Эстетическое воспитание
p align="left">Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе -- в широком смысле -- целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле -- целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Коммунистическое отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Основой и объективными предпосылками достижения целей Т. в. в социалистическом обществе являются социалистические производственные отношения, соответствие конечных целей строительства коммунизма коренным интересам трудящихся, непрерывное повышение материального благосостояния и культурного уровня народа и др. Важнейшими путями и формами Т. в. являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; широкое развитие социалистического соревнования; использование в целях Т. в. средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным отношением к труду путём общественного и административного воздействия, критики, применения мер принуждения к нарушителям советских законов о труде. Партия добивается повышения эффективности идеологической деятельности путём комплексного подхода к воспитанию, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей -- силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности, так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) "физическое воспитание"; 2) "физическая подготовка"; 3) "физическое развитие"; 4) "физическое совершенство"; 5) "спорт".

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом "массовой культурой", направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в "массовой культуре".

В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, "... также и по законам красоты" .

Прекрасное в жизни -- и средство и результат Э. в. оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что "оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими". С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка -- одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

"Государство, -- записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), -- заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества". Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции -- писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры, охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества, дома художественной самодеятельности.

Э. в. в стране ведут многочисленные культурно-просветительные учреждения -- дворцы и дома культуры (среди них -- дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей -- важнейшая часть их культурно-просветительной работы.

Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.

Задачам Э. в. служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.

Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры.

Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Э. в. является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й -- 6-й классы), пения и музыки (1-й -- 7-й классы), во вне учебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы Э. в. детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик. В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

5. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя "эстетическое мышление", воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания в современных условиях.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Заключение

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

Итак, сегодня воспитание понимают как:

* передачу социального опыта и мировой культуры;

* воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

* организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

* воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

* создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения "человек--человек", постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве "добра-зла", "истины-лжи", "прекрасного- безобразного", "честности-беспринципности", "любви-ненависти", "дружбы-предательства", "прав и обязанностей" всегда оставаться человеком.

Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.

Литература

1. Маркс К. и Энгельс Ф., "О воспитании и образовании"; Гегель Г., Эстетика, т. 1--4, М., 1968--73;

2. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать