Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятия "согласованные действия"

1.2 Значение строительных игр и занятий по конструированию для развития детей старшего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности детей шестого года жизни

Глава 2 Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

2.1 Содержание и этапы эмпирического исследования проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

2.2 Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

2.3 Содержание учебно-воспитательной работы по развитию согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

2.4 Педагогические условия, способствующие воспитанию согласованных действий в строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема воспитания согласованных действий. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо научиться согласованным действиям не только со взрослыми, но и со сверстниками (З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Я. Корчак, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.А. Сухомлинский, Ж. Пиаже и др.) [6, 16, 30]. Авторы отмечают, что в ситуации взаимодействия с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точнее оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную согласованную деятельность.

Изучение проблем взаимодействий и взаимоотношений детей в совместной деятельности становится одним из центральных направлений научных исследований современных отечественных педагогов и психологов. Результаты работ ученых свидетельствуют о том, что воспитание согласованных действий у детей играет важную роль в становлении полноценной личности (Л.И. Божович, И.М. Кононова, З.В. Лиштван и др.) [4, 20, 24 ].

В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер, особенно если речь идет о совместных строительных играх. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности, реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, возможного удовлетворения интересов партнёра.

Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается потому, что у них оказываются несформированными способы сотрудничества, практичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника, согласованно действовать, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров.

Наличие у детей умение замечать огорчения сверстника, понять его эмоциональное состояние (тревогу, обиду, неудовлетворённость из-за отказа принять его предложение и пр.), оценить целесообразность его совета или предложить помощь, поделиться способствуют поддержанию интереса к совместной деятельности, созданию в группе положительного микроклимата. Таким образом, среди проблем, связанных с формированием социальной ориентации ребёнка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания у детей умений согласованно действовать.

Всё это подчёркивает актуальность исследуемого вопроса применительно к коллективу детей, где потребность в совместной деятельности возникает достаточно рано. Умение согласованно действовать, необходимо формировать в дошкольном возрасте, т.к. согласованность в деятельности дошкольников в определенной степени влияет на подготовку детей к обучению в начальной школе.

Среди работ, посвященных этой проблеме, хотелось бы отметить ряд исследований, в которых анализируется согласованность действий дошкольников друг с другом в игровой деятельности (строительные игры) и на занятиях (В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.) [11, 34]. Воспитание согласованных действий рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения дошкольников. При этом отмечается необходимость специальной организации деятельности детей на занятиях и в строительных играх. В процессе такой организации ребенок овладевает способами согласованных действий со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга воспитательно-образовательных задач. В детском саду большое место в играх детей занимает игровое детское строительство, часто требующее объединения группы детей для создания построек. Но организация совместной деятельности детей при этом не всегда бывает на должном уровне.

В нашем исследовании рассматривается проблема воспитания у детей умений согласованно действовать в строительных играх и на занятиях, руководствуясь тем, что эти умения - сложное качество, необходимое в любой совместной деятельности. Кроме того, умение согласованно действовать является одним из видов коллективной деятельности, в котором присутствуют в своём первоначальном виде основные компоненты коллективной деятельности вообще: умение намечать определённую цель, принимать общую задачу как свою личную; направлять свои действия на достижения единой цели, определённой коллективом детей; подчинять личные интересы общественным; согласовывать содержание деятельности, распределять задания между участниками совместной деятельности; ответственно относиться к выполнению своей части работы, согласуя свои действия с работай коллектива детей; умение заботливо относиться к товарищам, делиться своим опытом, оказывать помощь. Связь умений действовать согласованно с чертами коллективных отношений в основном выражается в том, что умения действовать согласованно являются основой для развития более сложных коллективных отношений. Наличие или отсутствие умений согласованно действовать у отдельных детей определяют процесс общения между ними в совместной деятельности.

Проблеме воспитания согласованных действий посвящено достаточно много работ отечественных и зарубежных исследователей (Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, НА. Короткова, С.Л. Новоселова, и др.) [2, 20, 26]. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Формирование умений детей согласованно действовать, строить взаимоотношения на дружеской основе рассматривалось в трудах Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др. [12, 24, 38]. Исследования показывают, что умение согласованно действовать в труде, на занятиях, в играх имеет общие для всех особенности и является следствием целенаправленной работы воспитателей с детьми. Эти особенности имеют место и в строительной деятельности.

Строительная игра занимает значительное место в деятельности детей, она интересна для детей всех возрастных групп детского сада. Почти ежедневное участие детей в строительной игре создаёт возможности для повторений и закреплений у них полученных знаний и умений. В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала. Кроме того, строительные игры представляют большие возможности для проявления у детей инициативы, творчества. Вместе с тем, необходимо признать, что недостаточно развивать только игровое взаимодействие ребенка-дошкольника со сверстниками. В условиях дошкольного образовательного учреждения в последнее время немало внимания уделяется развивающим занятиям с детьми. Однако вопрос воспитания согласованных действий дошкольников с ровесниками на таких занятиях, разработан недостаточно полно, что на практике приводит к тенденции показательной деятельности взрослого, дающего знания в "готовом" виде. Такой способ работы препятствует развитию самостоятельных согласованных действий детей в строительных играх и на занятиях. Следовательно, в данном случае нельзя говорить о полноценном проживании ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к той культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества.Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования на современном этапе "Воспитание согласованных действий в строительной игре у детей шестого года жизни".

Цель исследования: изучить педагогические условия воспитания согласованных действий в строительной игре у детей шестого года жизни.

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования выступает процесс воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре.

Гипотеза исследования: воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительных играх будет эффективным при следующих условиях:

· создании эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада;

· воспитателем выдвигаются задачи в процессе строительных игр и на занятиях по конструированию, требующие от детей совместного решения, и создается активный интерес к сотрудничеству старших дошкольников со сверстниками;

· педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные и личностные особенности детей и развивается как диалоговое с учетом трудностей и достижений старших дошкольников в освоении опыта сотрудничества со сверстниками.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по обозначенной проблеме.

2. Определить уровни овладения дошкольниками, согласованными действиями в строительной игре.

3. Выявить наиболее эффективные педагогические условия, методы и приёмы воспитания умений согласованно действовать в строительной деятельности детей шестого года жизни.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования:

· теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;

· эмпирические - педагогическое наблюдение проявления согласованных действий во время строительной игры педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.

База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида № 131 г. Комсомольск-на-Амуре.

Научная значимость исследования: выявлена специфика организации согласованных действий дошкольников при решении познавательных и творческих задач и педагогические условия их воспитания для детей МДОУ детский сад № 131 г. Комсомольска-на-Амуре.

Практическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий, разработке опытно-экспериментальной программы и методические рекомендации к ней для воспитателей по воспитанию у детей шестого года жизни согласованных действий в строительных играх для МДОУ детский сад № 131 г. Комсомольска-на-Амуре.

Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (47 источника).

Глава 1 Теоретические основы воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"

Отечественная психология рассматривает личность как продукт общественно-исторических условий и отводит деятельности, которую человек выполняет совместно с другими людьми, определяющее значение в развитии его личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.) [14, 22].

Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем если она организована определенным образом, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

И.М. Кононова и С.Н. Литвинова понимают игровое взаимодействие как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу взаимодействия [20]. Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия [17].

Ознакомление с практикой работы дошкольных учреждений свидетельствует, если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены. Детские игровые объединения возникают главным образом в самостоятельной, свободной от прямого влияния взрослого детской деятельности, что характерно для творческой игры дошкольника.

"Взаимоотношения", так же как и близкое ему понятие "межличностные отношения", - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер. С учетом особенностей проявления отношений между детьми Т.А. Репиной было условно выделено три основных их вида: собственно-личностные отношения, оценочные и деловые (вернее, их зачатки) [40]. В реальной действительности все три вида отношений чаще всего выступают слитно, в единстве. Отношения первого вида в большей степени, чем остальные, непосредственны и эмоционально окрашены. В отношениях оценочных и деловых ярче, чем в первых, представлено рациональное начало.

М.И. Лисина дает такое определение понятия "взаимоотношения", - как личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а "взаимодействие" - компонент совместной деятельности и отношений. Общение представляет собой "особую потребность человека". Общение обязательно включает взаимные действия партнеров [39].

Под взаимодействием А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают процесс выполнения несколькими индивидами согласованных действий [39]. Они считают основой взаимодействия такие действия, которые согласованы с партнером и выполняются вместе с ним. Совместные действия взаимообусловлены и направлены на осуществление общей цели. Кроме того, по их мнению, взаимодействие - это фон, на котором в процессе общения осуществляется выражение ребенком своего отношения к другому человеку.

Процесс собственно личностного развития ребёнка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В доступных для ребёнка (с учётом его возраста) видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются соответствующие формы правил и норм человеческих отношений, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения.

В игровой деятельности проявляется взаимодействие: во-первых, между субъектом и объектом деятельности, во-вторых, между субъектами деятельности. В первом случае, качественно изменяются способы деятельности, что приводит к развитию и обогащению содержательного аспекта взаимодействия. Во втором случае взаимодействие между субъектами деятельности порождает изменение в межличностных отношениях, формируется социальная направленность субъектов. Итак, на фоне взаимодействия возникают межличностные отношения между субъектами деятельности. Основным условием возникновения и развития общения и взаимоотношений является совместная игровая деятельность. Различные виды межличностных отношений осуществляются при помощи специфических высказываний или соответствующих действий.

Общение является необходимым условием всякой предметной коллективной деятельности. Благодаря общению складывается такое взаимодействие людей, которое обеспечивает, достижение общей цели. Деятельность человека обусловлена межличностными отношениями. На это указывал и А.В. Петровский, когда указывал на общение как субъект - субъект -объектное отношение. Здесь межличностное отношение выступает уже не как результат общения, а как промежуточная цель предметной деятельности. В игре такой промежуточной целью будет выбор роли. И ребенок создает специфические межличностные отношения, характерные для этой роли [36].

Способы общения, или коммуникативные умения, рассматриваются как действия, посредством которых ребенок выражает отношение к сверстнику - партнеру и вместе с тем воздействует на него с целью изменить его поведение в желаемом направлении. Общение - это процесс взаимодействия двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Отечественные психологи подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Так, М.И. Лисина определила функции общения, одна из которых - организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата). Другая функция - формирование и развитие межличностных отношений [23].

А. Рузская определила формы общения ребенка со сверстниками [30]:

· Эмоционально-практическое общение (третий год жизни). Содержание потребности в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах, ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям и, действуя с ним заодно, поддержал и усилил общее веселье.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать