Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

7

7

Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………...….

3

Глава.1. Основы дидактических систем……………………..

5

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики..

5

1.2. Педагогика игры …………………………………..…….

9

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры ……………

12

2.1. Формы и методы дидактической игры ………………..

12

2.2. Дидактические игры …………………………………….

15

Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ……………….

25

Заключение ……………………………………………………

30

Список литературы …………………………………………...

32

Введение.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формиру-ются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Актуальность и социальная значимость темы. Особое внимание к проблеме развивающего обучения школьников вызвано тем огромным значением, которое обучение имеет для развития ребенка. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592--1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Ко-менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер-ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики -- дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» -- поучающий и «didasko» -- изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571--1635) для обо-значения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти-ки, или искусство обучения Ратихия»).

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объектом настоящей работы является развивающее обучение школьников.

Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

обучение детей с помощью игры;

способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;

- выявление дидак-тического конструкта процесса обучения, т.е. его

познавательной (гносеологической) сущности;

- конструирование модели обучения в соответствии с ее

структурными характеристиками;

познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.

Глава.1. Основы дидактических систем.

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.

В современном, полном контрастов и противоречий мире про-исходят значительные изменения и преобразования, которые от-ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви-тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при-родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде-ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело-веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил-лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы-шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза-но с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре-конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль-но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство-вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен-но благодаря образованию и целенаправленному обучению про-исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен-ностных ориентации. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле-дующей принципы, ценности, закономерности функционирова-ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв-лений объективной педагогической реальности, где обучение вы-ступает в качестве образовательного средства. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.5

Для разработки собственно дидактической методологии наи-большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото-рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип-лин (философских, социальных, культурологических, естествен-но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен-тального исследования. В данном контексте исходным положени-ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель-ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь-ного содержания в области проявления социальных законов. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С12

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя-тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита-ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика -- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди-дактика».

Дидактика -- это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998.

.

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью-терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед-ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит-ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче-ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Дидактика -- это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики -- зако-номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776--1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги-ки, а ее предмет -- воспитывающее обучение -- трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита-ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возраст-ной, социальной психологией, психологией личности, рассматриваю-щими основные подходы к развитию личности в процессе обуче-ния, а также особенности созревания психических функций и за-кономерности освоения образовательного содержания.

Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по «законам красоты», на основе специфически эстетического освоения мира.

При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин осо-бое место занимают данные кибернетики как науки об управле-нии сложными динамическими системами по восприятию, хра-нению и переработке информации с целью моделирования и ис-следования психолого-педагогических процессов. Оптимизация процесса управления обучением связана также с возникновением теории программированного обучения и его компьютеризацией.

Кроме этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк-ретные технологии их практической реализации. Предметные ме-тодики, в свою очередь, занимают промежуточное положение между самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, так как изучают особенности и закономерности преподавания конкрет-ных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а также их специфику на различных образователь-ных ступенях (методика начального обучения, дидактика высшей школы и т.д.).

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципи-альные положения:

вариативность, т.е. теоретическое признание объективного мно-гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб-щенные и универсальные знания, формирование общей культу-ры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо-бенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию обра-зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше-ния в условиях множественности образования мира;

целостность и интеграция как содержательного, так техноло-гического компонентов образовательного процесса, ориентирую-щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, на-личие междисциплинарных связей и зависимостей. Герасков М. Основи на дидактиката.-София,1934

1.2. Педагогика игры.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы -- игра. По-этому при разработке проблем общественного дошкольного воспи-тания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.

Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспи-тательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игро-вой деятельности, удается в большей или меньшей мере исполь-зовать их для педагогических целей.

Детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняются их содержанию. Возникает методика «стимуляции» игр, т. е. влияния на их направление путем организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому или иному организующему моменту.

Часто требовались большие усилия педагогов, чтобы удержать интересы детей в теме игры, которая определялась организующим моментом. Естественно, интересы детей выходили за пределы этой тематики. «Современность» того или иного организующего момен-та оказывалась далеко не «современной» для быстро текущих и изменяющихся игровых интересов детей. Ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает здесь неправильное выра-жение. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.-

М.:просвещение,1988.-С.344

Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организа-ции жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их инте-ресы, запросы, общение и т. д. будут организовываться и удовлетво-ряться играми и в формах игры.

В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно раз-витое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети обща-ются друг с другом, какие совершают поступки, какие активизи-руются формы поведения, интересы и т. д. Это общественное нача-ло педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно, с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невоз-можно. Следовательно, в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуж-дали детей к положительным факторам поведения и отношения.

Игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях, т. е. по отношению к организации жизни детей в детском саду и их деятельности, возникнут и на-стоятельно потребуют осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной жизнью детского коллектива, такие, как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности и т. д.

Дело в том, что многие из этих задач в педагогике детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не опираясь на ход детской жизни. Например, хорошо известен факт, что воспи-тателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые воз-никают между детьми в их играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка -- полное проявление его личности. Столкно-вения и противоречия здесь естественны. Неестественно другое -- то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное и воспитатели не считаются с тем, что в этих фактах отражены существенные черты детской жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, необхо-димо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержа-тельна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований -- быть правдивым, делиться с дру-гими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их - активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способ-ности и интересы.

Игры с правилами (подвижные и дидактические) также фор-мируют у детей навыки общественного поведения -- общие дей-ствия и цели, качества личности -- смелость, правдивость и т. д.

В играх, которые придумывают сами дети, -- ролевых, строи-тельных, музыкальных, подвижных и других -- тоже есть эти обще-ственные качества.

Развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания... Усова А. /7. Роль игры в воспитании детей. -- М., 1976. -- С. 9--18.

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры.

2.1. Формы и методы дидактической игры.

В современной дидактике существуют различные подходы и ва-рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси-фикаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

Различают общую и частную дидактики.

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це-лей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, со-держание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:

* Для чего учить? (цели образования, обучения).

* Кого учить? (субъекты обучения).

* Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обуче-ния).

* Чему учить? (содержание образования, обучения). *- Как учить? (методы обучения).

* Как организовать обучение? (формы организации обучения).

* Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).

* Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, ха-рактеризующие результаты обучения).

* Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).

Частные дидактики в большей степени ориентированы на прак-тику обучения, имеют собственный понятийно-терминологиче-ский аппарат, используют определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2003.-С.129-132

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать