Групповое обучение

Групповое обучение

33

Введение

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе ученик-учитель, наличие творческих (часто домашние) заданий как обязательное. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Понятно что структура интерактивного урока будет отличатся от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.

Цель работы рассмотрение методов групповой работы учащихся на уроках.

Задачами работы является:

- рассмотрение психологических основ организации урока;

- рассмотрение методических основ урока;

- Рассмотрение различных видов групповым методов обучения.

1. Психологические основы организации урока

Организация учебного процесса это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимся, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учащихся каков бы ни был учитель, как бы он хорошо ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большего успеха он не добьется.

В лучшем случае его ученики бойко ответят на экзаменах затвёрженные знания, но творческого огня в их души он не внесёт.

Совершенно очевидно, что как бы ни был хорошо организован учебный процесс в полном соответствии со всеми принципами как бы он ни проводился, но если у данного ученика нет желания воспитываться, развиваться, совершенствоваться, нет потребности учиться, то и такой учебный процесс может оказаться не действительным, не эффективным в отношении данного школьника. Поэтому важнейшей задачей учителя является формирование у каждого (без исключения) ученика потребности в учении, самовоспитании и саморазвитии.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «В школах… происходит странное явление: многие учителя пытаются воспитывать невоспитываемых» (1, с. 121).

Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать, оттачивать у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть воспитываемым - это чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку в слове воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчивости и молчаливости.

Руководить учебной деятельностью учащихся-это не только планировать, готовить материал и проводить уроки, организовывать изучение учебной програмы, но и следить за тем, чтобы каждый ученик ощущал в классном коллективе личное эмоциональное благополучие, следить за формированием его потребностно-мотивационной сферы. В классе не должно быть отвергнутых детей и других эмоционально неблагополучных учащихся.

Школа, учитель всегда решали и решают не одну какую-либо задачу, а ряд взаимосвязанных, но зачастую весьма противоречивых задач. Школа имеет не одну цель, а несколько различных целей. Эти цели обычно выстраиваются в каком-то порядке, устанавливается иерархия этих целей, так что основная, главная цель подчиняет все остальные. При этом выбор главной цели должен определять средства ее достижения: методы и приемы работы школы и учителей. Все частные цели педагогического труда группируются вокруг двух основных, главных целей.

Первая цель состоит в том, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, умений и навыков, развили свои физические и трудовые умения, приобрели задатки трудовых и профессиональных навыков. Эта цель осуществляется в процессе обучения различным учебным предметам, трудового обучения и профессиональной подготовки.

Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.

Несомненно, правильно указывается, что «урок служит не только обучению, но и воспитанию учащихся. При этом надо иметь в виду бесспорное положение о том, что учебный процесс, а следовательно и каждый урок, воспитывает всеми своими компонентами - содержанием, методами, средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.»

Сегодня учитель должен осознать, что главной и основной целью его работы должно быть воспитание каждого своего ученика всесторонне развитой и социально зрелой личностью. Конечно, учитель-предметник имеет и свою частную, особую цель обучения учащихся учебному предмету, но эта цель может и должна осуществляться в процессе целенаправленного формирования личности учащихся. Только через воспитание, в процессе воспитания личности учащихся можно в настоящее время эффективно и по-настоящему осуществить цели и задачи обучения.

2. Методические основы урока

Общие требования к современному уроку вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирование национального самосознания; формировать у них прочные умения и навыки, способствующие их активному участию в общественном труде; воспитывать на уроке, формировать такие черты личности, как активность, умение преодолевать трудности и добиваться цели, честность, правдивость, трудолюбие, развивать учащихся умственно, будить познавательные интересы, творчество, инициативу, самостоятельность, учить применять знания и умения в практической деятельности; формировать учение, потребность в знаниях, понимание общественного и гражданского долга.

Урок - это логически законченный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы.

Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального содержания. Строя урок, необходимо определять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок - это звено учебного процесса, то на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трёх уровнях:

Ш на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

Ш на уровне применения действий по образцу;

Ш на уровне применения знаний в новой ситуации.

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоение в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержание, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

3. Изложение материала на уроке может быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстрации. В других случаях содержание знаний изучается путём постановки учителем проблемы и раскрытия им путей её доказательного решения.

Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотром диафильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения - объяснительно-иллюстративным или проблемным.

Одним из основных требований к уроку является научность. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения.

4. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса учебного предмета. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть чёткой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения.

5. На уроке должно иметь место закрепления знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях путём выполнения заданий на применение знаний, в изменённой ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без многократного повторения содержания и умений. Форма построения может быть различной в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащихся. Главный критерий качества урока - обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока (2, с. 16).

Требования к построению урока:

1. Соответствие урока программе.

2. Структура урока и целесообразность этапов, соответствие их по времени.

3. Идейность и научность.

4. Эстетичное воспитание, эмоциональные стороны урока.

5. Преподнесение нового материала.

6. Соблюдение принципа развивающего обучения.

7. Связь с жизнью.

8. Наглядность обучения.

9. Работа с книгой.

10. Зарождение новых понятий, радость познания.

11. Организация тренировочных упражнений.

12. Самостоятельность в работе учащихся.

13. Активность и инициатива учащихся.

14. Охват учащихся разнообразными формами работы.

15. Охват устной и речевой практикой.

16. Индивидуальный подход, внимание способным, работа со слабыми.

17. Организация проверки знаний учащихся.

18. Состояние глубины и прочности знаний учащихся.

19. Соответствие оценок и аннотации к ним.

20. Организация домашнего задания.

21. Темп хода урока.

22. Педагогический такт учителя.

23. Речь учителя, его субъективные достоинства.

24. Работа над произношением.

25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.

26. Развитие связной речи, практическая направленность.

27. Техника чтения.

28. Культура речи и письма.

29. Система письменных работ.

Этапы урока:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап проверки понимания учениками нового материала.

7. Этап закрепления нового материала.

8. Этап информации о домашнем задании.

Методические рекомендации для учителей:

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Приём

Это деталь метода, отдельные операции (практические и мыслительные) моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приёмов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные реальностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода.

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов.

а) источники знаний;

б) характер познавательной деятельности ученика;

в) руководящая роль учителя;

г) степень активности ученика;

д) возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

е) условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы.

а) догматический - приобретение знаний в готовом виде;

б) эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

в) исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу (2, с. 19).

Методы проблемного обучения:

· проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

· частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

· исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

· словесные, наглядные, практические;

· аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

· репродуктивные, проблемно-поисковые;

· методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивации:

· методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

· методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

· устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

· письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

· методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

· классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

· различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

· деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

Многообразие методов

Словесные методы:

· объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

· рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

· работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

· изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать