Дидактическое обеспечение курса фриволите

Дидактическое обеспечение курса фриволите

2

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………2

Глава 1. Дидактическое обеспечение внеучебной деятельности как педагогическая проблема…………………..…..............................................5

1.1. Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»…………………………………………………………….…………….5

1.2. Классификация дидактических средств………………..………................9

1.3. Формы и виды внеучебной деятельности………........................................12

1.4. Принципы внеучебной деятельности...................................................15

1.5. Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе..................20

1.6. Выводы по главе 1..............................................................................20

Глава 2. Разработка программы факультативного курса по фриволите для 10 класса………………………………………………….....................................22

2.1. Роль и место дидактического обеспечения в курсе фриволите в 10 классе……………………………………...................................................... 22

2.2. Программа курса фриволите………………........................................25

2.3. План-конспект занятия курса………………………...............................26

Заключение………………………………….………………………..…………..30

Список литературы………………..……………………………………………..31

Приложение…………………………..…………………………………………..33

Введение

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей учителя является заложить основы творческого потенциала учащихся и их художественного развития.

Тема работы актуальна тем, что в работе с учащимися, используя работу в технике фриволите, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа занятий.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на уроках, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому преподаватели обязательно должны целенаправленно выявлять склонности учащихся и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять учащимся самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Занятия по фриволите помогают школьникам реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами фриволите, работе с материалом и инструментами.

На уроках фриволите развивается творческое начало. Учащиеся со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают учащихся результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Первоначальные сведения о развитии техники фриволите, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах учащиеся получают на уроках труда. На занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что занятия по фриволите дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все учащиеся, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем профессионалами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.

Цель работы: как дидактическое обеспечение курса фриволите влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.

Задачи включают:

показать, как знакомство с техникой фриволите можно осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей.

сообщить об истории фриволите и о его значении в русском народном творчестве.

рассказать о развитии и значении фриволите в прошлом и настоящем времени.

рассказать о влиянии уроках по фриволите на развитие индивидуальных возможностей учащихся.

предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники фриволите.

дать рекомендации по использованию данной работы.

Объектом изучения вопроса являются учащиеся 10 класса.

Предмет исследования - внеучебная деятельность по курсу фриволите.

Глава 1. Дидактическое обеспечение внеучебной деятельности как педагогическая проблема

1.1. Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства».

Под дидактическим обеспечением понимается комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, и используемый для дистанционного образования.

Дидактическое обеспечение оценивается по следующим показателям: наличие банка контрольных заданий, тестов для студентов; наличие дидактических пособий по учебной дисциплине (аудио -видео-материалов, компьютерных программ, таблиц, слайдов, раздаточного материала), тематики реферативных работ.

Сборники контрольных заданий, тесты представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой). Тестовые задания должны быть представлены по каждой теме учебной дисциплины. В тестовых материалах рекомендуется указывать правила формирования ответов на задания в зависимости от формы теста. Поэтому, в начале задания, должна быть помещена инструкция по форме ответа. Если задания в тесте даны все в одной форме, то инструкция пишется один раз, при изменении формы тестового задания пишется новая инструкция. Ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям следует помещать после каждого вопроса теста. С требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям по всем предметам, а также их формами подробнее можно ознакомиться в серии методических рекомендаций для разработки тестовых заданий по дисциплинам. Работа с тестовой системой начинается с подготовки вопросной базы. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, а призван выявлять лишь один определенный аспект.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Теоретический материал должен содержать систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания. При подготовке материала следует руководствоваться следующими положениями:

- особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности, а также рассмотрению новых сведений (концепций, фактов);

- должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы независимо от личной позиции преподавателя;

- не допускается использование устаревших или вызывающих сомнение сведений;

- краткие выводы по теме должны ориентировать учащегося на определенную совокупность сведений, которые следует усвоить и запомнить.

Материал должен быть разбит на логические структурные единицы (входящие в модуль), сопровождаться схемами, рисунками, графиками. Однако не следует перегружать учебник громоздкой нумерацией. Наличие видео-, аудиоматериалов, анимации только увеличивает ценность учебника.

По каждой логической структурной единице необходимо разработать вопросы (тесты) для контроля знаний. Вместо учебника может быть представлен курс лекций по данной дисциплине. Структура текстов лекций, то есть последовательность разделов, тем и вопросов должна полностью соответствовать тематическому плану учебной программы по дисциплине. Тексты лекций должны содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на контрольные вопросы по теме и тестовые задания.

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.

Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Рекомендуется представлять пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области.

Практикум должен включать в себя:

тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации;

примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных билетах.

Практикум может содержать:

- лабораторные работы;

- практические занятия;

- задания и упражнения (с примерами выполнения). Объем материалов (практические задания, семинарские занятия, лабораторные работы, приложения) соотносить с учебным планом.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение учебного материала дисциплины (как правило, семестровый курс), отобранного в соответствии с учебной программой и структурированного на фрагменты (входящие в модуль). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала. Необходимо соблюдать общепринятые формулировки (названия, определения, обозначения), которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использоваться в дальнейшем.

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Задачник - практикум, содержащий учебные задачи.

Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Глоссарий (справочник) - обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. В глоссарии учитывается специфика актуального конспекта. Все термины, которые заносятся в словарь, выделяются жирным шрифтом. Для подчеркивания групп слов и целых предложений должен использоваться курсивный шрифт. Заглавные слова толкового словаря располагаются в алфавитном порядке.

Периодическое издание - сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянством для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

Общественно-политическое издание - содержит статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенные для широких кругов читателей.

Отраслевое издание - статьи и материалы по технологии, технике, экономике, организации производства или практической деятельности, методические разработки, предназначенные работникам определенной отрасли.

Научное издание - издание, содержащее результаты теоретических экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Хрестоматия - учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Необходимыми компонентами правильно построенного урока являются дидактические средства. Они включают все предметы и орудия деятельности, которой пользуется учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. Необходимо тщательно подбирать дидактические средства, учитывая характер воздействия этих средств.

1.2. Классификация дидактических средств.

Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы.

Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность.

Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, манипуляционные, автоматические средства и модели.

Символические средства, которые представляют действительность с помощью соответствующей символики, например живого и печатного слова, звуков, технических рисунков, графов и т.п.

Эта классификация, так же как и многие другие, не отвечает всем логическим требованиям, поскольку между техническими и символическими средствами линию демаркации установить трудно. Существует иная классификация дидактических средств. Она включает шесть следующих категорий:

А. Простые средства

Словесные средства: прежде всего учебники и другие печатные тексты.

Простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.

Б. Сложные средства

Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа.

Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы с помощью проигрывателя, магнитофона или радио. Они позволяют учащимся лучше усваивать материал, новую тему.

Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение. Они способствуют формированию у учащихся определённых впечатлений, наблюдений, представлений о конкретных предметах, явлениях, процессах. Учитель получает возможность концентрировать внимание учащихся на процессах недоступных непосредственному наблюдателю, демонстрировать предметы с близкого расстояния, показывать процесс в выбранном темпе.

Средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые языковыми лабораториями, а также компьютеры или электронные и аналоговые цифровые машины.

Дидактические машины - это устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно - инструктирующие и др. машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся, тренировочные машины и т.д.

Эта классификация подчеркивает определенную особенность перечисленных средств, последовательность ее позиций выстроена от простого к сложному, позволяющему все более полно заменять все больше действий учителя и учащегося. Если в тексте учебника печатное слово только заменяет живую речь учителя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют получить новое качество, которое живая речь могла только описать, но не воссоздать. Легко себе представить, как эти средства обогащают дидактический процесс и повышают его эффективность. Еще большие возможности содержатся в средства пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать все вербальные действия учителя и, кроме того, все богатство звуков и зрительных образов. В связи с этим как сложные средства они могут в значительно большей степени обогащать дидактический процесс, нежели средства, отнесенные к первой и второй группам, которые мы называем простыми средствами.

Более подробной характеристике простых средств можно уделить сравнительно меньше внимания, поскольку они не требуют подробных рекомендаций. Входящие в их состав вербальные и визуальные средства применяются в школах всех типов.

1. Вербальные средства. Средством, экспонирующим словесное содержание, а особенно школьным учебникам уделялось до сих пор много внимания; с момента изобретения печатания Яном Гутенбергом (1492) они взяли верх над другими средствами.

2. Визуальные средства. Простые визуальные средства включают группу средств, популярно называемых научной помощью. С физиолого-психологической точки зрения как в полном смысле этого слова обзорные средства они играют значительную роль в дидактическом процессе: они связывают между собой умственное и чувственное познание, содержание работы нашего ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл настолько, насколько оно связано с предметами и явлениями.

Визуальные средства отражают действительность в непосредственном виде, когда они представляют:

а) естественные объекты в природной среде, например деревья в лесу, в саду и в поле, животных на лоне природы или, по крайней мере, в зоопарке, географические или геологические объекты в месте их постоянного нахождения. Познавая естественные предметы в их обычной среде, учащийся может получить самые точные впечатления и понятия о них, понять связи и зависимости, которые имеют место между исследуемыми предметами и окружающей их средой. Такому познанию особенно способствуют хорошо организованные экскурсии, а также индивидуальное или групповое наблюдение;

б) природные объекты в искусственной среде, например экземпляры, перенесенные в предметную лабораторию, на выставку или в музей;

в) предметы, приготовленные в виде сухих (муляж животных или засушенные растения), мокрых (законсервированных в соответствующих жидкостях) или микроскопических препаратов.

Косвенный вид визуальные средства принимают в том случае, когда представляют действительность в виде:

а) модели, т.е. заменяющих средств, по возможности точно отражающих реальные предметы. Модели применяются тогда, когда мы хотим представить действительность в уменьшенном виде, например модель (макет) городской застройки, поселка, завода, дома, машины.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать