Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства
p align="left">Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важных этапа восприятия художественного произведения школьником. К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило, часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития. «В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины художественного произведения, его глубокое освоение» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 132..

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве. Первичное освоение произведения искусства предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. Д.Б. Лихачев уделяет особое место в своей работе вопросам методики. «Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах, совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С.133..

На этом этапе Б.Т. Лихачев предлагает использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания.

В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по сбору исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов -- все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.

В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.

Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Б.Т. Лихачев характеризует, как организацию процесса «получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 134.. Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.

На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Б.Т. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. «После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 135..

В качестве методов на этом этапе Б.Т. Лихачев выделяет методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. «Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 135..

Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. «Задача литературно-художественной критики -- помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 136..

На основе первых трех этапов, Б. Т. Лихачев предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. «Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 137..

«Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе -- все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей» Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 14..

Особая методика знакомства детей с произведениями искусства представлена в работе Кушаевой Н.А. Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С. 111-112., которая направлена на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:

1. Развить умение рассказывать о произведении искусства, откликаться на выразительные средства.

2. Развить навыки общения по поводу искусства. Разговор об искусстве должен быть результатом организованного процесса восприятия, построенного с учетом возрастных особенностей.

3. Научить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведении, свой собственный художественный опыт.

4. Развить умение сопоставлять произведения искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, чувствовать общие связи.

5. Учить детей «графической речи» в процессе восприятия (наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления и памяти.

Таким образом, взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.

Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Прежде всего, необходимо выбрать форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - С. 10-12. представлены рекомендуемые формы проведения занятий:

1. Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.

2. Викторина - форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.

3. Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.

Начать урок следует с активизации внимания учащихся, а так же необходимо сохранить концентрацию внимания учащихся на предмете изучения в течение всего урока. Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания учащихся можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:

1. Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.

2. Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры.

3. Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.

Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 205., который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

М.Д. Таборидзе Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - С.58-59., в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов.

Вопросы для учащихся:

1. Что такое изобразительное искусство? (виды, жанры, средства художественной выразительности).

2. Живопись как вид искусства. (специфические особенности, виды, жанры, художественный язык).

3. Что такое графика? (специфика, основные виды, художественный язык).

4. Скульптура как вид искусства (особенности, виды, художественный язык).

Описание картины или скульптуры:

1. Автор, название, материал и техника исполнения.

2. Жанр.

3. Анализ композиции.

4. Сюжет.

5. Отношение художника к данному произведению, что передано.

6. Цветовая гамма, колорит.

7. Отношение ученика к данному произведению, нравится или нет, уровень мастерства художника, аргументация.

Таборидзе М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:

1. «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»

2. «Какое значение имеет произведение изобразительного искусства, для кого оно создается, почему?»

На наш взгляд, последний седьмой пункт, а так же контрольные вопросы наиболее важны, так как здесь у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника или героев его произведения.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге - и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.

Заключение

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче - постижению внутреннего мира художника, его героев, а так же своего собственного. Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге - и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить самих себя через произведение искусства.

Список литературы

1. Антипова, В. Образ женщины в русской живописи // Искусство в школе. - 2006, №1. - С.15 - 19.

2. Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - 150 с.

3. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. - Барн., 2003. - С. 42-47.

4. Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. -М.: Политиздат, 1989. - 448 с.

5. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.

6. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.

7. Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. - Киев: Радьянська школа, 1985. - 136 с.

8. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. - Минск: Народная асвета. - 1978. - 128 с.

9. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание. - 62 с.

10. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.

11. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение. 1989. - 192 с.

12. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. - М.: Искусство, 1971. - 160 с.

13. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1986. - 240 с.

14. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

15. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972. - 160 с.

16. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.

17. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - 255 с.

18. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. - 190 с.

19. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. - 1976. - №6. - С. 92-102.

20. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-96с.

21. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с.

Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. - Барнаул: Издательство АГУ, 2007. - 130 с.

22. Шацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». - М.: Советская педагогика, - 1976. - 168 с.

23. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. - Киев: Раданська школа, 1980. - 104 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-конспект урока МХК в средней школе

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Тема урока: «Образ женщины в русской живописи 18 века».

Тип урока: комбинированный с нетрадиционными элементами.

Цели урока:

1) Сформировать у учащихся представление об эпохе 18 века в России, почувствовать «дух эпохи».

2) Воспитать у учащихся любовь и интерес к русскому искусству портрета 18 века.

3) Сформировать у учащихся способность представить и понять художника 18 века, его мироощущение, сравнивая со своим собственным.

Оборудование: альбомы художников, репродукции, музыкальный проигрыватель, диски с музыкой.

Наличие межпредметных связей: история, литература, музыка.

Наличие внутрепредметных связей: промежуточная тема в изучении раздела «Образ женщины в русской живописи».

I. Организационный момент: приветствие, сообщение целей и формы проведения урока, отмечание присутствующих.

II. Актуализация знаний по теме. Учитель задает учащимся вводные вопросы:

Что такое портрет?

Какие бывают портреты?

Для чего они нужны? Кто их заказывает?

Каким образом, на ваш взгляд, художник приступает к созданию того или иного портрета?

III. Сообщение знаний по теме:

Звучит романс Г. Свиридова.

В искусстве существуют вечные темы. Одна из них - тема женщины, материнства, женской красоты. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили.

Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут поэтический идеал в единстве душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Не составляет исключения и Россия. В древней Руси не существовало светского искусства. Свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых.

Петровская эпоха приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. На смену иконописи приходит портрет, иконописцы становятся живописцами.

В конце XVIII века русская портретная живопись развивалась поистине блистательно. Одной из главных ее тем становится образ женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье: женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников- иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский - вносят в портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи «женского всевластья», мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние.

На экране «Портрет А. Струйской» Ф. Рокотова.

Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц того времени, красота Струйской несла в мир добро и любовь.

Звучит 2 часть (Grave) Концерта для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди. На фоне музыки:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна моей души мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания «идеальной дворянки». Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д. Левицкого как бы отражают эту педагогику. По ним можно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи.

На экране «Портрет Алымовой», «Портрет Хрущовой и Хованской» Д. Левицкого. Звучит 1-й полонез О. Козловского. На фоне музыки:

Не нимфы ль богинь пред нами здесь предстали?

Иль сами ангелы со небеси сошли

Ко обиталищу меж смертных на земли,

Что взоры и сердца всех зрителей питали.

Как солнечны лучи, так взоры их сияют,

С красой небесною краса сих нимф равна,

С незлобием сердец невинность их явна,

Конечно, божество они в себе являют…

А. Сумароков

Так описал «смолянок» поэт Сумароков, ставший свидетелем их прогулки в Летнем саду.

В 90-е годы XVIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.

На портретах Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые и величественные одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е. Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.

На экране «Портрет Лопухиной» Ф. Боровиковского.

Чередование противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского. На фоне музыки:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить - страдать - прощать - молчать…

Я. Полонский

Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

Звучит «Романс» Г. Свиридова.

V. Домашнее задание: подумайте о том, какой идеал женской красоты существует в наше время, сравните его с идеалом 18 века. Постарайтесь описать каким-либо способом идеал настоящего время (рисунок, эссе и т.д. на выбор).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать