Воспитание чуткости у детей через сказку
p align="left">Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8. с.10].

В.А. Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую делали сами дети.

Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить.

Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка; средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.

Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» [4. с.181].

Почему же дети так любят сказки и охотно их слушают?

Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки - так, как через каналы связи-сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [4. с.30].

Теперь мы знаем, что сказка важна для развития мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла. Но воспитывает ли сказка такое качество как чуткость?

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В.А.Сухомлинский,- ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» [4. с.181].

Конечно, всем известен французский писатель и критик Шарль Перро. Его более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные им сказки на детей. Он писал: «Трудно себе пред-ставить, с какой жадностью эти невинные души, еще не утратив-шие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они грустны и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье». Из «се-мян», посеянных в детской душе, писатель чаял со временем уви-деть всходы «добрых наклонностей». И вот, на примере его знаменитой сказки «Золушка» мы попробуем проверить возможность вызывания различных эмоций и чувств у ребёнка.

Золушку загружали самой тяжелой работой по дому: ей приходилось мыть посуду и лестни-цы, убирать комнаты госпожи и ее дочерей-барышень. Спала Зо-лушка на чердаке на соломенной подстилке, а ее сестры -- в комна-тах, где паркетные полы, у стен стоят зеркала, в которых мож-но видеть себя с ног до головы... Всё это вызывает у ребёнка сильное негодование из-за такой несправедливости. Королевский сын устроил для знати бал... Золушка гладит сестрам белье, крахмалит им воротнички. Чтобы талия была тоньше, барышни приказывают затянуть себя -- слуги «больше дюжины шнурков разорвали». Золушка провожала уезжавших на бал барышень «так далеко, как только могла», а когда они скрылись из глаз, она заплакала от огорчения, что сама не попадет на этот бал. А вместе с ней и юный читатель переживает огорчение и обиду, он очень сочувствует трудолюбивой Золушке. Про-изошло чудо, появилась добрая фея, она помогла бедной девочке. Фея первая проявила к Золушке милосердие, это хороший пример для ребёнка. Девушка поехала на королевский бал. Танцы прекра-тились, а скрипки перестали играть, когда Золушка вошла во дворец, -- так поразила всех ее красота. Дамы с большим вниманием рассматривали прическу Зо-лушки и платье, «чтобы завтра же заказать себе такие же, только бы нашлись столь же красивые материи и столь же искусные мас-тера». Королевский сын влюбляется в Золушку. Они весело танцуют… Этот эпизод вызывает у ребёнка радость, вызывает желание хлопать в ладоши. 12 часов, бой курант, Золушка убегает, теряя туфельку… Принц примеряет девушке хрустальный башмачок и узнает в ней ту самую принцессу с бала… Золушка и принц женятся… А читатель счастлив, что всё закончилось так хорошо.

Как мы видим на примере, ребёнок, читая сказку, переживает целую бурю противоречивых эмоций и чувств. Ему полюбились герои, они стали ему родными, близкими, а значит, могут и станут примером для подражания.

Сказка -- источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд-цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на-рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -- творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз-ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса-дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со-ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки -- как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -- игра творческих сил народного духа. Сказка -- это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Таким образом, сказка - это благодатная и ничем не заменимая основа воспитания, развития не только мышления, творчества, но и такого качества как чуткость.

Но чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям. В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,-- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу -- опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» -- тетеревам без боязни гулять по лу-гам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления -- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности-- ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и дет-ские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу -- радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Пре-мудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загу-лялась-- и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры -- напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Ива-нушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устра-няют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Вообра-жаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление прео-долеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его миро-ощущения. Это в высшей степени важно для формирования у чело-века жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Таким образом, значение сказок воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства, в число которых входит и чуткость.

II СИСТЕМА РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

НАД СКАЗКОЙ

2.1 Сказка в учебниках начальной школы

Если сказки воспитывают чувства детей, интересно узнать, какие сказки помещены в учебники, например, 2-го и 3-го классов. Рассматриваются книги для чтения «Радуга» Воропаевой В.С., Куцановой Т.С..

Чтобы проводить воспитательную работу, необходимо знать, что воспитывают сказки, данные по программе.

Во 2-ом классе предлагаются такие сказки (даются по разделам):

Русские народные сказки: «У страха глаза велики»; «Лиса и журавль»; «Петух и бобок»; «Хаврошечка»; «Лисичка-сестричка и волк».

В мире сказки:

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; К. Чуковский «Путаница», «Федорино горе»; А. Толстой «Сорока»; В. Берестов «Аист и соловей».

Сказка - мудрость народа: «Старый конь», «Алёнка», «Краденый сыт не будешь»; Якуб Колас «Дуб и камышинка»; Дзмитрок Бядуля «Прибауточка об Уточке»; В.Даль «Девочка Снегурочка»; Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Немецкая народная сказка «Горшочек каши», « Три брата»; Латвийская народная сказка «Бедняк и богач»; Английская народная сказка «Как Джек пошёл счастья искать»; Сербская народная сказка «Кто не работает, тот не ест»; Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»; Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; Э.Киселёва «Мальчик-Огонёк»; М.Пляцковский «Какая бывает зима»; Н.Сладков «Медведь и Солнце»; А.Усачёв «На чём держится земля».

Сказки в учебнике для 3-го класса:

Народные волшебные сказки: «По щучьему веленью», «Волшебный котелок», «Отважная Кэт».

Народные бытовые сказки: «Неучтивый сын», «Неведомый рай».

Народные сказки о животных: «От чего у зайца длинные уши», «Как кот зверей напугал», «Кот Мурлыкович».

Литературные волшебные сказки:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; А.Толстой «Иван-царевич и Алая-Алица»; Братья Гримм «Король-лягушонок».

Литературные бытовые сказки:

Е.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети»; Х.Кр. Андерсен «Ромашка».

Литературные сказки о животных:

Г.Скребницкий «Счастливый жучок»; В.Сутеев «Палочка-выручалочка»; Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

Сказочного материала для изучения на уроке, по моему мнению, хватает. Что же воспитывают эти сказки? Есть ли сказки, с помощью которых у ребёнка развивается чуткость?

Прочитав и проанализировав сказки, можно прийти к такому выводу: сказки выполняют разные функции - высмеивают хвастовство, лень, трусость, глупость, неряшество, жадность; восхваляют смелость, трудолюбие, любовь к Родине, заботу о ближних, находчивость, смекалку, доброту, справедливость. Есть сказки и познавательного характера, например А.Усачёва «На чём держится Земля», М.Сладкова «Медведь и Солнце», М.Пляцковского «Какая бывает зима».

Почти в каждой сказке можно найти элементы, которые воспитывают чуткость, В сказке «Петух и бобок» Курочка откликается на беду Петушка и пытается ему помочь, преодолевая различные препятствия. В сказке «Хаврошечка» очень жаль бедную сиротку, которой нелегко живётся. Дети сочувствуют девочке и радуются, когда в конце добро побеждает. В сказке В.Даля «Девочка Снегурочка» говорится, что незаслуженно выгнали верную Жучку из дома, но она всё равно помогла в несчастии, забыв про зло, причиненное ей. В сказке К.Чуковского «Федорино горе», где показывается неряшливость, посуда в конце всё-таки пожалела свою неряшливую хозяйку и вернулась. В сказке «Горшочек каши» девочка не пожалела для старушки ягод, за что получила чудесный подарок. В сказке «Мальчик Огонёк» Э.Киселёвой огонёк страстно желал стать мальчиком. Став им, ему нельзя было попадать в воду, но он спас тонувшего мальчика ценой своей жизни,

В 3-ем классе сказками, развивающими чуткость, можно считать такие: «Отважная Кэт», где менее красивая сестра не завидует сестре-красавице и не злорадствует, когда она попала в беду, а наоборот помогает ей найти своё счастье. В сказке «Волшебный котелок» становится жалко бедных людей, которых немало в мире, и им бы понадобился волшебный котелок. В сказке «Счастливый жучок» Г.Скребницкого Иванов жучок радуется за всех. Он счастлив, потому что всем хорошо, и ничего не просит для себя. Это хорошиё пример для детей. В сказке «Солнечный луч в ноябре» лучик ищет кому сделать добро, кого утешить.

Прекрасный пример - сказка Х.Кр.Андерсена «Ромашка». Здесь действительно воспитывается чуткость, тут есть о чём подумать и основательно поговорить. О ромашке, простом цветочке, которому для счастья так мало надо в отличие от надутых от возмущения пионов; о жаворонке, попавшем в неволю, об отношении к нему ромашки, пионов, мальчишек. Эта сказка несёт сильное воспитательное значение.

Не все сказки, помещённые в учебниках, направлены на воспитание чуткости, но почти в каждой можно заметить момент, отображающий это, и можно поговорить на эту тему.

Во 2-ом и 3-ем классах предлагаются сказки Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Общепризнанно, что поэзия Пушкина, в той частности и сказки, - лучший воспитатель юного чувства. Сказки Пушкина - великий кладезь опосредованной передачи чувств через лицо, руки, телодвижения персонажей. Особое значение в раскрытии чувств автор придаёт речи персонажей.

Например, фраза третьей сестры из сказки о царе Салтане отличается от высказываний сестёр интонационной теплотой, сердечностью: «Я б для батюшки царя…»

Важная роль отводится молчанию. Этим автор передаёт наивысший накал чувств, когда слова бессильны. Например, сколько чувствуется волнения, радости, напряжения в момент встречи Гвидона с отцом: «В город повёл он отца, ничего не говоря».

Это же свойство заметно и в «Сказке о рыбаке и рыбке». На все вопросы и просьбы рыбка отвечала, а на последнюю, когда старуха посягнула на её свободу, ничего не сказала: «Только хвостом по воде взмахнула и ушла в глубокое море».

А сколько чувств выражается во взглядах, жестах персонажей. О сказках Пушкина можно писать и писать.

Хочется отметить, что необходимо на уроках сказок Пушкина заострять внимание детей на подобные детали и пытаться находить ответ, что хотел этим сказать автор.

Проанализировав программные сказки, можно сказать, что сказок для воспитания чуткости недостаточно. Такие сказки надо включать во внеклассные формы работы.

2.2 Внеклассная работа по воспитанию чуткости у ребёнка на основе сказки

В предыдущем параграфе был проведён анализ программных сказок. Таким образом, на уроках чтения проводится воспитательная работа с помощью сказок. Но этого не достаточно, так как сказок в программе не так много (надо ведь и другие жанры литературы, не менее важные, изучить). По этому необходима внеклассная работа по воспитанию чуткости на основе сказки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать