Экологическое образование и воспитание школьников
p align="left">4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Систему экологического воспитания составляют звенья:

Экологическое воспитание в семье.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)

Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.

Самообразование и самовоспитание.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают :

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Выделяют:

-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).

-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).

-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

-различные виды экскурсий.

-СМИ.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Глава 2.

Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании школьников.

2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов.

Природа -- это единственная книга с великим содержанием на каждом листке.

И. В. Гете.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик --

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев.

Основные законы экологии (по Коммонеру):

Все связано со всем.

Все должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не дается даром.

1. Все связано со всем.

На планете Земля совершает свой путь великое множетво жизней. Все они взаимосвязаны, образуют единую общую систему, и значит, человечество едино с природой, само человечество тоже едино. Не может быть хорошо одним людям, когда плохо другим.

2.Все должно куда-то деваться.

В природе нет такого понятия, как "мусор". Отходы живых организмов, останки одних служат пищей другим. В результате "все возвращается на круги своя". Не надо думать, сто если какая-то вещь стала ненужной и ее выбросили на помойку, то она как бы исчезла. Ничто не исчезает бесследно, оно лишь перемещается, меняя свою форму.

3. Природа знает лучше.

В течение нескольких миллиардов лет формировалась земная природа. Это огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и человек вообразил, что он по своему желанию может "улучшать природу", меняя ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой природы невообразимо сложны. А поэтому и получилось, что вмешательство в природу приводило не к ее улучшению, а наоборот, к ухудшению. Нельзя допускать больших изменении природы, нужно обращаться с природой бережно, внимательно, осторожно. 4. Ничто не дается даром.

Любая природная система - это единое целое. Если начать что-то улучшать то при этом, что-то обязательно ухудшится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек берет что-то у природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать придется нашим потомкам. Выделяют следующие уровни организации живого:

Ген- клетка- ткань- орган -организм- популяция- биоценоз- биогеоценоз- биом- биосфера- ноосфера. Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические системы более высокого ранга, чем организм.

Экология исследует три основных уровня организации живой материи: отдельные особи, популяции, сообщества. Изучая особи, экология исследует, как влияют на организмы абиотические и биотические факторы и наоборот. На уровне популяций изучаются свойства популяции (численность, плотность, возрастной и половой состав, пространственная структура, рождаемость, смертность), динамика регуляции численности популяции. Экология сообществ рассматривает состав и структуру сообществ, закономерности функционирования, трансформацию вещества и энергии.

В конце XX века экология превратилась в одну из ведущих наук. Это обусловлено тем, что решение проблем, связанных с рациональным использованием природных ресурсов биосферы, возможно только с экологических позиций.

Экология как наука является теоретической основой охраны природы. Она изучает принципы и законы, определяющие типы объединения организмов, потоки вещества и энергии через трофические уровни, закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом. Велико разнообразие особей, населяющих биосферу. Растительный мир представлен 500 тысячами видов, животный мир около 1.5 миллионов видов.

Зеленым растениям принадлежит особая космическая и земная роль. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: "Когда где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшенично-ростка... Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу. И в той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Этот луч Солнца согревает нас…быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу".

Растения освобождают воздух от углекислого газа, обогащая его кислородом и , являясь продуцентами (автотрофамй), т.к. только они способны образовать из неорганических веществ органические соединения, от которых зависит существование всех остальных форм жизни. Значительная часть энергии, запасенная в процессе фотосинтеза, необходима самому растению для поддержания жизненных процессов, построения собственного тела. Часть ее передается животным с растительным кормом. В результате то, чем питается человек, имеет растительное происхождение [16].

Мы привыкли представлять нефть, газ, торф, бурый и каменный уголь как нечто, связанное только с геологией, между тем у них чисто растительное происхождение. Надо признать, что именно растёния управляют нашими автомобилями, обогревают наши дома, участвуют в производстве промышленных товаров. Однако и этим не ограничивается зависимость человека от растений. История начала человеческой цивилизации -- это история окультуривания растений. Каждый центр цивилизации базировался на своей собственной растительной культуре: Египет и Месопотамия- на пшенице, Китай-- на рисе, майа и ацтеки -- на кукурузе,, инки - на кукурузе и картофеле. Растения являются окружающей средой для человека. Это источник технического и лекарственного сырья, стройматериалов. Многие растения стали объектами и изучения бионики в целях использования особенностей их строения в технике. Полый стебель (соломинка) подсказал идею создания опорных столбов и свай.

Исключительно важное значение имеют растения в сохранении окружающей среды, в поддержании единства и целостности природы в биосфере. Они покрывают поверхность почвы, чем препятствуют развитию и возникновению воздушных и водных эрозий, колебанию температуры, дают прохладу, смягчают климат, осушают заболоченные места.

Растения, как и животные, участвуют в поддержании баланса минеральных солей в почве. Они усваивают минеральные вещества и передают их животным. Животные, как и растения, после своей гибели возвращают почве минеральные вещества, что сохраняет ее плодородие. Так происходит миграция веществ в природе. Так растения получают животных через почву необходимые микроэлементы. Животные- важнейший компонент в, миграции химических элементов в природе. Они способны питаться только готовыми органическими веществами (гетеротрофы), которые им поставляют растения или другие животные. Животные, таким образом, зависят от растений. Однако и жизненный цикл растений часто невозможен без животных. Так опылители (насекомые, птицы, летучие мыши, лемуры) переносят пыльцу, поэтому и выделяют, следующие типы перекрестного опыления: энтомофилия, орнитофилия, зоофилия. Соответствуют этим процессам особенности строения пыльцы (липкая, с выростами) и строение самого цветка (яркий венчик, наличие нектара, запаха). Животные способствуют расселению растений на Земле. Зоохория -- распространение плодов и семян животными, для чего растения имеют специальные приспособления в виде колючек, крючков, шипиков, клейких выделений. Неоценимо значение животных в процессе почвообразования. Велика ценность животных и в хозяйственной деятельности:"ЭН1Гда1отгШсо и шерсть, яйца и молочные продукты, ме,| воск, прополис, шелк. Животные -- источник сырья для промышленности.

В медицине они являются объектом научных исследований.

Экологические потребности животных и растений обусловлены факторами окружающей среды, которые делают возможным их жизнедеятельность. Выделяются абиотически и биотические природные факторы. Абиотические факторы в свою очередь, подразделяются на климатические (воздействие температуры, света, воздуха), эдафические (почвенные, орографические (факторы рельефа), гидрологические (вода во всех агрегатных состояниях).Показатели каждого из них колеблются от оптимальна для организма до критических (экстремальных значений). Если изменения какого-то фактора ограничены возможностью существования организма, то фактор называют лимитирующие.

Температура- основной климатический параметр. Относительно постоянная между экватором и тропиками, в более высоких широтах она изменяется в зависимости от сезона, времени суток, высоты склона. У холоднокровных животных (пойкилотермных) снижение температуры воздуха вызывает замедление физиологических процессов и приводит к оцепенению (у насекомых, земноводных, пресмыкающихся) и даже анабиозу у многих простейших, беспозвоночных). У млекопитающих животные с постоянной температурой тела -- гомойотермные) волосяной покров редкий и низкий (летний) меняется :а густой и пышный (зимний). У растений (особенно однолетних) приспособлением к низким температурам можно считать образование семян.

Свет.

Источник энергии для фотосинтеза. Для растений и животных высоких широт характерна реакция на фотопериод (продолжительность светового дня), которая синхронизирует их активность со временем года. Адаптации растений к недостатку света проявляются в форме отрицательной реакции на затемнение у светолюбивых растений (береза, осина) и высокой активности фотосинтеза у теневыносливых (сосна, граб, дуб, липа) и тенелюбивых (ель, кислица, мхи, папоротники) растений.

Вода.

Необходимая составная часть всего живого.

Вода часто выступает в качестве лимитирующего фактора для наземных организмов. Влажность почвы в значительной мере обусловливает смену растительных поясов с севера на юг. По способности переносить недостаток воды растениями делятся на ксерофиты , мезофиты, гигро- и гидрофиты.

Воздух -- перемещение его в виде ветра влияет на развитие растений, особенно на деревья открытых мест. Ветер может влиять на миграцию животных (птиц, пауков, некоторых бабочек), участвует в распространении плодов и семян, поэтому семена у таких растений мелкие, легкие, с крылатыми выростами.

Ветер -- одно из условий перекрестного опыления растений (анемофилия). Воздух является средой обитания для птиц, насекомых, пауков, некоторых млекопитающих. Животные, благодаря полету, добывают корм, спасаются от врагов, находят удобные места для размножения.

Способы перемещения в воздухе у птиц -- парение, планирование, машущий полет [14].

Эдафические факторы. Их воздействие сказывается на возникновении адаптации у почвенных животных. Безусловно, основное влияние эдафические факторы оказывают на растительность и через нее уже -- на мир животных. Поэтому эдафические факторы являются связующим звеном между абиотическими факторами и биотическими компонентами кружающей среды. Биотические факторы -- сложные уникальные взаимосвязи взаимоотношения между живыми организмами. Связи между организмами обеспечивают возможность питания, размножения, защиту от врагов, снижения действий неблагоприятных условий. Любой организм входит в состав популяции, тогда между ними возникают конкретные внутривидовые отношения: это соревнование и конкуренция.

Современная экология изучает не только отдельные сообщества, популяции, но и экосистемы. Экосистемы выступают в качестве фундаментального единства живой природы и неживой среды.

Видовое разнообразие в экосистемах -- источник устойчивости (и наоборот). Разнообразие экосистем -- необходимое условие устойчивости биосферы в целом. Термин "экосистема" был предложен в 1935 г. английским экологом Артуром Тенсли, который рассматривал экосистем как основные единицы природы на поверхности Земли. В качестве отдельных экосистем могут рассматриваться разрушающийся пень с его "населением", луг, пустыня и, наконец биосфера--экосистема высшего ранга [12].

Какую же пользу приносят экосистемы человеку? Они обогащают почву и очищают воздух для дыхания. Без этого существование человечества будет мрачным и недолгим. Зеленые растения, микроорганизмы, множество маленьких и неприметных существ эффективно поддерживают жизнь на планете, и они живут и трудятся на каждом клочке земной поверхности. Земля является общей для живых организмов, постоянно поддерживающих физическое окружение, которое дестабилизируется и погибнет, если отдельным организмам будет наносить вред. Пренебрегая природой, мы можем оказаться в чуждой нам среде.

Отношения между людьми и животными увековечены в памятниках разных В г. Солт-Лейк-Сити (США) гранитная колонна увенчана глобусом с двумя чайками на вершине, а у подножия -бассейн для чаек. Чайки когда-то спасли первых поселенцев от голодной смерти -- птицы уничтожили саранчу, поедавшую посевы [19].

В 1915 г. в американский штат Алабама попал хлопковый долгоносик -- вредитель хлопковых полей. Местное население было вынуждено, чтобы выжить, заняться животноводством, что оказалось более прибыльным делом. Поэтому жители г. Энтерпрайза воздвигли памятник хлопковому долгоносику. Надпись гласит: "С глубокой признательностью хлопковому долгоносику за то, что он был причиной благосостояния" [19].

Таким образом, наряду с огромным разнообразием особей, населяющих биосферу, существует прочная сеть их взаимоотношений между собой и окружающей средой, что делает целостной природу в биосфере.

2.2 Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны.

Всё меньше -- окружающей природы.

Всё больше -- окружающей среды.

Р. Рождественский.

Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси составляет ее биологическое разнообразие, что является необходимым условием устойчивости биосферы. Флора и фауна нашей республики складывалась под влиянием различных изменений климатических факторов. Это способствовало миграции на нашу территорию всевозможных эколого-эволюционных элементов растительного и животного мира. Сказывалось и размещение "соседей":на западе произрастают широколиственные леса, на востоке начинается тайга, на юге степи. Вот почему у нас встречаются тундрово-тайговые виды- береза карликовая, береза приземистая, ель обыкновений черника, кислица, глухарь, тетерев, клест, трехпалый дятел, неясыть длиннохвостая и др. Европейские виды тоже прижились на нашей территории: дуб скальный, граб обыкновенный, вереск, купальник горный, зубр, сова, дятлы зелены и белоспинный, коршун черный. Распространены степные виды: ленок обыкновенный, лютик лесной, заяц-русак, хомяки, куропатка серая, жаворонок полевой, кузнечик полевой, черепаха болотная. [ Современная белорусская флора насчитывает 1640 видов высших растений: более 1530 видов--травы, 107 видов деревьев. Лесообразующими породами являются ель, сосна, береза, дуб, осина, граб, ясень, липа, ольха. В подлеске распространены кустарники: можжевельник, ива, малина, лещина, крушина. Травянистые растения в лесу: сныть, орляк, лютик лесной; на лугу: виды полевиц, клевера; на болоте -- осоки.

Фауна нашей республики представлена более 31 тыс. видами: 434 вида позвоночных (282 вида птиц, 73 вида млекопитающих, 58 видов рыб, 7 видов пресмыкающихся, 12 видов земноводных, 2 вида круглоротых), беспозвоночные представлены самым распространенным классом насекомых -- около 30 тыс. видов, паукообразных -- около 250 видов, ракообразных-- около 100 видов.

Охрана биоразнообразия флоры и фауны Беларуси -- весьма актуальная задача. Сегодня потеря биоразнообразия приобрела характер общепланетарной проблемы, т.к. с начала текущего столетия в мире исчезает ежегодно один вид животных. Его восстановить невозможно, значит, мы теряем уникальный генофонд, на создание которого природа затратила мил-лионы лет. За последние 200-300 лет только с современной территорий республики исчезло более 20 видов позвоночных животных: европейский тур, росомаха, соболь, среднеевропейский лесной кот, большой баклан, выхухоль, розовый пеликан, дрофа, колпица, стрепет, белуга, балтийский и русский осетры, семга, корюшка, лосось и др. Потеря только сосудистых растений -- это список из 47 видов, среди них адонис весенний, гроздовник простой, воробейник лекарственный, венерин башмачок пятнистый, лен, сон весенний, прострел весенний, гусиный лук маленький.

Под угрозой уничтожения находятся около 10% видов растений и животных, потому что одни представляют собой большую промысловую ценность (качественный мех, вкусное мясо, красивое оперение, лекарственные свойства) -- это рысь, зубр, барсук, медвежий лук; другие обладают эстетической привлекательностью-- это махаон, большая белая цапля, колокольчики [15].

Кроме прямого уничтожения видов, существуют еще и косвенные уничтожения. Вырубка лесов, осушение болот, увеличение площадей пахотных земель, урбанизация -- это все меняет естественные условия существования видов, вызывая неестественные для данных организмов адаптации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать