биологии -- ознакомить учащихся с теми положениями диалектического материализма, которые проявляются в биологических процессах и явлениях, с методами познания живой природы.

Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы, Лишайники» позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимися строения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органов растения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органами способствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.

Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.

Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.

С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.

Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержат богатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строения и функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов и явлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодаря взаимосвязи. их строения н функций. Жизнь растительного организма возможна только благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимости одних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы.

Формированию научного мировоззрения школьников способствует выделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции. Эволюционное учение -- теоретическая и методологическая основа современной биологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить о последовательном, научном познании закономерностей развития органического мира. Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеям материальности и развития природы. В наше время идея развития приобретает первостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятся непременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствий вмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.

Не случайно в методике обучения биологии большое внимание уделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения и жизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатами эволюции -- многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания. Учитель,показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорит о тем, что все это -- результат длительного исторического развития растений. В дальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапами развития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологических знаний.

Развитию понятия об эволюции растительного мира способствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложнения от водорослей до покрытосеменных. Материал о бактериях и грибах в разделе «Растения» не рассматривается, так как эти группы организмов в соответствии с данными современной науки относят к особым царствам.

Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.

Для выяснения уровня сформированно мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы и задания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя из определенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи и взаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания по биологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. Например, можно использовать следующие вопросы и задания:

Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин.

Приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов.

Приведите доказательства естественного происхождения растений.

-- Докажите, что растение -- целостный организм.

Докажите, что многообразие растений -- результат их исторического развития.

Объясните понятие «приспособленность семян к распространению ветром, животными --это результат длительного исторического развития растений».

Обобщение результатов экспериментальных исследований и педагогической практики позволяет определить следующие методические условия, способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:

-- Систематическое проведение обобщений мировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений, материальности биологических явлений, возможности управления ими.

Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий, понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использование биологических знании в качестве естественнонаучной базы для формирования мировоззрения учащихся.

Определение роли каждого этапа учебного процесса, а также видов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.

Установление взаимосвязи содержания мировоззренческих вопросов разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» с содержанием других учебных предметов.

Обеспечение доказательности биологических выводов на основе привлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных на практике. ,

Организация самостоятельных работ творческого, поискового характера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач и других способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Систематическая проверка сформированности у школьников научного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявление собственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям, стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания в собственные взгляды и убеждения.

-- Развитие потребностей у школьников применять основные знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различных жизненных ситуациях.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения способствует научно-атеистическому воспитанию школьников.

Идейно-политическому воспитанию учащихся в процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» способствует использование в органической связи с содержанием фактов, цифровых данных, диаграмм, отражающих эффективность применения данных биологической науки в различных отраслях народного хозяйства страны, республики, местного края. На уроках, экскурсиях в природу и на производство, в процессе работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов в органической связи с изучаемыми вопросами биологической науки учитель в доходчивой форме знакомит школьников с основными государственными документами, в которых ставятся задачи дальнейшего развития биологической науки, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, подчеркивает значение этих задач для повышения благосостояния народа, могущества нашей страны, гуманизм политики нашего государства.

Заслуживает внимания опыт работы школ г. Белгорода и Белгородской области по идейно-политическому воспитанию учащихся. В практике работы учителей К.П. Сейц, Т.И. Малыхиной, И.Б. Копхевской, О.П. Мироненко, Н.Я- Власовой и других сложилась система работы, которая в частности включает ознакомление учащихся с вкладом ученых в развитие биологической науки, сельского хозяйства, с их деятельностью, чертами личности и гражданской позицией; организацию полезной практической деятельности учащихся, в процессе которой применяются биологические знания и умения и т. д. На уроках учителя привлекают различные материалы общего и местного значения, в которых ярко отражаются успехи биологической науки, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и др.

Идейно-политическое воспитание учащихся неразрывно связано с патриотическим и интернациональным воспитанием. Патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся способствует ознакомление их с историей пауки, достижениями отечественных и зарубежных ученых. В содержание программы разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» включены имена И. В. Мичурина, Н. И. Вавилова, К. А. Тимирязева, которые внесли большой вклад в развитие биологической науки своим самоотверженным трудом. Чувство гордости за советскую науку испытывают учащиеся при изложении исследований отечественных ученых в создании пенициллина, выведении ими высокопродуктивных форм. Школьники знакомятся с работами П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойта, которые вывели высокоурожайные сорта пшеницы и подсолнечника. Идейно-политическую, патриотическую направленность имеют вопросы охраны природы. Раскрытие мер, принятых в нашей стране в целях охраны природы (охрана редких и исчезающих видов растений, среды их обитания и др.), противопоставление позитивной роли нашего государства в охране природы политике крупных капиталистических стран, в которой на первое место ставится прибыль капитала, способствуют выработке негативного отношения учащихся к буржуазной идеологии.

Учитель биологии средней школы № 11 г. Белгорода В.Н. Кондратов проводит большую работу по экологическому и патриотическому воспитанию. Большое внимание он уделяет внеклассной работе, ежегодно организует с учащимися походы с целью изучения природы Белгородской области, редких и исчезающих растений и животных. В школе создан музей природы, в котором около 1000 экспонатов. Учащиеся школы ежегодно развешивают свыше 3000 скворечников в своем микрорайоне.

Необходимо подвести школьников к выводу о глобальном характере проблемы охраны природы, решение которой требует международных усилий, интернациональной солидарности народов мира.

В разделах «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» имеются большие возможности для трудового воспитания. Оно осуществляется через раскрытие путей использования знаний биологических закономерностей строения и жизнедеятельности растений в сельском хозяйстве (интенсификация растениеводства, борьба с сорняками и болезнями, повышение урожайности за счет применения агротехнических мероприятий), ознакомление учащихся с научными основами растениеводства, охраны природы, с прогрессивными технологиями выращивания важнейших культурных растений, с деятельностью человека по охране природы, формирование общих умений сельскохозяйственного труда (обработка почвы, полив, посев семян, внесение удобрений, подкормка, уход за растениями, уборка урожая).

Содержание биологического образования в VI--VII классах пересмотрено в аспекте усиления его роли в подготовке учащихся к жизни, к труду в сфере материального производства. Усилено внимание к раскрытию научных основ производства, в котором используются биологические системы, к технологии выращивания сельскохозяйственных растений. Это достигается введением в программу раздела о растениях темы «Сельскохозяйственные растения», выделением в теме «Корень» обобщающего урока на тему «Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений», включением в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники» материала об их применении для производства кормовых дрожжей, лекарств, витаминов и других органических веществ, выделением обобщающего урока «Роль бактерий и грибов в природе и их использование в промышленном производстве кормовых дрожжей, лекарств и других продуктов».

Политехническая, практическая направленность содержания программы обеспечивается также выделением времени на проведение практических работ, экскурсий, включением в темы «Отдел покрытосеменные растения», «Отделы растений» фенологических наблюдений.

Осуществлению связи теоретического и практического материала способствуют предусмотренные программой практические работы по уборке урожая и сбору семян, уходу за растениями, заготовке черенков для размножения, определению всхожести семян культурных растений и др. В ходе практической деятельности по выращиванию растений, по охране природы учащиеся используют знания, полученные на уроках, о жизнедеятельности организмов, об их связи между собой и с факторами неживой природы. Следует иметь в виду, что в программе приведен примерный перечень практических работ, он может быть расширен, одни виды работ заменены другими.

Необходимо использовать все возможности для проведения учащимися практических работ на учебно-опытном участке, общественно полезного труда по озеленению улиц и скверов, в лесничествах, на полях колхозов и совхозов. При этом важно дать учащимся задания, направленные на применение ботанических знаний по уходу и выращиванию растений.

Целесообразно устанавливать контакты с ближайшими колхозами и совхозами, особенно городских школ, проводить туда экскурсии, включаться в производительный труд и оказывать посильную помощь, организовывать встречи с передовиками производства. Все это позволит расширить и конкретизировать знания учащихся о сельскохозяйственных культурах, познакомиться с профессиями, получить некоторые сведения по экономике.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать