Экономическое образование школьников
p align="center"> 2.2 Характеристика некоторых педагогических технологий

Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включению учащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи, выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализация объема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучения выступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий из микроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное, разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид, синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступным массовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может быть модель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий. Благодаря устранению формализма в организации дидактического процесса и усилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функций программированного обучения в то же время создает исключительно благоприятные возможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученика учебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.

Большое внимание в последние годы уделяется развивающему обучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот вид обучения представляет собой особую систему организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется прежде всего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озоне ближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению к определенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, но решает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно строить таким образом, чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировало психическое развитие ребенка.

В настоящее время существует несколько систем развивающего обучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: система Л.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова - общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувств школьников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этой системы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержание образования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а также специфические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которых связано в основном с выполнением следующих дидактических позиций: первичная ориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения, проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждый ученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактической программы.

Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающего обучения является проблемное обучение. Специфика этой технологии заключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагает такую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимально сочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.

В целом технология проблемного обучения во многом близка классической организации учебного процесса и содержит следующие узловые позиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решения путем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутой гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективный способ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО). Достоинствами этих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиеся осознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительные умения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность, ответственность, коммуникабельность и др.

Но не следует забывать, что существующие педагогические технологии не могут считаться универсальными средствами решения учебно0воспитательных проблем. Будучи результативными в одном направлении ( в обеспечении качественного освоения учебного материала), они в то же время не обеспечивают всестороннего развития личности учащихся, а в отдельных случаях способны деформировать ее. Более того, преподавание многих учебных предметов (прежде всего гуманитарных) совершенно не нуждается ни в какой технологии, ибо основывается на личностном общении учителя с учениками.

2.3 Условия применения педагогических технологий

Повсеместное использование термина «педагогические технологии» влечет за собой естественное стремление учителей обратиться к отдельным вариантам организации учебно-воспитательного процесса, подходящим под данное понятие, с целью использования в собственной работе. Естественно, такое отношение к педагогическим технологиям профессиональным считать нельзя, поскольку любая педагогическая технология - системно организованная модель учебно-воспитательного процесса, которая результативна только при полной и целостной ее реализации. Поэтому основными условиями внедрения любой педагогической технологии (системы, модели) в собственную деятельность являются следующие:

критический самоанализ работы с целью освобождения от сложившихся личностных установок и стереотипов, иначе неизбежно возникнет ситуация интерференции (наложения) осваиваемой технологии на индивидуальный стиль преподавания, что может привести к разрушению и собственной и выбранной системы обучения;

личностная предрасположенность учителя к работе в рамках выбираемой технологии, т.е. наличие у него качеств и свойств, органически сочетающихся с требованиями этой технологии. Так, реализация многих технологий опирается на организованность, настойчивость, ответственность, доброжелательность и другие волевые и нравственные качества личности учителя;

основательное изучение сущности заинтересовавшей технологии, которое состоит в проработке печатных материалов и в наглядном ознакомлении с практикой использования этой технологии;

оснащенность кабинета, школы необходимыми дидактическими и техническими средствами, обеспечивающими работу в рамках определенной технологии;

присутствие рядом коллег, разделяющих заинтересованное отношение к выбранной технологии - в этом случае учитель имеет возможность обмениваться опытом и корректировать внедрение выбранной технологии.

Соблюдение указанных условий является достаточным основанием для профессионально грамотного использования педагогических технологий, позволяющим наиболее полно реализовать их дидактический потенциал.

Глава 3 Экономическое образование школьников

3.1 Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в средней школе

Изучение экономики в школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в будущем;

- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;

- овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника;

- развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;

Приобретение компетентности:

в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений - освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника);

в сфере познавательной деятельности - распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;

в сфере трудовой деятельности - раскрытие сравнительных выгод и трудностей предпринимательской деятельности и работы по найму, понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;

в сфере массовой коммуникации - развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов .экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования:

Ценностные ориентиры: Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.

Знания: Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель и реклама. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса. Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа). Рынок труда Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов. Экономические функции и цели государства. Основные виды государственных расходов. Доходы государства. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Способы деятельности Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.

Опыт: Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.

Требования к уровню подготовки выпускников школы - ученик должен:

Знать и понимать:

- виды экономических систем, формы организации производства; основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений, основные налоги, уплачиваемые гражданами, формы государственной поддержки безработных и малоимущих.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

- приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков;

- описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирования труда;

- объяснять; происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму.

- Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовой и чистой прибыли, индивидуальный подоходный налог, величину страхового взноса.

3.2 Конспект урока экономики с применением педагогических технологий

Тема урока «Основные институты и принципы рыночной экономики. Права собственности и стимулы»

Место урока в программе «Современная экономика»».

Данный урок относится ко второму разделу программы “Современная экономика”, разработанной Международным Центром Экономического и Бизнес Образования под руководством С.А. Равичева. (Вариант - 68, тема 8, п. 8.3 Рыночный механизм. Рыночная экономика.). Урок содержит активные методы обучения и может быть предложен в 10-11 классах. Урок может быть использован и в 8-9 классах для иллюстрации таких понятий как экономические институты и стимулы. (Раздел 1 программы “Современная экономика”, тема 2.). В разработке урока использованы идеи Национального Совета по Экономическому Образованию США, которые были опубликованы в “Economics and the Environment”, 1996, а так же разработки Международного Центра Экономического и Бизнес Образования, г. Москва.

Введение: Рыночная экономика охватывает следующие институты и принципы: 1) частную собственность, 2) свободу предпринимательства и выбора, 3) личный интерес как главный мотив поведения, 4) конкуренцию, 5) рыночную систему ценообразования, 6) ограниченную роль правительства.

В случае если эти принципы выполняются, обеспечивается максимальная эффективность использования ресурсов. Однако, далеко не всегда права собственности четко определены, рынки высоко конкурентные, а кривые спроса и предложения отражают ценность продукта в глазах общества и затраты на производство данного продукта для общества.

К чему приведет отход от важнейшего принципа рыночной экономики - четко определенных прав собственности? Как это повлияет на стимулы? Как это отразится на эффективности использования ресурсов?

Концепции

Рыночная экономика

Экономические институты и стимулы

Частная собственность

Конкуренция

Эффективность использования ресурсов

Цели

Повторить основные принципы рыночной экономики.

Описать характеристики четко определенных прав собственности.

Проанализировать влияние четко определенных прав собственности и высокой степени конкуренции на эффективность использования ресурсов.

Описание урока

Школьники изучают условия, необходимые для эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике и принимают участие в моделировании ситуации с использованием природных ресурсов в условиях, когда права собственности не определены. В процессе обсуждения проигранной ситуации внимание акцентируется на функционировании важнейшего института рыночной экономики - частной собственности.

Требуемое время - Два урока.

Материалы. По одному экземпляру упражнения 1 для группы из 3-4 учащихся; 50 скрепок; чуть больше 50 конфет; рулон непрозрачной липкой ленты.

Свободное пространство (участок пола размером 2 х 2 метра).

Процедура проведения урока.

Напомните учащимся основные принципы рыночной экономики. Попросите прокомментировать, что означает каждый из принципов. Разбейте учащихся на группы по 3-4 человека. Раздайте по одному экземпляру упражнения 1 на каждую группу учащихся. Задание для группы: прочесть текст упражнения, изучить характеристики четко определенных прав собственности и совершенной конкуренции. Привести примеры ситуаций, когда не выполняется одно или несколько условий, приведенных в упражнении. Дайте учащимся 10-15 минут на прочтение упражнения и обсуждение примеров. Выслушайте представителей каждой группы. Объясните учащимся, что они будут принимать участие в моделирующем упражнении, которое наглядно показывает, как права собственности оказывают влияние на стимулы и определяют поведение экономических субъектов. Попросите выйти 9 добровольцев для выполнения выгодной работы. Добровольцам необходимо подойти к свободному пространству и образовать круг. Этот круг должен быть не менее 2-х метров в диаметре. Остальные учащиеся будут наблюдать за происходящим. Объясните участникам упражнения, что пространство внутри круга - это земля, богатая природными ресурсами. Возьмите 50 скрепок и разбросайте их внутри круга. Скрепки будут олицетворять природные ресурсы. Не обязательно распределять скрепки равномерно. Скажите участникам упражнения, что земля находится в общественной собственности. Задача игроков - добывать природные ресурсы. Игра будет проходить в 2 периода, каждый период будет длиться 1 минуту. За каждый ресурс, добытый в 1-м периоде, игрок получит 1 конфету, за каждый ресурс, добытый во втором периоде игрок получит 2 конфеты. Подчеркните, что во втором периоде можно будет добыть лишь те ресурсы, которые не были добыты в 1-м периоде. Объясните, что нельзя скрывать найденные ресурсы. Их необходимо будет предъявить именно в том периоде, в котором они будут найдены. Спросите, всем ли понятны условия. Начните 1-й период. Хотя участники могут сначала попытаться договориться не добывать все ресурсы в первом периоде, вскоре кто-нибудь начнет собирать скрепки так быстро, что к нему присоединятся все остальные участники. В результате все ресурсы будут добыты в первом периоде! Заплатите учащимся по одной конфете за каждую добытую скрепку. Скажите, что теперь условия игры будут немного изменены. Земля будет приватизирована, и каждый участник получит участок земли в частную собственность. При помощи непрозрачной липкой ленты (или просто мела) разделите участок пола на 9 квадратиков. Снова разбросайте 50 скрепок, причем, не обязательно равномерно. Выделите каждому участнику участок земли. Скажите участникам, что вы повторите игру и снова заплатите по 1 конфете за скрепку в первом периоде и по 2 конфеты за скрепку во втором периоде. Но на этот раз учащиеся могут добывать ресурсы только на своем участке земли. Объясните, что вы будете следить за тем, чтобы никто не смог нарушить права собственника. Начните первый период. Скорее всего, теперь ни одной скрепки не будет поднято. Поблагодарите учеников за участие и скажите, что на этом моделирующее упражнение закончено, так как его результаты всем ясны и понятны. Попросите учащихся вернуться на свои места. Перейдите к обсуждению упражнения. Задайте вопрос: если целью общества является получение максимальной выгоды от использования единицы ресурсов, то в каком периоде следует добывать ресурсы? (Во втором, т.к. ценность каждой единицы ресурса для общества в два раза выше.) Почему в первой игре все ресурсы были добыты в первом раунде? (В противном случае ученики рисковали остаться вообще без ресурсов, т.к. они были бы добыты другими игроками.) Какое условие четко определенных прав собственности из приведенных в упражнении 1, было нарушено в первой игре? (Универсальность.) Что изменилось во второй игре? (На скрепки распространялось право собственности.) Как в результате введения частной собственности на ресурсы изменились стимулы для игроков? (Они смогли контролировать добычу своих ресурсов, стараясь получить наибольшую выгоду от их использования.). Проведите аналогию между игрой и ситуацией с исчезающими видами животных и растений, например, ситуация с добычей китов. Поскольку они никому не принадлежат, это приводит к неконтролируемому истреблению поголовья китов, которое превышает их способности к воспроизводству. Таким образом, и в данном примере можно проследить связь неэффективного использования ресурсов с отсутствием четко определенных прав собственности. Какие еще ресурсы в этом смысле похожи на китов? (Возможные ответы могут включать воздух, леса, водоемы, пригородные зоны отдыха, залежи нефти, и т.п.) Как будут использоваться эти ресурсы при отсутствии какого-либо вмешательства извне? (Они могут использоваться в излишних количествах или быть использованы слишком быстро с точки зрения эффективности распределения.)

Упражнение 1.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, которые известны их участникам. Права собственности образуют обширную и важную часть правил, регулирующих экономические отношения. Разграничивая, что кому принадлежит, права собственности, в конечном счете, точно определяют, какой выбор совершат индивидуумы, преследуя свои интересы. Право собственности на любой объект предполагает владение, распоряжение и использование собственником объекта по своему усмотрению. Например, вы являетесь собственником жилого помещения. Ваше право владения должно быть подтверждено документом, имеющим юридическую силу. Вы в праве проживать в этом помещении, сдавать его в аренду, получая от этого доход или использовать свою собственность иным, не запрещенным законом способом. Вы можете распорядиться этим жилым помещением так, как сочтете нужным, например, вы можете продать его, подарить, заложить или передать по наследству. Однако не всегда юридические права собственности совпадают с реальными правами.

Дополнительные упражнения

Попросите учащихся дома поразмышлять о том, что такое стимул и написать короткое эссе, в котором необходимо дать свое определение стимулов, привести примеры положительных и отрицательных стимулов, а так же ответить на вопрос “Что является стимулом для моей учебы?”.

Заключение

На современном этапе эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией технологий обучения.

Выбор той или иной технологии обучения диктуется целым рядом соображений, которые не могут быть одинаковыми в разных учебных заведениях и в использовании разными учителями в разных учебных условиях. Проектирование и выбор технологий определяется следующими факторами: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенность учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры учителей.

Разработка и внедрение в учебный процесс современных технологий обучения предполагает профессиональную переподготовку самих учителей и решение трех основных задач:

формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;

формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего нарисовать картину учебно-воспитательного процесса в динамике его переменных;

формирование нового диалогического стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, новых способов межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ, которые обеспечат функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательного процесса.

Чем дальше продвигается общество по пути демократизации , тем больше изменений происходит в отношениях между людьми, следовательно и в отношениях «учитель - ученик». Это означает в свою очередь, что необходимы изменения в методах обучения и воспитания, в способах управления образовательным процессом. По мере демократического развития общества должны происходить изменения и в технологиях обучения. Поэтому в образовании демократического общества кроме содержания образования ведущую роль также играют технологии обучения, имеющие своей целью:

актуализацию содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий творческого поиска, повышения на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы учащихся;

внедрение в учебный процесс современных интеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукт;

создание комфортной психологической среды обучения, обеспечивающей академические свободы учителю и ученику в выборе форм и методов обучения, создание условий стимулирования интенсивной работы учащихся;

развитие новых информационных технологий образования и дистанционной формы обучения, благодаря которым у учащихся появляется возможность широкого общения со сверстниками из других школ разных регионов нашей страны и всего мира.

Образование как одна из отраслей хозяйства страны входит в рынок, живет по его законам. Школа - первичное звено системы образования, поэтому в новых условиях основная задача педагогов - используя весь богатейший опыт, накопленный педагогической наукой, давать ученикам определенную сумму знаний не только по той или иной специальности, но и знаний по экономике, умений их использовать на практике, мыслить экономическими категориями и соответствующим образом вести себя в жизни, в трудовой деятельности.

Список используемой литературы

1. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. -М.,: Наталис, 1998. - 56 с.

2. Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. -М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.

3. Сборник задач по экономической теории: микро и макроэкономике Киров: Кировская областная типография, 1994.-182 с.

4. Материалы семинара “Training of Trainers” 1997-1998 гг., Copyright ? 1996 - National Council on Economic Education, New York, NY.

5. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск 2001г.

6. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1999

8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1987

9. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкастого - М.. 1995 - Гл. 6 - С.116-171

10. Актуальные проблемы педагогики. Курс лекций/ под ред. А.Н. Прядехо Брянск: издательство БГПУ, 1998.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать