Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

1

Оглавление

Введение

Глава 1. Игра в развитии умственных способностей детей.

1.1. Особенности умственного воспитания младшего школьника

1.2. Дидактическая игра как средство умственного развития.

1.3. Характеристика дидактических игр.

Глава 2. Методика проведения дидактических игр.

2.1. Игровая деятельность на уроках математики

2.2. Речь - канал развития интеллекта

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы главное внимание уделяется активиза-ции методов и форм учебно-воспитательного процесса.

Цель работы - показать, что дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся.

Задачи работы состоит в том, чтобы показать место дидакти-ческих игр в учебно-воспитательном процессе; помочь учителю методически правильно использовать игровые приемы обучения школьников, сделать обучение доступным, интересным; раскрыть роль игры как средства воспитания, обучения и развития, определить ее место в учебном процессе, рассмотреть зависимость системы игр от характера познава-тельной деятельности учащихся, от средств наглядности и формы их проведения.

В работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происхо-дят «главнейшие изменения в психике ребенка... разви-ваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития»(2,23). Вот почему одной из наиболее важных задач является разра-ботка и практическое освоение в работе приемов формирования игры, развития в ней познава-тельной и творческой активности детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах дея-тельности -- игровой, учебной, трудовой. Для обеспече-ния эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая воз-можность для игр и самостоятельной деятельности

Новые задачи начальной школы, изменение ее учеб-ных программ предполагают учет возможностей и особенностей правильного соединения игры и учебы.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продлен-ного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,-- предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

За последние годы накоплен большой эксперимен-тальный и теоретический материал по вопросам организа-ции жизни и деятельности детей в условиях где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому тема данной работы была и остается актуальной на сегодняшний день.

Глава 1. Игра в развитии умственных способностей детей.

1.1. Особенности умственного воспитания младшего школьника

Умственное воспитание -- педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллекту-альной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя ком-плекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Фор-мирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факто-ров. Умственные силы (ум) - совокупность индивиду-альных способностей к накоплению знанию, соверше-нию мыслительных операций. Свойства ума -- быстро-та, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.(6.стр.56)

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обес-печивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальт-психология, генетическая психология Ж. Пиаже).

Согласно другой, умственные силы на генетиче-ской основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специаль-ная деятельность -- обучение (Л.С. Выготский). В со-ответствии с этим в отечественной педагогике разраба-тывалась система умственного воспитания, задачи ко-торой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интел-лектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции -- это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения -- читать, писать, считать, излагать свои мысли -- и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. К общим интеллектуальным умениям относят также на-выки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ -- это обучение и вне-классная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др. Опорой служили выводы Л. Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут вы-полнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др.

Во внеклассной работе имеются такие формы ум-ственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специа-листами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И. П. Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.(5,стр34)

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, ин-тересами. Средства их формирования таковы: содержа-ние учебного и внеурочного материала, методы его по-дачи и организации мыслительной деятельности, соз-дание положительных эмоций в деятельности детей.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие на-учного мировоззрения.

1.2. Дидактическая игра как средство умственного развития.

Дидактическая игра является игровой формой обуче-ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, позна-вательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно -- учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стрем-ление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками -- подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; 2) «за-чин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществле-ние поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание зага-док; 5) выполнение определенной роли; б) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.(6,45)

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.

Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредото-ченности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», <<3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Букварь», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши» и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра «Сказка в гости к нам пришла» может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки.(2,50)

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Что это за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с дви-гательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа,

проявив при этом находчивость, сообразительность).

Организующие правила определяют порядок выпол-нения игровых и реальных отношений

Овладению игровыми действиями и правилами спо-собствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспектив-ности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правиль-ный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «умелого пешехода (водителя)», «знатока природы», «художника», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших резуль-татов для всей группы товарищей.

Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвое-ние правил не происходит быстро. Требуется многократ-ное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно.

Во многих играх есть условие: кто не выполнит правила, совершит ошибку, тот отдает фант (любую свою вещь, фишку, жетон). После окончания игры фанты разыгрываются. Для получения их необходимо выпол-нить задание, которое определяют дети: рассказать стихотворение на заданную тему, выполнить какое-либо движение (сесть по-турецки, проползти по-черепашьи). Интересными бывают задания типа игр в «превращения» («стань пчелкой», «представь, что ты волшебник»), в «придумки» («придумай сказку про Машеньку», «что могло быть дальше с Незнайкой?»),

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятель-ность.

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи услож-няются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответ-ствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

В новых дидактических играх роль ведущего выпол-няет педагог. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру. Как и в любой игре, дети договариваются, где и во что они будут играть, по своему усмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая при этом в игровые и реальные отношения в соответствии с содержанием и правилами игры, а также с желаниями ее участников.(7, стр.65) Широко используются в самостоятельной деятель-ности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, «гусек» и более сложные -- шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выпол-нением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на не-правильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к сов-местным действиям сверстников.

Успех дидактических игр зависит во многом от правильного использования в них игрового оборудования, часть которого изготавливают сами дети, педагоги, старшие школьники. Это такие игровые атрибуты, как буквы разрезной азбуки, наборное полотно, карточки, игрушки, наборы предметных и сюжетных картинок, таблицы, природный материал (плоды, семена, листья и др.), счетный материал, геометрические фигуры, пред-меты быта, фишки. Для музыкально-дидактических игр и игр по изобразительной деятельности нужен специаль-ный материал, который предлагается при их описании.

1.3. Характеристика дидактических игр.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обуче-ния детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подго-тавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятель-ности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обу-чения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошколь-ного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обуче-ния - О. Декроли.

В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактичес-кие игры рассматривались преимущественно как форма работы в дош-кольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введе-ние обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование ди-дактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.

Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учите-ля, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять ее на всех ступенях обучения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать