Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия сострадания в научной литературе

1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте

1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания

Выводы по главе I

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Определение актуального уровня сформированности сострадания младших школьников (констатирующий эксперимент)

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3 Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью перестройки системы воспитания детей в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. В настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание, которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе.

Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Много внимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

Психологическое изучение эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований. Всё большее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему "входить" в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сострадания, эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Сострадание является одной из высших форм эмпатии.

Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (А.А. Бодалёв, С. Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, А.Г. Ковалёв, К. Роджерс Л.П. Стрелкова, 3. Фрейд, М. Хоффман и другие) связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и другие).

Проблемой нашего исследования является возможность влияния музыки на развитие чувства сострадания в младшем школьном возрасте.

На наш взгляд, существует много разнообразных методов и средств воспитания сострадания, но наиболее эффективным является слушанье музыки. Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, о воспитательном воздействии музыки на личность ребенка говорится в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор, М.Маркова, Д.Кабалевского. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания чувства сострадания, поскольку в данный период происходит формирование нравственных основ личности ребенка.

Неразработанность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследования.

Объектом исследования является процесс воспитания чувства сострадания у младших школьников при слушании музыки.

Предмет исследования - особенности влияния музыки на развитие чувства сострадания.

Цель нашего исследования - определить актуальный уровень сформированности воспитания чувства сострадания у младших школьников и разработать список музыкальных произведений, направленных на воспитание чувства сострадания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чувство сострадания младшего школьника зависит от индивидуальных особенностей, окружающей и среды и эмоционального состояния ребенка, и может формироваться в процессе слушанья музыки.

Цель реализуется в следующих задачах:

1. Проанализировать сущность понятия "сострадания" в научной литературе.

2. Определить специфику проявления чувств сострадания в младшем школьном возрасте.

3. Выявить значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания.

4. Определить актуальный уровень сформированности сострадания у младших школьников и проанализировать полученные результаты.

5. Разработать примерную программу музыкальных занятий, направленную на воспитание чувства сострадания.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; качественный и количественные методы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; экспресс-диагностика эмпатии И.Юсупова, адаптированная для младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность и специфика проявления чувства сострадания в младшем школьном возрасте. Показано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе учителями начальных классов, музыки, родителями в семейном воспитании, воспитателями ДОУ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

База исследования: МОУ Проточинская СОШ Бирилюсского района Красноярского края, второй класс в количестве 15 человек.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ

1.1 Сущность понятия сострадание в научной литературе

В данном параграфе мы рассмотрим различные подходы к понятию "сострадание" и близких к нему по значению "сопереживание", "эмпатия".

В словаре Даля дается следующее определение "сострадания": жалость к другому, соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русского языка сострадание - сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека[54]. В словаре Ожегова дается подобное определение.

Распространена следующая точка зрения: сострадание - это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить, или хотя бы желание помочь. Чувство сострадания может быть к любым существам и вообще к любым формам жизни, которые в своем существовании испытывают постоянные трудности, боль, страдания и в то же время бессильны что-либо изменить.

Вот что писал о сострадании Д.С.Лихачев: "Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития"[41, с.29].

Традиционно в повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия".

Слово "эмпатия" произошло от греческого "empateia" - "сопереживать" и рассматривается в психологии как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния[18, с.147]. В данной интерпретации термина эмпатии присутствует свойство эмоций - переживание. Именно в связи с этим в работах ряда авторов эмпатия выступает под терминами сострадание, доброжелательность, чуткость, социальная сензитивность, гуманные отношения, эмоциональная идентификация, сопереживание и т.д.

Отправной точкой или исходным уровнем можно считать становление понятия в рамках философских дисциплин, где оно обозначалось термином "симпатия" и "связывалось" с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер; А. Смит; А. Шопенгауэр и другие).

Что касается эмпатии, то она характеризуется как концептуальной, так и терминологической неразработанностью (Л. П. Стрелкова; И.М. Юсупов; О.И. Цветкова и другие) [55].

Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. Из философии -- словом "эмпатия" Э. Титченер перевел немецкое слово "Einfuhlung" -- "вчувствоваться в...", которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже -- и человека.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии и др. [14; 18, 19; 26]. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина "эмпатия" порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия "идентификация", "сопереживание", "сочувствие" и др.

Первоначальный смысл термина "эмпатия" был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии [18, с. 156] говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:

I. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

II. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х гг. В советскую психологию термин "эмпатия" был введен только в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.

В 1934 г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как "способности принять роль другого человека"[18, с.159]. Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через "воображаемое перевоплощение", "интроекцию", "принятие точки отсчета другого". Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говорится об "идентичности ментальных процессов субъекта и объекта", "когнитивной реконструкции внутреннего мира другого человека", "способности предсказывать поведение других людей".

Итак, развитие представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим -- в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.

К. Роджерс определял эмпатию как "способ существования с другим человеком... Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает..."[18, с.151].

Анализ исследований показал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте, определяя её как вчувствование в объекты социальной действительности (Т. Шибутани), как основу помогающего поведения (Т. Рибо; А. Валлон; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова и другие) и как способность эмоционально откликаться на переживания другого (Ф. Олпорт; С. Аш; А. Валлон; Т.П. Гаврилова).

Другие психологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания, "когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность предсказать поведение других людей" (А.В. Орлов и М.А. Хазанова). Существуют взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов (Л.П. Стрелкова и др.).

Специфика эмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку, а также к предметам и явлениям реального мира. К. Обуховский обозначил эту мысль следующим образом: "Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее эмоциональное отношение [45, с.124]. С.Л. Рубинштейн обоснованно утверждал, что "состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обусловлено его взаимоотношениями с окружающими"[51, 164]. Следовательно, эмпатия "включает в себя" переживания и отношение субъекта к отражаемому миру: самому себе, к другим людям, к предметам и явлениям действительности. Система отношений определяет характер переживаний человека, его поведенческие реакции на внешние воздействия. При этом следует иметь в виду, что переживания - это не все отношения, а только положительные и отрицательные, так как безразличие, неопределённость вызывают у личности не переживания, а знания.

Таким образом, термины "эмпатия", "переживания", "отношения", "сострадание" - понятия взаимопроникающие, но не однозначные.

Традиционные подходы к определению понятия "эмпатия" на современном этапе теоретической разработки подробно рассмотрены в работе Т.П. Гавриловой [19, с. 112], где выделено четыре наиболее часто встречающихся определения феномена:

1)понимание чувств, потребностей другого;

2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;

3)аффективная связь с другими, разделение состояния других;

4) свойство психотерапевта.

Последнюю, четвёртую позицию, можно дополнить понятиями "учитель", "воспитатель", "психолог".

Нетрудно заметить, что приведённые определения отличаются не принципиально, а только в частностях.

Особую значимость для нашего исследования представляет вопрос о выделении форм эмпатии. У подавляющего большинства авторов выделено две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие (Т.П. Гаврилова; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова; И.М. Юсупов; О.И. Цветкова и другие). Обе формы непосредственно соотносятся с понятием "сострадание". В отечественной психологии есть и другие подходы в выделении форм эмпатии:

1)эмоциональная эмпатия - когнитивная эмпатия - оценочная эмпатия (Р.Б. Карамуратова);

2) сопереживание - сочувствие - содействие (Л.П. Стрелкова; Л.П. Выговская);

3) понимание, сочувствие и соучастие (Н.Н. Обозов и другие).

Таким образом, в современной психологической литературе употребляется несколько терминов для обозначения форм эмпатии, но все исследователи, несмотря на различную трактовку, сводят все их проявления к эмоциональному отклику, к способности осознать эмоциональные состояния другого человека. Мы относим себя к той группе исследователей, которые выделяют две формы эмпатии - сопереживание и сочувствие.

Принципиально иной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическом взаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, что сопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).

Вторая форма - сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них, без соотнесения с собой. Сочувствие выражается в понимании другого человека, его мыслей, чувств и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствие определяется как более высокая форма эмпатического отреагирования (Т.П. Гаврилова, 1977; Н.Н. Обозов, 1981 и др.). Сострадание - самая высокая форма эмпатического реагирования, поскольку предполагает возможность человеку поставить себя на место другого, оказать ему помощь. Способность к состраданию, сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности.

Итак, вслед за Гавриловой Т.П., Обозовым Н.Н. сострадание мы рассматриваем как одну из высших форм проявления эмпатии. Эмпатия -- эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. Структуру эмпатии составляют сочувствие, жалость, сопереживание, куда входят компоненты направленность, сила, глубина, продолжительность чувства сострадания.

1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека.

Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личности, как особая форма активности человека. Благодаря переживаниям осознаётся личностный смысл происходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта. Значение переживаний в жизни ребёнка наиболее последовательно изучалось Л. С. Выготским, А.В.Запорожцем, Л.И. Божович, Я.З.Неверович, С.Л. Рубинштейном и другими.

Л.С. Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения [17, с.159].

Младший школьный возраст - сензитивный период для формирования нравственной сферы личности, в том числе и чувства сострадания.

Новообразованиями младшего школьного возраста являются личностная и интеллектуальная рефлексия. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать