Дидактическая игра как средство умственного развития

Дидактическая игра как средство умственного развития

35

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический аспект исследования

1.1 Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников

Глава 2. Практический аспект исследования

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.

Умственное развитие - основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений.

Педагогика определила следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

q формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней

q развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей

q формирование познавательных интересов и любознательности

q приучение детей к умственному труду

Основным содержанием умственного воспитания является развитие умственных способностей, которые являются психологическими качествами, определяющими легкость и быстроту усвоения новых знаний, умений и возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, так, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к школе.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение ; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном ( от 3-6,7 лет) - игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» - К.Д.Ушинский.

Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию умственного развития дошкольников, дидактические игры и возможное использование их в качестве эффективного средства умственного развития, что на практике работы с детьми старшего дошкольного возраста доказано - это подтвердила выдвинутая гипотеза данного исследования.

Целью работы является теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства умственного развития и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их интеллектуального развития.

Задачами работы являются:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства развития и поддержания познавательной активности ребенка-дошкольника.

2. Изучить особенности умственного развития детей с целью построения коррекционной работы в плане познавательного развития детей средствами дидактических игр.

3. Изучить личностные особенности детей с целью составления индивидуально-дифференцированных коррекционных программ по развитию их умственных способностей средствами дидактической игры.

4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства умственного развития.

5. Составить методические рекомендации по использованию дидактической игры для развития интеллектуальных способностей для практической работы воспитателей, методистов и родителей.

Объект исследования - процесс развития умственных способностей старших дошкольников посредством использования системы дидактических игр.

Предмет исследования - особенности процесса умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Субъект исследования - дети старшего дошкольного возраста логопедической группы:

2003-04 учебный год - старшая группа - 16 человек

2004-05 учебный год- подготовительная группа - те же 16 человек

Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в умственном развитии у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств умственного воспитания, а также при использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

Методы исследования:

q Теоретические основы исследования:

1. Теоретический анализ литературы:

- Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста - Выготский Л.С., Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Венгер Л.А. и др.

- Влияние дидактической игры на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста - Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Крупская Н.К, Ф.Н.Блехер, Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. , Веракса Н.Е и др.

2. Формулирование гипотезы.

q Практические:

1. Педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно развивающая работа (формирующий эксперимент), повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальный детский сад комбинированного вида № 88

Глава I. Теоретический аспект исследования

1.1 Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Умственное развитие - основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах умственного развития, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:

q формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней

q развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей

q формирование познавательных интересов и любознательности, умственной активности

q приучение детей к умственному труду

Основным содержанием умственного воспитания является развитие умственных способностей, которые являются психологическими качествами, определяющими легкость и быстроту усвоения новых знаний, умений и возможности их использования для решения разнообразных задач, что предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).

Так, познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, так, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его обучения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что обучаемость ребенка зависит, в основном, от характера и степени сформированности познавательных процессов, под термином «обучаемость» следует понимать:

владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции - анализ , синтез , обобщение , абстрагирование, сравнение и т.п.)

владение приемами деятельности - в данном случае игровой, т.к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения - выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т.п.)

Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Каждому периоду дошкольного детства соответствуют определенные состояния и изменения в развитии психики - психические новообразования, свидетельствующие «об успешности, либо неуспешности в общем развитии ребенка», в данном исследовании речь идет об умственном развитии .

Для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение):

q память: преобладает непроизвольная образная память; все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно - смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими процессами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развития памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию - долговременная память; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

q внимание: происходит дальнейшее развитие и формирование основных свойств внимания - развивается произвольность, увеличивается способность к произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания становятся произвольными, т.е. осознанными и управляемыми самим ребенком с сознательной целью.

q ощущения и восприятие: происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений - качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаще прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем, ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т.е. сознательно и осознанно и он к ним прислушивается и строить в с ними свое поведение. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия - предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится всё более осмысленным, формируется способность к апперцепции, т.е. начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные форм восприятия ( восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развивать и всё чаще ребенок использует их к качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.

q воображение: преобладает произвольный характер, предполагая создания замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью - превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

q Мышление: наглядно-образное, развивается словесно-логическая форма, зарождаются задатки абстрактной формы мышления; мышление приобретает характеристику внеситуативности, т.е. ребенок решает мысленные задачи в представлении; мышление становится проблемным, т.е. развивается способность к самостоятельному анализу, синтезу, абстрагированию, установлению причинно-следственных связей и, как следствие, ребенок решает возникающую перед ним умственную проблему; возникает понимание причинности явлений, что является показателем развития рассуждений, которые являются способом решения определенных мыслительных задач; формируется иное отношение к умственной и практической деятельности, когда возникаю на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок-дошкольник переходит от использования готовых связной и отношений к «откровению» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы; формируются предпосылки качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать