Деловая игра в обучении
p align="left">-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

-Способность эффективно разрешать конфликты;

-Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;

-Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:

-Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;

-Овладеть социально-коммуникативными способностями;

-Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;

-Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения[15];

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации[7].

Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

-Деловая игра как источник экономии учебного времени.

-Деловая игра как форма контроля.

-Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [4].

1.4 Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

-Распределение ролей между участниками игры.

-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

-Наличие управляемого эмоционального напряжения.

-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

-Коллективная выработка решений участниками игры.

-Многоальтернативность решений.

-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].

1.5 Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2].

Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.

В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры[3].

2.2 Деловая игра «Журналист»

Игровая задача:

Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями мы справились - ребята расходились по домам уставшие и довольные, со «свежеотпечатанной» газетой в руках.

Ход игры:

Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика...

2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»

Тема: Экономика в бисерном рукоделии (урок труда)

Цель: обобщить знания старшеклассниц по различным темам бисероплетения с точки зрения экономного расходования средств и материалов в бисерном рукоделии.

Задачи: проверить знания старшеклассниц по темам бисерного рукоделия -выбор экономически эффективных техник в изделии, выбор экономных материалов, экономический расчет стоимости бисерного изделия, экономическая реклама бисерного изделия, создать условия для спокойной и интересной работы в ходе деловой игры.

Оборудование и реквизит: пакеты бисера по 5 гр - чешского и тайванского, фотографии двух бисерных изделий, напечатанные на компьютере, таблица с расчетом стоимости бисерного изделия, мобильный телефон, 2 салфетки для подсчета рассыпанного бисера, иглы для сортировки бисера, писчая бумага; бейджики для участников, ручки, карандаши.

Музыкальное оформление: записи с мелодиями классического репертуара

Место проведения: учебный кабинет труда.

Участники: школьницы, обучающиеся бисероплетению, родители, творческие студии отдела ДЛИ, педагоги дополнительного образования.

Литература: Ляукина М.В. Бисер. - М.:АСТ-ПРЕСС. 1998.-(«Основы художественного ремесла»); «Бисер. Кружева. Вязание крючком»/Сост. М.Ивахнова- М.Юлимп; Смоленск: Русич 2000; Детский экономический словарь или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике (сост. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова, науч. Ред. Т.Д. Попова. - 2-е изд. -М.:Просвещение, учебная литература, 1977)

План подготовки: подготовить пакетики бисера по 5 гр - чешского и тайванского (эмиратского) производства; иглы для сортировки бисера; приготовить салфетки для подсчета бисеринок из разных пакетов; напечатать на компьютере лист с двумя фотографиями бисерных изделий; приготовить мобильный телефон; начертить 2 таблицы с примерным расчетом стоимости бисерного изделия; изготовить: браслеты «Голубые ягодки», «Белоснежка», серьги «Елочка»; подготовить бейджики с должностями сотрудников: экономист-технолог, редактор, менеджер по рекламе, экономист по ценовой политике; эксперт по бисерным материалам; раздать слова ролей детям.

План проведения занятия:

I. Вступительное слово педагога с представлением экспертного совета и распределением ролей деловой игры «Экономика в бисерном рукоделии»

ІІ. Основная часть

1. Страница первая «Наименьшие затраты» (экономически эффективное изделие по техникам бисерного рукоделия)

2. Страница вторая «Экономный бисер» (выбор экономных материалов)

3. Страница третья «Стоимость бисерного украшения» (расчет стоимости бисерного изделия)

4. Страница четвертая «Бисерная реклама» (лучшая экономическая реклама)

III. Заключительное слово редактора (педагога)

Содержание мероприятия:

Вступительное слово педагога.

Педагог:

В последнее время такой вопрос как экономика, прочно входит в нашу жизнь, требует экономного подхода ко всему. Слово «экономика» происходит от греческого слова, которое переводится на русский язык так - искусство ведения домашнего хозяйства. В наше время чаще употребляется в более широком смысле, означает хозяйство той или иной страны, отрасли. Знания об экономике позволяют успешно вести хозяйство, наилучшим образом организовать дело, получить выгоду. Сегодня каждому из вас, ребята, предстоит примерить на себя роли сотрудников редколлегии журнала «Бисеринки», в котором мы попытаемся осветить экономические вопросы в бисерном рукоделии. Рита станет экономистом-технологом, Сабина - менеджером по рекламе, экономистом по ценовой политике станет Ксения, а экспертом по материалам - Юля. А я с вашего позволения стану редактором.

Редактор раздает бейджики

Редактор:

Приступаю к своим обязанностям.

Итак. Начинаем заседание редколлегии журнала «Бисеринки», все страницы этого журнала мы посветим экономическим вопросам в бисерном рукоделии - как с наименьшими затратами изготовить изделие, потратив на него немного материала, как рассчитать стоимость бисерного изделия, и, конечно, не обойдемся без рекламы. Задача понятна?

II. Основная часть

1. Страница первая «Наименьшие затраты» (экономически эффективное изделие по техникам бисерного рукоделия)

Редактор:

Мы получаем огромное количество писем, но пришедшие по факсу две фотографии бисерных изделий и вопрос к ним задели меня за живое своей поставленной проблемой: какое из двух изделий наиболее экономически эффективное: по количеству материала, по времени и технологии изготовления.

Задание экономисту-технологу: Провести анализ двух изделий по фотографиям и определить, какое из них можно считать более экономически эффективным.

Редактор дает листок с напечатанными на компьютере фотографиями -изделие «Зима» (техника гобеленового плетения по одной бисеринке и наложение независимых подвесок) и изделие «Листики» (техники косой мозаики, низание цепочки в крестик)

Редактор:

Даю подсказку: термин экономики - экономическая эффективность -достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Разбирать эти изделия нужно по таким параметрам: по количеству используемых материалов, по трудоемкости бисерных техник и технологий, по количеству затраченного времени на изготовление изделий. Другими словами, как изготовить изделие дешево и быстро. Сейчас экономист-технолог даст нам четкую характеристику каждому изделию.

Примерный ответ:

По количеству бисера изделия приблизительно одинаковые. Если рассматривать эти украшения, то оба выполнены в двух техниках: первое - в технике гобеленового плетения и низания независимых подвесок; второе -плетением в крестик и косое (диагональное) мозаичное. По технологии изготовления изделие «Листики» более трудоемкое, времени на него затрачено больше, потому что каждый листик выплетается отдельно, а затем, после изготовления цепочки в крестик, еще и присоединяется к основе. А в изделии «Зима» на цепочку гобеленового плетения наложены ряды независимых подвесок, набранных по картинке ткачества в крестик. Поэтому оно более экономично. Хотя и более простое изделие, выполненное самыми простыми техниками, может быть красивее самого сложного.

Редактор:

Вы верно выбрали более экономически эффективное изделие. И то и другое изделие сложное, в каждом из них использованы по 2 техники бисерного рукоделия, но «Зима» проще в изготовлении, потому что используется готовая схема, и подвески выполняются по ней, а в изделии «Листики» - плетение более сложное, и требует фантазии и умения тщательно прикреплять каждый отдельно изготовленный элемент в единое изделие. Ну что же, мы видим, что экономнее и эффективнее обойдется изделие, выполненное с использованием подвесок. Я предлагаю включить это резюме в журнал и думаю, что оно заинтересует читателей.

2. Страница вторая «Экономны и бисер» (выбор экономных материалов).

Звучит сигнал мобильного телефона. Редактор, извиняясь, берет телефон и читает смс.

Редактор:

Извините. О, замечательный вопрос задают. И как раз по нашей теме: «Какой бисер - чешский или тайваньский - экономичней для изготовления бисерного изделия?»

Задание эксперту по материалам: исследовать бисер производства разных стран и ответить на вопрос, какой бисер - чешский или тайваньский -экономичней?

Сейчас эксперт по материалам проведет экспертизу.

Дети проводят экспертизу по калибровке бисера

Эксперт по материалам говорит и показывает:

Мы проводим экспертизу - калибруем бисер по 5 граммов чешского и тайваньского производства. Калибровка бисера - это выбор бисера одного размера и хорошего качества - без сколов, заплывов отверстий, без бисеринок нестандартной формы.

Технология проведения экспертизы с бисером

Рассыпают на ткань (салфетку) понемногу бисер из разных пакетиков, иглами начинают калибровать его, считают количество отбракованного бисера чешского производства и количество отбракованного бисера тайванского производства. И сравнивают полученные результаты - бракованных бисеринок тайванского производства намного больше, чем чешского.

Эксперт по материалам:

Я думаю, вам, коллеги, очевиден результат эксперимента. Бисер чешского производства более качественный, практически без брака, на 5 грамм - только 5 бисеринок плохих, а в тайваньском очень много отсева некачественных бисеринок - на 5 грамм - 20 штук. Поэтому чешский бисер можно считать самым экономичным. Ведь его весь можно использовать в плетении, не теряется время на калибровку, приятно с ним работать, да и вид изделия выигрывает по сравнению с использованием тайваньского бисера. И, хотя по стоимости чешский дороже, все равно готовое изделие можно реализовать дороже, чем изготовленное из тайваньского. Недаром говорят: «Скупой платит дважды». Поэтому лучше брать хороший бисер подороже, чем много, но плохого качества.

Редактор:

Подведем итог. Вы провели экспертизу бисера - чешского и тайваньского производства. Нужно было ответить на вопрос, какой бисер экономичней. Если учесть, что количество отбракованных бисеринок чешского производства в 4 раза меньше, чем тайваньского, то следует, что чешский бисер экономичней.

Совет бисеринкам использовать чешский бисер для плетения поместим на страницы журнала

3. Страница третья «Стоимость бисерного изделия». (Расчет стоимости бисерного изделия)

Редактор:

А еще я думаю, нашим читателям полезно знать, как рассчитать стоимость бисерного изделия. Стоимость - мера, с помощью которой определяется значимость каждого товара или его полезность. Стоимость - это ценность вещи. А цена - денежное выражение стоимости товара. А то много вопросов возникает при реализации своих работ. Сейчас экономист по ценовой политике пояснит, из чего складывается стоимость изделия, что влияет на нее.

Экономист по ценовой политике:

Спасибо. Первый расчет стоимости изделия (примерный), можно сделать еще на стадии проекта, имея перед собой макет изделия или его схему. Нужно знать количество каждого используемого материала (бисера, бусин, ниток и прочего) и стоимость единицы этого материала. Составляем такую таблицу:

Наименование материала

Цена за 1 шт, г.

Расход

Всего

В таком расчете мы не учитываем расход на тепло и электроэнергию. Трудозатраты бисерщицы также тяжело подсчитать: эта цифра всегда условна и зависит от мастерства рукодельницы. В результате получаем итоговую сумму, которая считается все-таки приблизительной. Более точно можно все просчитать по окончанию работы. Экономить можно в процессе работы, если более точно рассчитать длину нитки, купить качественный бисер и декорировать изделие самодельной застежкой. Если используете некачественный материал, изделие будет дешевым, и можно проиграть в красоте.

Редактор:

Доходчиво вы объяснили. Теперь попробуем эти знания применить для подсчета стоимости изделия.

Задание: подсчитать стоимость потребных материалов по таблице для браслета «Голубые ягодки». По таблице, данной экономистом по ценовой политике, все остальные подсчитывают стоимость браслета «Голубые ягодки».

Наименование материала

Цена

Расход

Всего, р

Бисер №11

ВрзаЮг

Зг

2,4

Бусины №8

ВрзаЮг

Зг

2,4

Нитка 50К

ЗОкоп за 1м

1,20м

0,36

Игла №12

1,5р за 1 шт

1 шт

1,5

Итого:

6,66

Редактор:

На четвертой странице помещаем в помощь нашим мастерицам таблицу стоимости потребных материалов и, как пример, приблизительный расчет стоимости бисерного изделия - браслета «Голубые ягодки». Данная таблица не учитывает трудозатрат бисеринка, а также затрат на электро- и теплоэнергию. Расчеты по этим категориям мы проведем в следующий раз

4. Страница четвертая «Бисерная реклама» (лучшая экономическая реклама)

Редактор:

Без рекламы никуда не деться в наше время. Напоминаю, что слово «реклама» заимствовано из французского и латинского языков и означает «выкрикиваю». Это целенаправленное распространение сведений (информации) потребительских свойств товаров или услугах с целью их продажи. Это необходимость оповещения окружающих людей о роде деятельности, которой занят владелец мастерской, лавки, а также о производимых и предлагаемых к продаже товаров. В современном мире трудно найти предмет или вид деятельности, который бы не рекламировался. Без рекламы никуда не деться в наше время.

Задание менеджеру по рекламе: необходимо прорекламировать изделие. Проверим ваше умение проанализировать каждое изделие с экономической точки зрения и убедить покупателя в необходимости его приобретения. Это -серьги «Елочка», и для гостей - браслет «Белоснежка». Даю вам на рекламу одну минуту

Редактор раздает сотрудников журнала и гостям по бисерному изделию

~ Примерная реклама гостей:

Бисерное изделие - браслет «Белоснежка» - красиво украшает руку обладателя. Бело-голубое сияние стекляруса и бисера, переходы бликов завораживают глаз, заставляют остановиться, замереть от восхищения. Изделие «Белоснежка» - неповторимо, изящно, это модное недорогое украшение, которое вам необходимо купить для своей подруги, сестры, девушки.

~ Примерная реклама детей:

Бисерные серьги «Елочка» - изысканное украшение для любой девушки. Блеск и мерцание парчового бисера при ходьбе завораживают взгляды зрителя, приковывают внимание. Серьги «Елочка» необходимо приобрести каждому, кто ценит современную моду. Изделия, сделанные вручную, сейчас высоко ценятся и востребованы. Второй такой пары вы не встретите нигде. Это изделие эксклюзивно.

Серьги «Елочка» нужны всем,

Кто любит блеск, веселье.

Очень радуют они, поднимают настроение.

Купишь их, и все невзгоды отойдут на задний план.

Действуй быстро - эксклюзивный,

Единичный наш товар!!

III. Заключительное слово редактора

Редактор:

Замечательно. Вот и готова четвертая, заключительная страница. Хорошо потрудился наш менеджер по рекламе. Эти рекламные слоганы обязательно попадут на журнальную страницу. Теперь подведем итог. Сегодня мы с вами разобрали основные экономические понятия - экономика, стоимость, цена, экономическая эффективность, реклама. Каждый из вас сыграл свою роль, будь то роль эксперта по бисерным материалам, Экономистом по ценовой политике, менеджера по рекламе, экономиста-технолога.

Наш журнал составлен из таких страниц - экономическая эффективность бисерных техник в изделиях, следующая - выбор экономных материалов, затем -расчет стоимости потребных материалов для бисерного изделия, и на четвертой - конкурс на лучшую экономическую рекламу.

Я думаю, что все страницы журнала «Бисеринки» под кодовым названием «Экономика в бисерном рукоделии» практически готовы, и, надеюсь, что журнал будет очень интересен нашим читателям. Желаю всем плодотворной работы.

Заключение

Таким образом, деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

Список литературы

1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.-- 207 с

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.

7. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.-Ы 5. - С. 65-71.

8. Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.

9. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. - С. 43-48.

10.Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.

11. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

12. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. - М.. 2000.

13. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). - М., 2000.

14. Примерные программы основного общего образования. - М., 2000

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998.

16. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.-- 320 с.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать