Дистанционное обучение по курсу "История"

Дистанционное обучение по курсу "История"

РЕФЕРАТ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»

Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. В этом легко убедиться, посетив одни из компьютерных салонов или просмотрев одно из изданий периодической печати, популяризирующее, наряду с аппаратными средствами и сетью "Internet", мультимедиа продукцию. Так, беглый анализ публикаций в журналах "Домашний компьютер" и "Мир ПК", а также прайс-листов крупных фирм-распространителей компьютерных программ, проведенный нами, показал, что число образовательных программ составляет примерно 70% от общего количества мультимедиа продуктов, выставляемых на потребительский рынок отечественными фирмами-издателями. Сегодня интерес к образовательным программам продолжает расти, их становится все больше и больше, повышаются требования к их качеству, они тестируются экспертами разного уровня: от детской тестовой лаборатории журнала "Мир ПК" до Института информатизации образования РАО.

Решение этих проблем приводит к одному выводу: необходимо развивать познавательную деятельность учащихся. Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.

Компьютер, а точнее презентации урока смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных затрат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами.

Для успешного достижения цели необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала.

Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету (в этих классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории. Как показали результаты психологических исследований, проведенные в классах, где используется данная технология - история как необходимый предмет занимает 3 место после русского языка и математики.

Ученые уже давно пришли к выводу, что гипертекст отвечает глубинным потребностям современного человека. Современное мышление, по их мнению, становится все более нелинейным, и это должно найти свое отражение в формах представления информации, предсказывают, что в предстоящую эпоху нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, лишив монополии линейный текст, книгу.

Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае - изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной

деятельности. Познавательные возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, по этому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности. Учителю очень важно смотивировать ученика к познавательной деятельности. Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества. Для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению. Существует огромное множество способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения, используемые учителем в процессе обучения. Многие исследователи, работающие в области компьютерной дидактики, не делают большого различия между видами учебных материалов, напротив, подчеркивают их сходство на том основании, что как и учебник, компьютерный курс является отображением, схемой, моделью учебного процесса, целей обучения, особенностей изучаемого предмета, психологии усвоения-обучения, стратегий учебных действий обучаемого и обучающих действий преподавателя. Отличительной чертой последнего считают в основном наличие обратной связи.

Спорить с этим совершенно правильным утверждением невозможно -чем точнее дидактический материал (компьютерный или некомпьютерный) отображает учебный процесс, его особенности, тем выше степень его релевантности. Кроме того, с развитием технологии мультимедиа большое распространение получила электронная книга, представляющая материал учебного или познавательного характера в привычном для массового потребителя виде, но на электронной носителе.

Можно согласиться и с мнением, что отличительным свойством компьютерного учебника от традиционного является интерактивность первого, наличие обратной связи, но при этом не надо забывать, что эта особенность ставит автора материалов в новые для него условия. Возможность обеспечения обратной связи - признаваемое всеми преимущество компьютера перед другими средствами обучения, оно позволяет контролировать самостоятельную работу учащихся, предоставлять ему оперативную помощь при выполнении заданий, как минимум, а как максимум, менять в результате анализа учебных действий запланированный изначально ход обучения. Но в то же время эта возможность создает для разработчика множество проблем. Нерешенные, они превращаются в проблему для учащихся.

Реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и

использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности.

Все вышеперечисленное способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения.

В настоящее время одним из возможных направлений применения компьютеров является использование их в качестве автоматизированных средств для повышения эффективности лекций, а также консультативных пунктов для самостоятельной работы учащихся.

По нашему мнению, дистанционный курс расширяет возможности оптимизации и повышает эффективность учебной деятельности и самостоятельной работы студентов, а с другой - требуют совершенно другого стиля и методики работы со стороны преподавателей. Данный вывод основан на общетеоретических положениях. Компьютерные программы привносят ряд важных положительных воздействий на мышление и память обучаемых, расширяя как их кругозор, так и развивая умения и навыки самостоятельной работы с информацией, придавая приобретаемым знаниям эмоционально-образную насыщенность.

Дистанционное обучение может выполнять полиаспектные функции образовательного и воспитательного рода.

В качестве основных можно выделить следующие:

- привлечения внимания и удержания внимания школьников во время лекций, семинарских занятий;

- актуализации интереса и мотивации изучения учебного предмета учащимися;

- развития образной и ассоциативной памяти и мышления у учащихся;

- формирования умений самостоятельной работы по поиску значимой для обучения и исследования информации;

- развития культуры работы и одновременно оформления своей работы (учебник - образец);

- подготовки учащихся к изучению новой учебной дисциплины. Следует отметить, что мультимедийные учебники способны передавать

учащемуся учебную и управляющую информацию, а также анализировать информацию, поступающую от обучаемого.

Они позволяют реализовать в условиях современного состояния образования, индивидуальный подход к обучаемым с учетом уровня их подготовки, особенностей мышления и памяти.

На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое ученику доступна любая историческая информация , от многочисленных детских справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети "Интернет". Именно поэтому заинтересовать учащихсяпрежними средствами и приемами удается далеко не всегда.

В этой связи многие методисты и учителя истории предлагают вынести на первый план задачу "оживления" исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям. Учитель творческий, мыслящий просто обязан показать исторический процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических, взлетов и падений человечества на протяжении развития и совершенствования. Хорошо продуманная и организованная работа, направленная на решение этого вопроса позволит не только мотивировать познавательную деятельность школьников, но и позволит воспринимать историю как нечто живое.

Одним из методов "оживления" истории выступают познавательно -развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а как правило самостоятельно

приходят к необходимым выводам, пишут историю. Практика показывает, что "средний" ученик, услышав, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, настораживается. А ! после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, а как следствие снизиться познавательная активность ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением встречали и радовались как долгожданной новой игрушке с одной стороны, и с другой не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика.

При этом следует помнить, что данный вид деятельности будет стимулировать познавательную деятельность учащихся только в том случае, если:

1. формулировка вопроса будет достаточно лаконична и ясна;

2. в тексте вопроса будет присутствовать "ниточка" к ответу (ключевое слово, дополнительная конкретизация, ссылка на известное и т.п.), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;

3. поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;

4. ответ на вопрос (результат деятельности) должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимися, но и создать чувство взаимного удовлетворения ходом учебного процесса и желание дальнейшего совместного творчества.

В ходе организации работы с дистанционным обучением истории учащиеся должны:

* Основываясь на текстах, видеофрагментах и иллюстрациях пособия, уметь доказывать.

* Проиллюстрировать умения и навыки работы с картами:

* Показать умения работы с контурными картами.

* Используя таблицы пособия, учащиеся должны уметь проводить

сравнительный анализ.

* Основываясь на видеофрагментах, иллюстрациях пособия,

учащиеся должны уметь анализировать.

* Составлять рассказы по иллюстрациям, видеофрагментам

пособия.

* Отвечать на вопросы о событиях, при затруднении уметь найти

ответы в пособии.

* Делать выводы о событиях. Самостоятельно находить материал.

* Уметь сформулировать признаки понятия.

Повышение интереса происходит за счет привлекательности мультимедийного учебного пособия: большое количество картинок, видеофрагментов, звукового сопровождения. Учебный материал в пособии более живой, происходит не только информационное, но и эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Например, учащихся заинтересовали мало известные видеофрагменты Великой Отечественной войны. Учащиеся, при рассмотрении в учебном мультимедийном пособии фотографий и иллюстраций о видах оружия, техники, которые использовались во время Великой Отечественной войны, заинтересовались этим. Они самостоятельно провели поиск по этой тематике в различных источниках информации. Особый интерес учащиеся проявили при изучении раздела "Награды", где были приведены фотографии и описание всех наград, которыми награждали в период Великой Отечественной войны. Учащиеся с интересом изучали, кто был награжден какими наградами во время Великой Отечественной войны.

Мультимедиа среда по своей природе интерактивна, и учащийся не остается пассивным, а активно участвует в процессе работы с мультимедиа продуктом, учащийся уже не может просто "отсидеться". Повышается мотивация учения за счет новизны деятельности учащихся на уроке, за счет индивидуального обучения, за счет повышения интереса к предмету.

Развитие творческих способностей учащихся происходит на факультативных занятиях, где учащимся дается задание самим дополнить пособие. Например, написать рефераты, затем лучший из рефератов включается в мультимедийное пособие или размещается на сайте училища. Учащиеся сами ищут информацию. Педагог направляет, организует деятельность учащихся, поддерживает постоянное стремление к индивидуальному обучению. Происходит сотрудничество педагога и учащегося, они становятся в процессе сотрудничества партнерами.

Одна из главных трудностей, с которой постоянно сталкивается автор интерактивных упражнений, состоит в необходимости предельно точно, адекватно ситуации на экране (которую необходимо представить себе с точностью до малейших деталей) сформулировать текст задания-инструкции и сформировать базу данных учебных единиц строго в соответствии с ним.

В подобных продуктах формально могут присутствовать все необходимые компоненты: и учебный материал, и мультимедийные иллюстрации, и набор тестов... Но если все эти компоненты не связаны воедино методикой, реализующей тот или иной алгоритм обучения, то главной цели - максимального усвоения пройденного материала и достоверного контроля знаний - достичь невозможно. Разработчики подобных методически незамкнутых продуктов, на наш взгляд, дискредитируют идею мультимедийного обучения. Их пользователи на основании личного опыта нередко высказывают принципиальные сомнения в эффективности использования компьютерных технологий в образовании и даже огульно называют все мультимедийные продукты "картонными дурилками".

Таким образом, дистанционное обучение должно работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в яркую, увлекательную мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.

В современных условиях быстрого устаревания знаний важно научить учащихся самостоятельно добывать знания для освоения современных производственных технологий. Поэтому пособие рассчитано на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся.

Только учебников и учителей для формирования самостоятельного мышления недостаточно, необходим широкий спектр информации, включающий текст, графику, звук, видео, анимацию. Все это богатство информации невозможно представить на бумаге. И с этой точки зрения роль мультимедийного пособия очевидна.

Информация - это одно из богатств, которое есть у человечества. Древнему человеку, жившему в гармонии с природой, требовался только минимум информации, чтобы прожить в сложном мире, который его окружал. Ему необходимы были сведения где можно найти пищу, где располагается вода и т.д.

Со временем он стал замечать интересные явления, которые вначале он просто не мог объяснить. Но по мере его развития, непонятного становилось все меньше и меньше, но зато все больше и больше становилось информации. Эти знания накапливались в книгах, видео-, аудиозаписях и т.д.

Разыскивая нужную информацию, человек вынужден был просматривать колоссальное количество источников информации.

Появился компьютер. Он помог человеку находить информацию, сделать ее хранение более компактным, но оставалась проблема недоступности львиной доли информации. Эту проблему помог снять Интернет, позволяющий в короткое время получить необходимую информацию из любой точки мира. Интернет также дал возможность общения, общения с любой точкой нашей планеты.

Неотъемлемой частью дистанционного обучения является организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

Во всех случаях, когда сетевой преподаватель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную активность учеников в их применении.

Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне ребенок идентифицирует объекты и явления, узнает их, сравнивая с известным образцом. Это подготовительный этап к осуществлению учащимися самостоятельной деятельности. Мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учителем, так как ребенок еще не может поставить цель своей деятельности и определить ее мотивацию. Учитель сообщает ученикам, для чего они выполняют данную работу, что они узнают после ее завершения, чему научатся и т.д. В содержание самостоятельной деятельности на данном уровне входят задания на повторение действий по образцу. Результатом действий учащегося выступает верно выполненное задание, а также умение выполнять учебные действия, показанные учителем. Рефлексивный компонент дает возможность учителю судить о том, насколько учащиеся готовы к осуществлению самостоятельной деятельности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать