Воспитание коммуникативной культуры младших школьников
p align="left">Таким образом проведенные диагностические мероприятия показали слабые результаты уровня коммуникативной культуры младших школьников, поэтому необходимо выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и провести формирующий этап.

2.3 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников

Формирующий этап:

Цель: выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и организовать работу согласно организационно-методическому обеспечению

В практике школы существует противоречие между потребностями младшего школьника в общении со сверстниками и направленностью в воспитании коммуникативной культуры. При этом недооценивается важность коммуникативных умений младшего школьника.

Выбирая организационно-методическое обеспечение по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников мы подготовили проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников». В построении проекта мы соединили идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (в основу системы положены обширные педагогические исследования, проведенные в 60-80-х гг. ХХ в. под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Эта программа наряду с развитием теоретического мышления представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

Как показывает практика, в 1 - 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим школьникам необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

Многим приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на факультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для этого использовались уроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типы текстов», где главные герои - сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.

Была проведена игра - соревнование « Какие мы дежурные». Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.

Итогом нашей совместной работы в первой четверти 2-го класса был урок праздник «Здравствуй осень» (Приложение Г), подготовка которого состояла из нескольких этапов:

выразительное чтение стихотворений об осени, подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;

подготовка выставки групповых работ из природного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.

подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.

подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.

приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов на уроках труда.

В ходе самого урока - праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали младшие школьники вместе с родителями. Стоит заметить, что стихи известных поэтов и стихи собственного произведения читали дети с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Конечно как в любом самом обычном 2-м классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы - и младшие школьники, и родители, и учителя - чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Поэтому были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего этапа.

Контрольный этап.

Цель: выявить, как изменился уровень коммуникативной культуры младших школьников.

Результаты повторных диагностических мероприятий представлены в Приложении В. Полученные результаты были обработаны и выведены в динамику (Рисунок 2).

Можно с уверенностью сказать, что совместная работа младших школьников и взрослых по реализации проекта помогла младшим школьникам научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь, что несомненно повлияло на воспитание коммуникативной культуры. Реализованный нами проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова дал положительные результаты. О чем свидетельствуют результаты повторных диагностических мероприятий.

Рисунок 2 - Уровень коммуникативной культуры младших школьников до и после реализации проекта «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников»

Как видим из рисунка, наши ожидания оправдались, изменились отношения ребят между собой. Младшие школьники стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. В целом повысился уровень коммуникативной культуры.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

Реализованный нами проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова дал положительные результаты. Это доказывает, что работа с детьми в этом направлении представляет личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство не только самих младших школьников, но и младших школьников со взрослыми. Такой подход способствует воспитанию коммуникативной культуры младших школьников, что подкрепляется программой обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, которая также ориентирована на развитие личности младшего школьника, его потенциальных возможностей.

Исследовательская работа, проведенная нами показала, что выбранное нами организационно-методическое обеспечение, а именно разработанный проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников» оказался достаточно продуктивным, о чем говорят результаты исследования.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы, что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены.

Библиографический список

1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова - М.: СПб. 2001.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - М.: Питер,2000. - 304 с.

3. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 485 с.

4. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус - М.: Гардарики.2006 - 144 с.

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

6. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов - М.:2006 - 76 с.

7. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов - М.: Гардарики,2006

8. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2003. - С. 36-37

9. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

10. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

11. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

12. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.--М.: Просвещение, 2004.--256с.

13. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.

14. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

16. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

17. Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева - М.: СИНТЕЗ, 2003

Приложение А. Опросник-тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

постоянно прерывает меня во время беседы

никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня

постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен

переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал

не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая

выслушав меня, задает интересующие его вопросы

когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает

если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно

вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы

Интерпретация результатов теста:

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении с дошкольником по формуле К=С/10*100, где

С - количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;

10 - общее количество ситуаций

Низкий уровень коммуникативных умений - оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога

Средний уровень коммуникативных умений - оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает

Высокий уровень коммуникативных умений - оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

Приложение Б. Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (-). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

11

+

12

-

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

-

19

+

20

-

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

К= С/В,

где

С - количество совпадающих с дешифратором ответов,

В - максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

Уровень общительности

оценочный коэффициент

Оценка

Низкий

0,1-0,56

1

Средний

0,56-0,75

3

Высокий

0,76-1,00

4

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать