Дидактическая игра, как метод пропедевтики акустической дисграфии у дошкольников
p align="left">Цель: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Задачи констатирующего этапа:

· подобрать диагностические средства для выявления уровня развития фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания;

· выявить уровень развития фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;

· определить пути преодоления выявленной проблемы.

Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был разработан контрольный материал. Он составлен в соответствии с требованиями программы.

Задания для опроса №1 распределены следующим образом:

1- на выявление уровня фонематического восприятия;

2- определение умения выделять отдельные звуки;

3- на выявление умения определять порядок звуков в слове;

4- умения различать звуки по их качественным характеристикам;

5- умения соотносить звуки и буквы.

Выполнение каждого задания оценивается следующим образом:

высокий уровень (2 балла): ставится, если ребёнок: выполняет задание самостоятельно и без ошибок;

средний уровень (1 балл): выполняет задание самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки;

низкий уровень (0 баллов): допускает более двух ошибок при выполнении задания. Выполняет задание с помощью взрослого (воспитателя).

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей, принимающих участие в исследовании

В исследовании принимали участие дети старшей логопедической группы, то есть дети 2004 - 2005 г.г. рождения (5 - 6 лет).

Для проведения исследования была отобрана следующая группа детей:

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

Речевое развитие

1.

Полина А.

03.07.2005

ОНР. Стёртая дизартрия

2.

Илья Б.

22.12.2005

ОНР III уровня. Моторная алалия.

3.

Мария Б.

18.11.2005

ОНР IV уровня. Стёртая дизартрия

4.

Елизавета Г.

07.10.2005

ОНР III уровня. Стёртая дизартрия

5.

Дмитрий Г.

01.12.2004

ОНР IV уровня. Стёртая дизартрия

6.

Владимир Г.

05.03.2005

ОНР III уровня. Стёртая дизартрия

7.

Полина Г.

01.12.2004

ЗРР. Стёртая дизартрия

8.

Дмитрий Д.

06.07.2005

ОНР III уровня. Стёртая дизартрия

9.

Вячеслав Д.

23.08.2005

ЗРР. Стёртая дизартрия

10.

Дарья Е.

06.04.2005

ОНР. Стёртая дизартрия

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей группы.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков: изолированное произношение звуков приближается к нормальному, но у многих наблюдается смешение звуков, близких по артикуляционному и акустическим признакам.

Недостаточно полноценно дети владеют системой морфем, а, следовательно, плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования.

Словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.

2.2 Констатирующий этап исследования

В качестве основного метода диагностики был выбран опрос, так как этот вид деятельности наиболее полно раскрывает знания, умения, способности каждого ребёнка.

Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был подобран контрольный материал.

При отборе заданий были использованы следующие методики:

- «Обследование звуковой стороны речи» [Чиркина Г.В.];

- «Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью» [Е.Н. Российская].

Задание №1

Цель: выявить уровень фонематического восприятия.

· Ребёнку предлагается повторить сочетания из 2-3-4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам:

ба - па - ба

да - та - да

са - ша - са

· Одинаковы ли слова:

Крыша - крыса

День - тень

Булка - белка

Задание №2

Цель: выявить умение определять наличие звука в слове.

Слова подобраны так, что заданный звук (гласный/согласный) находится в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), наряду со словами, включающими данный звук, есть слова без этого звука и со смешиваемыми звуками.

· Назови первый звук в словах:

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров

· Назови последний звук в словах (А, О, И, У, Ы):

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду

· Назвать первый и последний звуки в словах:

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики

Задание №3

Цель: на выявление умения определять порядок звуков в слове;

Назови все звуки по порядку:

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

Задание №4

Цель: умения различать звуки по их качественным характеристикам;

· Соедини картинку с буквой (приложение 1а);

· Подбери к слову схему - соедини стрелочками (приложение 1б).

Задание №5

Цель: умения соотносить звуки и буквы.

Выдели согласный в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой (приложение 2). Результаты констатирующего этапа исследования: Полученные в ходе опроса результаты мы занесли в таблицу.

Таблица 1. Показатели развития звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы на констатирующем этапе исследования

ФИ

Задание

Баллы

1

2

3

4

5

Полина А.

1

1

0

0

1

3

Илья Б.

1

0

1

1

1

4

Мария Б.

1

0

1

0

1

3

Елизавета Г.

1

1

1

1

1

5

Дмитрий Г.

1

1

1

1

1

5

Владимир Г.

1

0

1

1

1

4

Полина Г.

1

1

0

1

1

4

Дмитрий Д.

0

1

0

1

1

3

Вячеслав Д.

1

0

0

1

1

3

Дарья Е.

1

1

1

0

1

4

Определено общее число баллов, которое может набрать ребёнок за все задания. Они были соотнесены с уровневыми показателями:

«высокий уровень» 10-8 баллов;

«средний уровень» 7-4 баллов;

«низкий уровень» 3-1 балла

Из таблицы, мы видим, что в данной группе в данной группе нет детей, набравших от 10 до 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 6 человек из 10 (60%) показали средний уровень, то есть набрали баллы от 4 до 7; 4 человека (40%) набрали от 3 до 1 балла, что соответствует низкому уровню.

Затруднения у детей наблюдались при выполнении каждого задания, особенно при повторении близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л,..), различении звуков по их качественным характеристикам.

Одному из детей задание на воспроизведение серии из трёх слогов вызвало выраженные трудности, он не мог переключиться с одного звука на другой.

Вывод: большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. При проведении опроса были выявлены такие проблемы как:

- неумение определить место согласного в слове;

- затруднения в назывании звуков слова по порядку;

- ошибки при качественных характеристиках звуков, соотнесении звука и буквы.

2.3 Формирующий этап исследования

Задачи этапа:

· подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия у детей 5-6 лет с ОНР;

· апробирование подобранных дидактических игр на занятиях по речевому развитию, грамоте и в повседневной деятельности;

· составление комплекса наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых для пропедевтики акустической дисграфии у старших дошкольников с ОНР.

Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного и слухового восприятия; зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

Игра «Покажи букву» (дифференциация а-я)

- Поднимите букву А или Я на прослушанные слоги и слова:

Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ,..

Ряд слов: БАК, ПАР, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, ЛАПА, УПАЛ, ВРАЧ, КАША, ЛАК,

Игра «Скажи наоборот»

- Я назову слоги с гласным А, а вы с буквой Я.

Ма - мя, на - …

Ар - …

Игра «Построй домик»

Построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например:

[л] - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

2. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

Игра «Зашифрованное слово»

Задание заключалось в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетради (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными полосками, каждая из которых соответствует какоё-то букве и стоит в необходимом порядке).

Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).

3. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.

Игра «Парашютисты»

С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам приземлиться на нужную полянку: если в названии картинки есть буква Я - на полянку с буквой Я, если есть буква А - на полянку с буквой А, а, если есть буквы А-Я - на полянку с буквами А-Я.

Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

- Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А)

Игра «Солнышко», «Цветочек»

Предлагалось ребёнку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, воспитатель просит определить позицию звука в названиях выбранных картинок.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи, лепестки) и буква на круге (солнце, сердцевина цветка).

Этапы работы

• Первый этап: уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

• Второй этап: проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомились с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учились выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приемы:

*складывание букв из составляющих их элементов (игра «Собери (составь) букву»);

*«переделка» одной буквы в другую (игра «Переделай букву»);

*вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

*письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

*вырезание букв из бумаги или картона;

*обводка контуров букв;

*узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.) - игра «Зеркало»;

*узнавание букв, наложенных друг на друга;

*узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

*письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Было дано достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

2.4 Контрольный этап исследования

Задачи контрольного этапа:

· оценить уровень изменений в развитии звуковой стороны речи;

· сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения.

Задания для контрольного опроса распределены аналогично опросу №1:

1- на выявление уровня фонематического восприятия;

2- определение умения выделять отдельные звуки;

3- на выявление умения определять порядок звуков в слове;

4- умения различать звуки по их качественным характеристикам;

5- умения соотносить звуки и буквы.

Результаты повторного обследования:

Повторное диагностирование уровня развития глагольных форм показало следующее:

Таблица 1. Показатели развития звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы на контрольном этапе исследования

ФИ

Задание

Баллы

1

2

3

4

5

Полина А.

2

1

1

2

2

8

Илья Б.

2

2

1

2

2

9

Мария Б.

2

1

2

1

1

7

Елизавета Г.

2

2

2

2

2

10

Дмитрий Г.

2

2

2

1

2

9

Владимир Г.

2

1

2

1

1

7

Полина Г.

1

2

1

1

2

7

Дмитрий Д.

2

2

1

2

1

8

Вячеслав Д.

2

1

2

2

2

9

Дарья Е.

2

2

1

1

2

8

Из таблицы, видно, что в данной группе семь человек, набрали от 8 до 10 баллов, что соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 3 человека из 10 (30%) показали средний уровень усвоения учебного материала, то есть набрали баллы от 4 до 7; детей, показавших низкий уровень усвоения материала нет.

Вывод: при проведении повторного обследования отмечено, что у детей старшей группы значительно возросло умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звуки и буквы. При выполнении заданий значительно сократилось количество затруднений, вызванных недостаточным уровнем развития фонематического слуха, звукового восприятия, зрительного внимания.

Даже, если уровень развития ребёнка по показателям остался прежним, то наблюдая за тем, как ребенок выполняет задания можно заметить, что:

- выполнение заданий стало занимать меньший промежуток времени;

- допускается меньшее количество ошибок и недочётов.

Заключение

Использование дидактических игр, способствующих развитию фонематического слуха, слухового внимания и звукового восприятия на занятиях и в процессе повседневной жизнедеятельности способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал, значительно развивает звуковую сторону речи, способствует развитию речевых навыков.

В результате исследования, выявлено существенное значение систематической работы по развитию умения дифференцировать звуки, а использование при этом наглядных средств, дидактических игр, игр с мячом и других методов и приемов, позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

Дети:

- активнее работают;

- внимательнее слушают объяснения;

- увереннее делают самостоятельные выводы;

- быстрее находят верный способ использования в речи того или иного звука, слога, слова, сочетания слов и прочно их запоминают.

При обучении детей старшего дошкольного возраста необходимо опираться на имеющийся жизненный опыт (а также учитывать индивидуальные т возрастные особенности детей), уточнять, активизировать и обогащать их словарный запас.

Результаты исследования доказали эффективность предложенной системы методических приёмов и подтвердили выдвинутую гипотезу.

Итак, мы рассмотрели дидактические игры как метод пропедевтики акустической дисграфии, подтвердили важность их использования в повседневной жизнедеятельности с детьми с общим недоразвитием речи.

Предложенная система мероприятий может быть использована и в работе с детьми с нормой речевого развития.

Профилактика заключается в предупреждении отражения дефектов устной речи на письме, то есть в предупреждении появления дисграфии. Особую опасность в этом отношении представляют собой полные замены одних звуков речи другими.

Содержание профилактики сводится, во-первых, к воспитанию у ребёнка слуховой дифференциации звуков и, во-вторых, к воспитанию правильной артикуляции заменяемого в речи звука. Здесь обязательно и тщательное проведение третьего этапа коррекции звукопроизношения -- этапа дифференциации смешиваемых звуков.

Кроме того, после устранения звуковых замен в устной речи необходима ещё и работа по фонематическому анализу слов, включающих в свой состав смешиваемые ребёнком звуки. В дошкольном возрасте используются только самые элементарные формы этого анализа.

Рекомендации воспитателям:

-следить за тем, чтобы игры, направленные на развитие звуковой стороны речи регулярно отображались в календарно- тематических планах, проводились в рамках учебно-познавательной и повседневной деятельности;

-отражать в планах не только содержание игр, но и коррекционные задачи, основные методические приёмы обучения, направленные на развитие у детей звуковой стороны речи;

-принимать активное участие в играх, а также давать возможность детям самостоятельно играть;

-поощрять детей за правильное произношение;

-проводить работу с родителями в этом направлении (консультации, советы и т.д.)

Рекомендации родителям:

-следите за правильностью своей речи;

-не ругайте ребёнка за неправильное произношение звуков;

-следуйте советам воспитателей и логопедов.

Таким образом, если вся эта работа будет выполнена до начала обучения ребёнка грамоте, то она и явится той профилактикой, которая за счёт преодоления уже возникшего у него речевого расстройства позволит не допустить появления нового (в данном случае - дисграфии).

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку у дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.

2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. - СПб.: Издательство Лань, 1999 - (Учебники для вузов. Специальная литература)

3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». - М.: Просвещение, 1981.

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Педагогика, 1961.

8. Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». - М.: Просвещение, 1984.

9. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина -2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1985.

11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

14. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Программа развития»)

15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи - СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2001.

17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.:П., 1968.

18. Лингвистический энциклопедический словарь/ Главн. ред. В.Н.Ярцева. - М., 1990.

19. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/ под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

20. Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.

22. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М.: Аквариум, 1995.

23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/ Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.

25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

26. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1995.

27. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

28. Подласый И.П. Новый курс: учебник для студ. педвузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1985.

30. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1976.

31. Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Просвещение, 1994.

32. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

33. Титов В.А. Дошкольная педагогика (конспект лекций). - М.: «Приориздат», 2002.

34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972.

35. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

36. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994.

37. Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

38. Филичёва Т.Б., Тучкова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Просвещение, 1999.

39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Педагогика, 1991.

40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Педагогика, 1993.

41. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

42. Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1997.

43. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студентов выс. пед. заведений/ М.: изд. Центр Академия, 2003.

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.

45. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

46. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. - М.: Педагогика, 1984.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать