Воспитательный потенциал семьи
одители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... зрелая личность" (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.

Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. С. 43..

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка

2.1 Работа педагога с семьей

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах в.А. Сухомлинского: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение "школа должна" и "семья обязана". Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. С. 38..

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;

активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;

создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. С. 102..

2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. С. 54..

Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т.д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т.д.);

организация диагностической работы по изучению семей;

использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);

активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания");

разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);

расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие семьи и учреждений образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т.д.);

традиционные встречи многодетных семей;

благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

семейные клубы и мастерские.

2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями (см. приложение 1). На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. - М.: Гардарика, 2001. С. 148..

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители.

Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать