Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста
p align="left">Не менее важно воспитывать в ребенке такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность.

Еще у самых маленьких в возрасте двух-трех лет прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе, формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно ее складывать, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т. п.). С помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создавая потребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, салфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку в правой руке.

В этот же период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения -- умение играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх. У них воспитывают, элементарные проявления вежливости и организованного поведения -- учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. У малышей стараются «воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещений; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места» (Программа воспитания и обучения в детском саду. -- М.: Просвещение, 1985. --С. 36).

У детей от трех до четырех лет продолжают формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом; учат правильно пользоваться ложкой, салфеткой. С помощью взрослого дети усваивают, что во время умывания необходимо засучивать рукава, иначе замочишь одежду, пользоваться мылом, вытираться досуха, малышей приучают пользоваться носовым платком, замечать небрежность во внешнем виде и самим устранять ее, за помощью взрослого обращаться лишь в случае необходимости.

Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения: спокойно вести себя, не затевать возню, не мешать окружающим криком и шумом. С этой целью дошкольникам разъясняют, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки на участке и на улице, в общественных местах и дома.

Продолжается работа и по воспитанию вежливости, их приучают называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться. У детей формируют культуру взаимоотношений, воспитывают умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами. Стараются вызвать чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.

У детей от четырех до пятя лет значительно возрастают интеллектуальные и нравственные возможности - а в этой связи усложняются и требования к ним. У детей этого возраста уже имеются многие культурно-гигиенические привычки, которые продолжают наращиваться й совершенствоваться в связи с тем, что дети умеют обслужить себя -- одеваться, раздеваться, умываться. Основываясь на имеющихся привычках и детских возможностях, у ребят 4--5 лет Продолжают вырабатывать опрятность, аккуратность. Их учат не только замечать неряшливость во внешнем виде и устранять ее, но и беречь одежду, обувь, личные вещи. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле и чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за cтола.

В отношениях со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам. При том у них стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь.

Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности. Детей учат не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор Взрослых, не перебивать их, уметь оказывать услугу старшим. На новую ступень поднимаются требования к ребятам и в культуре общения со взрослыми и сверстниками -- они должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость, сдержанность.

К переходу в старшую группу у дошкольников должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены, умение быть опрятными и аккуратными, самостоятельно следить за чистотой тела, приводить в порядок прическу, костюм. Все это помогает ребенку чувствовать себя подтянутым, помнить о том, что отправляясь на прогулку или собираясь на занятие или за стол для приема пищи, необходимо проверить свой внешний вид. Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости -- приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого), называют заведующего, воспитателей, няню и всех сотрудников и знакомых по имени и отчеству. У детей закрепляют умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.

Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают: ребят приучают справедливо разрешать споры и разногласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно подводят их к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.

Детей учат самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Оставленные не на месте или в беспорядке вещи, игрушки расцениваются как явление чрезвычайное. Большое значение придается выработке бережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественному имуществу детского сада.

У детей формируют культуру деятельности на занятиях и вне их. Их учат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитывают умение делиться игрушками и материалами, по необходимости ждать и уступать, уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребенок должен уметь подготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка в группе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать ее ход. Детей учат завершать деятельность.

Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи -- способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Детям прививают навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Немалое значение придается культуре общения детей как - способу выражения нравственных чувств -- коллективности, товарищества.

Выше приведенная программа воспитания у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случае поведение ребенка становится выражением его воспитанности. [8, стр. 9]

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенности дошкольников, выявили показатели воспитанности детей и раскрыли суть воспитательного процесса в детском саду. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственности.

1.3 Характеристика методов диагностики дошкольников

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение

Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика - это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

· Наблюдают отношения - не действия;

· Наблюдают в ситуации свободного проявления - без давления со стороны;

· Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

· Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

· Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Беседа

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.[12;77]

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

· Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

· На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

· Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

· Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Анкетирование

Анкетирование - опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Глава 2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника

2.1 Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста

Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем -- путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать