Вычшая школа США на современном этапе
p align="left">Почти 10 млн. человек ежегодно посещают различные курсы в университетах и колледжах для удовлетворения собственных интеллектуальных запросов, не стремясь получить формального свидетельства о полученных знаниях.

Формирование студенческих контингентов.

Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных процедур отбора и приема студентов современным требованиям развития высшего образования вызвало необходимость пересмотра критериев формирования студенческих контингентов, а также поиск и разработку новых методов отбора и приема молодежи в вузы США.

Одним из факторов, определяющих характер доступа к высшему образованию, особенно к его верхним ступеням, является состав студентов по признаку социального происхождения. Хотя законодательством США провозглашено право на образование независимо от социальной принадлежности, пола, расы и вероисповедания, в действительности это право является лишь декларацией.

Характерной особенностью для США является неравенство возможностей при поступлении в вуз по признаку пола.

Также в США особенно заметна расовая дискриминация (далеко не любой тип вуза может избрать представитель групп национальных меньшинств).

При ознакомлении с практикой отбора и приема абитуриентов в вузы обращает на себя внимание многообразие подходов к решению этой проблемы. В США, как правило, не существует унифицированных требований к поступающим в вузы даже в пределах одного штата.

Начиная с 20-х годов (ХХ века) в США все дети сразу же после поступления в начальную школу подвергаются тестированию по определению коэффициента интеллекта умственной одаренности (КИ) - «IQ = test».

В зависимости от полученных результатов детей распределяют по группам «А», «В», «С» - «способных», «средних» и «неспособных». В зависимости от этого деления находится вся программа обучения в школе, и при этом значительно больший объем знаний получает группа «А», чему в значительной мере способствует система распределения изучаемых в школе предметов на обязательные и элективные. Если учесть, что содержание тестов отражает скорее имущественный ценз родителей тестируемого ребенка, то в группу «А» попадают представители самых богатых слоев общества, в «С» - из малообеспеченных семей.

Эта дифференциация по классовому принципу углубляется и окончательно закрепляется наличием трех направлений в обучении в средней школе (10-12 классы): академическое, профессионально-техническое, общее. Таким образом, уже средняя школа во многом предопределяет дальнейшую судьбу своих выпускников, их возможность поступления в высшие учебные заведения, которая в дальнейшем еще больше зависит от уровня обеспеченности семей, выходцами из которых они являются.

Что касается правил приема в вузы США, то они находятся в зависимости от конъюнктуры спроса на специалистов: например, в 50-е годы прием осуществлялся без экзаменов, в 80-е - на базе экзаменов. Часто содержание экзаменов, требования к поступающим определяет сам вуз, хотя в общем для страны они разработаны службой тестирования. В настоящее время абитуриент для поступления в вуз должен предоставить документ об успешном окончании средней школы, рекомендательные письма от учителей, пройти собеседование и тестирование, а в селективных и высокоселективных вузах сдать вступительные экзамены, которые принимает специальный комитет по вступительным экзаменам, имеющий филиалы во всех штатах и больших городах Америки.

Условия приема в вузы США также можно разделить на общие и специальные. Общие условия, как правило, одинаковы для однотипных вузов. Специальные условия определяются отдельными факультетами или другими подразделениями вузов. Факультеты медицины, естественных и технических наук вузов всей страны предъявляют более строгие требования, чем гуманитарные факультеты.

Таким образом, в практике приема абитуриентов в вузы существуют два подхода: свободный набор без какого-либо отбора (в малопрестижные вузы) и отбор по жестким критериям. К ним относятся: результаты тестов; личностный отбор, характеризующийся выявлением личностных качеств у абитуриента (мотивация, способности, наклонности); социальный отбор, выражающийся в селекции студентов в зависимости от социального положения.

Эти данные свидетельствуют о том, что практически вся система образования в США находится в состоянии поиска оптимальных методов отбора в вузы.

Выпуск специалистов.

На сегодняшний день в США большую часть взрослых студентов составляют женщины. В данный момент они представляют 41 % ученых в области наук о жизни, 23% химиков, 18% геологов, 30% математиков - специалистов в области вычислительной техники, 6% инженеров и 57% психологов. Для женщин существуют специальные курсы подготовки для поступления в вузы, финансируемые из различных фондов. Так Фонд Форда увеличил число таких специальных курсов со 100 в 1970 до 30 тыс. на середину 90-х годов. Этот же Фонд выделяет специальные стипендии представителям национальных меньшинств.

В американских вузах учится много иностранных студентов из различных стран мира. В 1985 учебном году в университетах и колледжах США обучалось около 342 тыс. иностранцев, что примерно в 13,5 раза больше, чем в 1949 учебном году.

Представление о динамике образовательного уровня рабочей силы США в период с 1952 по 1982 можно получить из таблицы №2 (Приложение). В связи с быстрым развитием промышленности и милитаризацией научных исследований требуется большое число специалистов технического профиля. Общая же численность ученых и инженеров в США на 1981 год и их распределение по основным специальностям показано в таблице №3 (Приложение).

Последипломное обучение в США осуществляется в аспирантуре, дающей подготовку на двух уровнях: магистерском и докторском. При поступлении на них требуется степень бакалавра и прохождение одинаковой процедуры приема, то есть необходимо представить копии документов - аттестата бакалавра и табеля оценок, характеристику, письменные рекомендации от одного или двух бывших преподавателей и выдержать вступительный тест. Прием производится раз в год - весной и осенью.

Иностранцам помимо этого необходимо пройти тест по английскому языку и владению техническими средствами обучения.

Занятия по магистерской программе предполагает широкое знакомство с имеющейся специальной литературой, набором идей в изучаемой области, с методиками проведения исследований. Время работы по магистерской программе варьируется в зависимости от области специализации.

Аспиранты - это одновременно и учащиеся, и сотрудники. За пребывание в аспирантуре университет взимает плату, оплачивая со своей стороны участие аспирантов в педагогическом и исследовательском процессе. Финансовая поддержка аспирантов - давняя американская традиция.

Для талантливых аспирантов и студентов существуют специальные стипендии. Эти стипендиаты могут временно привлекаться не только к преподавательской, но и к исследовательской работе.

Приложение.

Таблица №1.

Выпуск специалистов из высших учебных заведений США по основным направлениям подготовки тыс. чел.

Годы

Промышленное строительство транспорт

Сель-

ское хозяйство

Экономика, право

Здравоохра-нение, физическая культура

Просвещение, искусство, кинематогра-фия и др.

Всего

1980

50,1

12,7

39,5

40,3

734,0

876,6

В % от общего числа

5,7

1,4

4,5

4,6

83,8

100,0

1985

36,2

14,1

63,7

57,5

852,6

1024,1

В % от общего числа

3,5

1,4

6,2

5,6

83,3

100,0

Таблица №2.

Динамика образовательного уровня рабочей силы США за 1952-1982 гг.

Образовательный уровень

1952 год

1962 год

1970 год

1982 год

Вся рабочая сила, тыс. чел.

в %

569 680

100,0

64 689

100,0

76 650

100,0

102 672

100,0

В том числе с образованием на уровне, %:

8 лет обучения и меньше

36,4

25,5

16,2

6,9

9-11 лет обучения

19,2

19,6

17,4

12,0

12 лет обучения

27,8

23,0

39,9

42,5

13-15 лет обучения

8,5

10,7

13,6

18,7

16 и более лет обучения

8,1

11,1

12,9

19,0

Медианный уровень образования (число лет обучения)

11,1

12,1

12,4

12,7

Таблица 3.

Численность ученых инженеров в 1981 году и их распределение по специальностям.

Специальность

Занятых человек

Безработные

всего

В науке и технике

Вне науки и техники

Все специальности

3 134 100

2 795 600

338 500

33 300

Все ученые

1 654 700

1 475 500

179 200

19 500

Физики

229 500

191 400

38 100

3 700

Математики

132 900

118 700

14 200

1 100

Специалисты по вычисл. технике

420 200

397 000

23 200

2 400

По проблемам окружающей среды

103 900

87 800

16 100

2 600

В области наук о жизни

411 000

381 400

29 600

4 100

Психологи

131 200

115 300

15 900

2 000

По общественным наукам

226 000

183 900

42 100

2 600

Все инженеры

1 479 400

1 320 100

159 300

13 800

Специалисты по космической и авиационной технике

50 200

45 200

5 000

500

Химики

79 400

72 700

6 700

900

Строители

200 300

185 600

14 700

2 200

Электрики (электронщики)

279 200

260 000

19 200

2 200

Механики

249 500

231 100

18 400

1 800

Прочие

620 900

525 400

95 500

6 200

Список использованной литературы.

1. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Моногр .-М.:Высш. шк., 1989.-144 с.

2. Гонтарев Б.А. Технический университет США: Моногр. - Л.: изд-во ЛГУ, 1980.-119с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать