Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе
b>

2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать.

Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.

Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними [12; 54].

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличи-вается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окру-жении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое зна-чение.

Сочетание руководства практической повседневной само-стоятельной деятельностью детей в детском саду и дома с при-влечением, их внимания к труду взрослых, общественному зна-чению этого труда содействует успешному решению задач вос-питания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, в частности, ор-ганизации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется эгоизм детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы этого не произошло, нужно научить де-тей видеть, понимать и оценивать (в соответствии с возрастом) труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хоро-шее средство для этого -- правильное отображение таких дей-ствий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить в течение года специально воспита-нию уважения к окружающим взрослым

В случае, когда нужно обеспечить более углубленную работу по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей, используют систематические занятия по культуре, которые включаются в познавательный раздел. Таким образом, раз в 2-3 недели в средней группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми.

Нужно отметить, что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем разделе. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и др.). Как уже было отмечено выше, воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов.

Составление примерного планирования работы по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию в средней группе ДОУ целесообразно составлять на год. Удобнее всего осуществлять планирование по блокам: занятия, беседы, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения, работа с родителями. Это позволит проследить системность и последовательность целей и задач. Здесь же необходимо указывать формы работы.

Такой план можно использовать гибко, т.е. его можно изменить и варьировать в соответствии с предоставленными условиями. Главное условие, все же - это творчество педагога, создание для детей нравственной среды, которая влияет на формирование привычек нравственного поведения в обществе.

Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

3 Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения

Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности привычек нравственного поведения.

В нашем исследовании приняли участие 10 детей второй средней группы ДОУ № 31 г. Сызрани (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых - от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес.

В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

1) ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);

2) наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Вы-яснение особенностей осуществлялось путем сравне-ния поведения детей в двух планах их взаимоотноше-ний: в ситуации рассказа (проявление познавательного ас-пекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).

Основными задачами констатирующего экспери-мента были:

1) выяснение психологических особен-ностей выполнения нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;

2) установление наличного уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.

В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу - а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»

Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 6 человек, двое определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один - выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.

На вопрос - «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 8 чел.,

2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» - 7 чел.,

3. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок» - 9 чел., «за столом нельзя вертеться» (про извиниться - не сказал) - 1 чел.,

4. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» - 6 чел.,

5. «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» - 7 чел.

Данные первого этапа были зафиксированы. На втором этапе велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней (непосредственную помощь оказывал воспитатель группы).

В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом:

1. здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) - 6 человек, здороваются только с воспитателем группы - 3 человека, не здоровается (здоровается только после напоминаний) - 1 чел.,

2. дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) - 7 чел., из них делятся только с лучшими друзьями - 5 чел.,

3. всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя - 5 чел., под присмотром воспитателя - 7 чел., не соблюдают нормы поведения за столом - 1 чел.,

4. самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки - 3 чел.,

5. помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) - 7 человек.

Представим соотношение результатов 1-ого и 2-ого этапов исследования в виде диаграммы, где цифрами 1-5 обозначены заданные в исследовании нравственные поступки (рис.1).

Рисунок 1 - Сравнительные результаты двух этапов эксперимента

Данное сравнение позволило установить, что уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Уровень сформированности привычек нравственного поведения

Норма поведения

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения,%

Знают норму, но привычка не сформирована, %

Приветствие (привычка здороваться)

80

60

20

Привычка делиться с друзьями в игре

70

70

-

Навык культурного поведения за столом

90

70

40

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки

60

30

30

Привычка помогать взрослым по их просьбе

70

70

-

Таким образом, оценив уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения детей в средней группе, воспитатель может определить направления групповой и индивидуальной работы с детьми, включая ее в примерное планирование.

Заключение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов» формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - http://www.psy.msu.ru/

3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. - 2-е изд. - М: Академия, 1997.

5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985. - 143с.

6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 224с.

7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1988. - 415с.

9. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности. -http://www.7im.ru/13.php

10. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.

11. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 142с.

12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -- М.: Академия, 2000. -- 416с.

13. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.

14. Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. №3. С.56-61.

15. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992. - 176 с.

16. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65

17. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2003. - 224с.

18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 2003. - 607с.

19. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2006. - 76с.

20. Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: КИРА, 2004. - 444с.

21. Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 5. - М: АПН РСФСР, 1951. - 404с.

22. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.

23. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82-85.

24. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004. - 96 с.

25. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192с.

26. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. - М.: Владос, 2005. - 144с.

27. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 489с.

28. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 96с.

29. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.

30. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72с.

31. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.

32. Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. - М.: Новая школа, 1994. - 64с.

33. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.

34. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Учпедгиз, 1972. - 144с.

35. Смирнова Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 118с.

36. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.56-63.

37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М: Политиздат, 1972. - 303с.

38. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. №4. С.29-37.

39. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 576с.

40. Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Научно-культурологический журнал. 2006. №11 [133]. - http://www.relga.ru/

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать