Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

41

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

"Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Содержание

Введение

1. Теоретический аспект исследования

1.1 Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике

1.2 Дидактическая игра как средство развития дошкольников

2. Практический аспект исследования

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиография

Введение

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологической культуры ребенка выделяются компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» - К.Д. Ушинский.

Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игры и возможное их использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры, что на практике работы с детьми младшего дошкольного возраста доказано - это подтвердила выдвинутая гипотеза.

Цель работы: теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологической культуры и определение эффективного сочетания их при использовании в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их экологического воспитания.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.

2. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных программ по формированию экологической культуры средствами дидактической игры.

3. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

Объект исследования - процесс формирования экологической культуры у младших дошкольников посредством использования системы дидактических игр.

Предмет исследования - особенности процесса формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.

Субъект исследования - дети дошкольного возраста:

2004-05 учебный год - 2 младшая группа - 20 человек

2005-06 учебный год - средняя группа - те же 20 человек

Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы;

- педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №83

1. Теоретический аспект исследования

1.1 Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике

Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!» (Экологический манифест «Глаза Земли», 1990).

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов.

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

q Приобщение детей к экологической культуре;

q Формирование основ экологического миропонимания;

q Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

q Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

q Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

q Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности, в свою очередь, показателем сформированности этой экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая определена рядом характеристик:

q усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

q наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

q потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

q проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

q проявление инициативы в решении экологических проблем
ближайшего окружения.

Названные характеристики сформированности нравственно-экологической позиции личности показательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как различны и содержание каждого из показателей, так и формы их проявления.

Вся деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на удовлетворение запросов общества, родителей, так как оно (ДОУ) является открытой социально-педагогической системой, в основе жизнедеятельности которой лежит социальный заказ, определенный государством и такими социальными институтами как региональное правительство, учредитель, семья.

Современная социокультурная ситуация требует воспитания здоровой, компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей личностных качеств, обеспечивающих им успех на следующей ступени образования и в дальнейшей самостоятельной жизни, которая должна протекать в согласии с природой. Поставленные дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) цели предопределяют структуру модели выпускника ДОУ, которая представляет собой возрастной портрет, описывающий достижения ребенка к концу дошкольного детства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать