Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Содержание.

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Воспитательно - образовательное

значение экскурсий в природу.

1.1. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления

дошкольников с природой

1.2. Значение экскурсий

1.3. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура

Глава 2. Практическая часть. Конспекты экскурсий

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Счастье - это быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

(Л. Н. Толстой.)

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколе-ния с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наибо-лее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Глава 1. Теоретическая часть.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ.

1.1. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной сте-пени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, -- утверждал К. Д. Ушинский, -- и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». ( 11; с.140)

На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой решалась по-разному в зависимости от фило-софских позиций того или иного автора. Так, во многих детских садах дореволюционной России, находящихся под влиянием бур-жуазных систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, ознакомление детей с природой использовалось для формирования религиозно-мисти-ческого мировоззрения.

Русские революционеры-демократы: В. Г. Белинский, А. И. Гер-цен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский под-черкивали, что общение с природой в дошкольные годы и после-дующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ материалистического мировоззрения, единственно последовательного и прогрессивного.

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объек-тами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь яв-лений.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий неодно-кратно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить свой горизонт путем наблюдения живой при-роды, живых людей, их труда, их взаимоотношений». ( 5; с.196)

Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основ-ное требование -- сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». ( 10; с. 41) И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла де-тей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережи-тое в игре, в изобразительной деятельности».(10; с.42)

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспи-тания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повтор-ные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описатель-ный рассказ об увиденном.

Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются бла-гоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознаком-ление дошкольников с окружающим -- первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.

1.2.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богат-ством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она ли-монного цвета, у дуба -- коричневого, у ивы --зеленовато-желтого, у осины -- красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше орга-нов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экс-курсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений пу-тем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практи-ческого характера. Таким образом осуществляется сенсорное раз-витие, на основе которого возникают мыслительные процессы, во-ображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников ин-терес,

вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открыв-шейся тайной природы, -- отмечает B. А. Сухомлинский, -- могу-чий толчок для стремительного потока мысли» ( 8; с.139) Пытливость ре-бенка, его любознательность проявляются в познавательных во-просах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулиро-вать их познавательную активность, появление вопросов, стрем-ление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, ка-чества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержа-тельной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рас-суждать.

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, по-знание, творчество. Исследования педагогов и психоло-гов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любо-знательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюда-тельность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников склады-ваются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

На экскурсиях детей знакомят не только с приро-дой, но и с результатами творческой деятельности человека, пре-образующего окружающий мир. А это способствует развитию ува-жения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравствен-ных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, инте-ресная познавательная и практическая деятельность -- все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благо-творно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила пове-дения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами дейст-вий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для вос-питания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (по-мочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объ-ектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собран-ный материал.

Умственное и нравственное воспитание осуществляется в не-разрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разно-образие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их со-четание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают со-ответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реали-зуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из централь-ных -- научить детей видеть и понимать красоту природы, на-слаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Од-нако качество эстетических восприятий во многом зависит от ру-ководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические пережива-ния. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба.

Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также эффек-тивность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свой-ства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли де-тей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой прак-тике с этой экскурсии в бор воспитатель, направляя наблюдения детей, декламирует отрывок из стихотворения И. Бу-нина «Детство».

А ствол--гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произве-дения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Бла-гининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если об-ращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия -- предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, опре-деляют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые ко-рабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обоб-щенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», -- говорит ребенок 6 лет.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности -- игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зи-мой», после прогулки на луг (средняя группа) -- предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю-дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,

труде людей. Автор отме-чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творче-ство, способствуют тому, что понимание красоты природы стано-вится более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе-вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь-ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас-тения, -- не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила -- не ломать ветки кустов и деревьев, не выры-вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.

Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен-ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.

Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме-сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри-ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе -- «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .

Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения

с природой повышают жизненный тонус, благотворно вли-яют на формирование ценных физических качеств --выносливости.

1.3.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна-комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде-ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во-доем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед-ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен-ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель-ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло-дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот-ных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской мест-ности значительно легче выбрать объект для проведения экскур-сий. Но и в условиях города следует искать все возможно-сти для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; ор-ганизовывать выезды за город.

Содержание экскурсий в природу определено программой вос-питания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошколь-ники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе под-черкивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явле-ний, делать выводы.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местно-сти.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать