Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом
астоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

Сейчас ведётся много споров, какой быть в школе в двадцать первом веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. И как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу.

Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

Зачастую родители, приводящие в детский сад своих детей, уверены, что «готовность к школе», это умение ребенка писать, читать и считать, совершенно забывая при этом об объективных возрастных закономерностях развития дошкольника.

Ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, видеть прекрасное, разработать у него мелкую моторику. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к этапу предшкольного образования.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с момента подготовки ребенка к обучению в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Приобщение к информационной культуре - приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Нельзя забывать и о том, что мега развитие информационных компьютерных технологий в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Как известно, доминирующим у старших дошкольников является наглядно-образное мышление, в этом же возрасте закладывается и требует направленного развития словесно-логическое мышление.

Развитие ребенка с помощью компьютера связано не только с типами мотивации детей за компьютером:

интерес к новому, загадочному предмету - компьютеру;

исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

мотив успешного решения познавательных задач, но и особенностью и специфической сложностью компьютеризованных предметных уроков в дошкольной подготовке.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

Активное познание детьми окружающего мира.

Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Ни для кого не секрет, что у ребенка в процессе работы за компьютером помимо огромного интереса к нему, формируются настойчивость, терпение, устойчивое внимание, что так не свойственно возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные занятия-игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей, так характерных в этом возрасте и способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (право- и левополушарного), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мышления ребенка, его физических качеств.

Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. Поэтому электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Дело в том, что применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого интуитивного, понятного интерфейса и доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку учителей начальных классов, школьного психолога, учителя информатики. Применяемые программные продукты направлены на:

· координацию движения;

· счет геометрических фигур, разно величинных объектов, динамических фигур;

· развитие панорамного внимания;

· создание объемных изображений;

· развитие координации движения, глазомера, навыки владения мышкой;

· развитие реакции;

· развитие памяти (в том числе числовой и музыкальной);

· развитие мыслительных процессов;

· развитие математических навыков в игровой форме;

· развитие логического мышления;

· развитие внимания и воображение;

· создание и выполнение творческих заданий;

· знакомство с «живой» азбукой;

· развитие информационной культуры;

· развитие информационной грамотности.

Занимательность, включение в содержание дидактической игры, а также раскраски, удобство управления, возможность фрагментарного использования и, в тоже время, наличие определенных уровней трудности в освоении программы, все это гарантирует высокий образовательный эффект от включения пособия в педагогический процесс.

Принципиально значимой для сферы обучения старших дошкольников является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Одной из особенностей является гармоничное сочетание программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы.

Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, т.к. способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

1.2.1 Понятие информационно-коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль в образовательном процессе

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

1.2.2 Требования при использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт -- усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не корригированные очками.

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 мІ на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55 --65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана -- не более 200 лк.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка -- протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы

2.1 Анализ имеющихся ИКТ для знакомства дошкольников с цветом

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1.принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3 интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, занятия, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

источник учебной информации;

наглядное пособие;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

средство подготовки текстов, их хранение;

графический редактор;

средство подготовки выступлений;

вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

2.2. Преимущества использования ИКТ

В процессе проведения исследования по данной проблеме были выявлены преимущества использования ИКТ:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

2.3 Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения:

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В процессе проведенной исследовательской работы, с учетом преимуществ и недостатков, был разработан конспект занятия с использованием ИКТ:

Цели занятия:

1. Развитие цветовосприятия детей (поиск, обнаружение, идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающем мире, фиксация по насыщенности).

2. Развитие зрительной памяти и зрительного внимания детей.

3. Тренировка, умение распознавать свое эмоциональное состояние.

Оборудование сенсорной комнаты:

§ Проектор;

§ Презентация с картинками (1 слайд -- рыбки, 2 слайд - 7 цветов настроения);

§ Ковер «Млечный путь»

Кроме того, на занятии потребуются цветные карточки, карты-пиктограммы, изображающие разные эмоции.

Содержание занятия:

1. Приветствие. Знакомство с правилами работы.

2. Коррекционные упражнения.

3. Эмоциональный настрой на занятия.

4. Заключительный этап. Ритуал прощания.

1. Подготовка к эффективному восприятию.

Педагог. Дети, посмотрите в окно. Какая сегодня погода?

Варианты ответов детей: теплая, жаркая, как летом, солнечная и т.д.

Педагог. Как вы думаете, а внутри человека может быть погода?

Варианты ответов детей: «У меня внутри радостно, как будто солнышко светит, потому, что на физкультуре заняли первое место»; Мне грустно, словно дождик льет, потому что моя кошка заболела, и я переживаю» и т.д.

Педагог. Погода внутри вас - это и есть ваше настроение. Ваше настроение можно определить цветовой гаммой. Перед вами волшебный экран. Там плавают разноцветные рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется.

2. Игры и упражнения

Упражнение 1. Выбрать цвета, которые символизируют хорошее радостное настроение, и наоборот - грустное, печальное; показать соответствующие пиктограммы (на мониторе расположены различные цвета, при выборе цвета, и нажатия клавишей мыши, появляется картинка).

Упражнение 2. Дидактическая игра «Кто скорее посчитает всех рыбок» (на экран проецируется анимационная картинка с движущимися рыбками, нужно сосчитать рыбок в движении).

Упражнение 3. Разложить цвет воды (от самого светлого к самому темному; от самого темного к самому светлому). Детям предлагаются карточки - заместители цвета.

В ходе занятия используются глазодвигательное упражнение, описанное выше, а также упражнения, способствующие расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них.

3. Заключительная часть занятия

Педагог. Дети, перед вами ковер «Млечный путь». Пусть каждый из вас найдет на нем свою звездочку и скажет, какого она цвета, сколько звездочек справа и слева, а затем подойдет к своей звездочке и потрогает ее, расскажет о ней. Дети показывают свои звезды и рассказывают друг другу о них. Далее следует ритуал прощания.

Заключение

Исходя из данного исследования, стоит отметить, что информационные технологии в системе образования постепенно занимают приоритетные позиции. Признавая, что компьютер -- ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Применение ИКТ на занятиях позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности.

В теоретическом плане достигнуты цели: выявлены дидактические возможности ИКТ в ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом, разработан конспект занятия по знакомству детей с цветом с использованием ИКТ. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования была подтверждена. В дальнейшем исследовании будет проведена диагностика и применен данный конспект, позволяющий более эффективно знакомить дошкольников с цветом.

Данное исследование может заинтересовать не только студентов, но и педагогов-практикантов, так как исследование по данной теме связано с социальным заказом современного общества.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-624с.

Ахмадулина Е.Б. Ознакомление дошкольников с миром цвета.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1998 - 240 с., ил.

Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002. - 256с.

Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск: Вышэйская школа, 1984 г.

Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг, - СПб.: Речь, 2003. 152 с.

mou_soch_87@mail.ru Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 87 (МОУ СОШ № 87), г. Ростов-на-Дону

http://doshvozrast.ru/metodich/seminar01_1.htm Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать