Воспитание и развитие личности ребенка
p align="left">Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо-статку в притоке крови к отдельным органам и систе-мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ' а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес-кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере-прыгивание канав и других препятствий) нередко приво-дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози-рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла-гоприятных условий для физического развития подрост-ков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и ука-зывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче-ние, требующее сидячего образа жизни, может приво-дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ-ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва-ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова-ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор-монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то-нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на-строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз-нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ-ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче-бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так-же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подрост-ков приносят немало беспокойств. Нередко они сопро-вождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Имен-но в такие периоды отдельные подростки проявляют "лож-ный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полу-взрослости подростков, о недостаточном умении серьез-но подходить к обдумыванию своих действий и поступ-ков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэто-му следует всячески щадить нервную систему подрост-ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно-го вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрак-тное (понятийное) мышление и логическая память. За-кономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга-низации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обуче-ния проблемного характера, учить подростков самим на-ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоре-тическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подро-стков имеет внутреннее стимулирование их познаватель-ной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они фор-мируются только тогда, когда учителя обращают специ-альное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собствен-ные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяс-нение моральных норм и правил и формирование у под-ростков нравственных взглядов и убеждений должно со-ставлять существенную особенность нравственного вос-питания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, пре-дупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные осо-бенности подростков, связанные с их положением в кол-лективе сверстников, отношениями к учителям и взрос-лым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие ин-тересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способнос-тей в тех или иных видах деятельности, внешняя обая-тельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пере-живает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнени-ем класса, подросток чаще всего придерживается мне-ния сверстников. Поэтому при разрешении острых воп-росов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей сти-мулируют развитие самосознания подростков, возбужда-ют мечты о своем призвании и будущем. Они сопостав-ляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят стро-го, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокри-тичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведе-нии нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геолога-ми, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремле-ние подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориен-тировать на работу в сфере материального производства.

Особенности развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст -- это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи-зической и психической зрелости. Однако процесс лич-ностного формирования учащихся этого возраста проис-ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого воз-раста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональ-ность в развитии конечностей и туловища. Увеличива-ется относительный объем груди. Выравнивается соотно-шение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосу-дистой системы. Повышается мышечная сила, возраста-ет физическая работоспособность, а координация движе-ний по своим качествам приближается к состоянию взрос-лого человека. В основном заканчивается половое созре-вание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это ска-зывается на поведении старшеклассников. Они отлича-ются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обус-ловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие не-рвной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувствен-ной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraktion -- мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб-же понять сущность и причинно-следственные связи изу-чаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размыш-лений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятель-ность, стремление к сравнениям, а присущая подрост-кам категоричность суждений уступает место гипотети-ческим предположениям, необходимости понять диалек-тическую сущность изучаемых явлений, видеть их про-тиворечивость, а также те взаимосвязи, которые суще-ствуют между количественными и качественными изме-нениями. Но все эти особенности мышления и познава-тельной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют дол-жной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тен-денция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в на-учно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предме-тов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.

Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познава-тельных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении зна-ниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет мож-но только при условии оказания им своевременной и дей-ственной помощи в учебе и повышении качества успева-емости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру-ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художе-ственных произведений. Отдельные из них ведут в спе-циальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, тер-минов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, глубоко разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны-ми чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают силь-ное воздействие на нравственное формирование старше-классников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определен-ные нравственные взгляды и убеждения, которыми руко-водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществля-лось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в об-щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания обора-чивается существенными издержками в развитии старшек-лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс-кую пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе-ризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста,-- бережно относиться к их интимным пережи-ваниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячес-ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоот-ношений между полами, с помощью медицинских работ-ников осуществлять соответствующее гигиеническое про-свещение, причем в ряде случаев целесообразно прово-дить эту работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар-шеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решаю-щее значение принадлежит обдумыванию своих намере-ний и поведения. Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или обществен-ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом своих интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречаю-щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс-ников, относящаяся к работе над своим самовоспита-нием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недоста-точно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более тре-бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты-вать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению наме-ченных планов. Все это говорит о том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус-тановки и идеалы) в развитии личностных качеств стар-шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого мно-гие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по-требности таковы, что подавляющее большинство стар-шеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла-боуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, прово-дить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на совре-менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди-телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов-летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож-дает отставание их общего социального развития и неко-торую инфантильность (от лат. infantilis -- детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати-ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе-ние старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отно-шение к классике в искусстве и литературе, непонима-ние важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе эти проблемы решаются успешно. Главное здесь -- не борьба со стрем-лением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание куль-туры восприятия этого нового, преодоление тех крайнос-тей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа-ции учебно-воспитательной работы в старших классах.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Возрастные особен-ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус-ловий жизни (связь биологического и социального) су-щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви-тие каждого из них в свою очередь характеризуется зна-чительными индивидуальными различиями и особенно-стями, которые необходимо учитывать в процессе обуче-ния и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные пе-дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и осо-бенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Су-щественное значение имеет изучение физического состо-яния и здоровья школьников, от которых во многом за-висит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез-ни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагруз-ки, определять место посадки учеников в классе (напри-мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболева-ниям -- дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови-тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склоннос-ти и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный под-ход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабей-шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна-вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув-ственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражитель-ностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища-ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре-делении общественных поручений и преодолении отри-цательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внут-ренних побудительных факторов поведения и развития школьников -- их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об-ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите-лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж-но охватывать также ознакомление с условиями домаш-ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина-мику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изу-чение и знание особенностей развития каждого школь-ника создает условия для успешного учета этих особен-ностей в процессе обучения и воспитания.

Заключение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Тема данного реферата “Возрастные и индивидуальные особенности развития личности” и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы, какие должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся.

Список использованных источников

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995

Педагогика: Учебн. - 6-е изд. - Мн.:Университэцкае, 2000. - 560 с.

И. Ф. Харламов «Педагогика»

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать