Детская и юношеская субкультуры
p align="left">Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.[14]

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.

Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

1. Потребность в энергетической разрядке;

2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;

3. Отсутствие эмоциональной адаптации;

4. Подверженность эмоциональному заражению;

5. Критичность;

6. Бескомпромиссность;

7. Потребность в автономии;

8. Отвращение к опеке;

9. Значимость независимости как таковой;

10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;

11. Интерес к качествам личности;

12. Потребность быть;

13. Потребность что-то значить;

14. Потребность в популярности;

15. Гипертрофия потребности в информации

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания.[31] Таким образом они примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.[7] Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами?

73% - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна. 20% - т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Глава 2. Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков.

В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся -- выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Анализ социологической, культурологической и психологической литературы дает основание в качестве важного элемента неофициальных субкультур выделить социокультурные контексты: «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие. Здесь можно говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной юношеской субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения.

Кроме этого, у старшеклассников -- представителей неофициальных юношеских субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения, усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель субкультуры.

Субкультура чаще всего определяется через группу, являющуюся носителем данной локальной культуры, Нахождение в субкультуре способно блокировать самостоятельность человека, вызывать поведение «ведомого» и таким образом выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.

Наряду с источником влияния юношеской субкультуры можно условно выделить три вероятностных последствия для социализации:

-- позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),

-- социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),

-- индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма -- «бегства» от социальной реальности).

Актуальность исследования социально-педагогической помощи старшим школьникам -- представителям юношеских субкультур обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Во-первых, юношеские субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Данные социологических исследований подтверждают, что значительная часть учащихся старших классов идентифицирует себя с той или иной субкультурой, и определенное количество старших школьников испытывает на себе ее ощутимое влияние.

В то же время воздействие на учащихся ряда неофициальных юношеских культур таит в себе социальные опасности, так как одни субкультуры транслируют идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, другие -- проповедуют криминальный образ жизни, третьи -- пропагандируют употребление психоактивных веществ и т.д. Данные субкультуры создают риск для социализации учащейся молодежи. Представители таких субкультур достаточно часто выходят за рамки установленных правил, совершают эксцентричные поступки.

В связи с этим реакция официальных органов власти, общественности, педагогов даже на безобидные проявления юношеской субкультуры зачастую бывает крайне жесткой. Нередко у воспитателей, учителей возникают сильные негативные эмоции, препятствующие самоопределению и построению конструктивного взаимодействия с представителями юношеских субкультур. Кроме того, педагоги, вынужденные ежедневно иметь дело с учащимися, которые ярко демонстрируют субкультурную принадлежность, в большинстве случаев лишены четких ориентиров при конструировании профессиональной деятельности.

Из выше приведенных доводов следует, что современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур, позволяющих осуществлять нравственную поддержку в ситуациях многочисленных культурных интервенций, направленных на личность со стороны как агентов субкультур, так и субъектов социального, семейного и конфессионального воспитания.

Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В деятельности Костромского клуба старшеклассников несколько лет назад появилась такая новая форма работы, как фестиваль молодёжной культуры «Стрит-Вей», где подростки имеют возможность танцевать брейк-данс официально, «на большой сцене», кататься на роликах и рисовать граффити. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время, целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.

В-третьих, изучение субкультур -- относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально-управленческие, социально-психологические аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур, взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами и формами общественного сознания, региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи.

Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских субкультур является концепция педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас), где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.

2.1. Диагностический этап исследования.

Исследование проводилось в 11, 21 и 25 школах г. Таганрога в 10 «б», в 11 «а» и в 10 «а» классах, среди 87 старшеклассников.

Методы использованные в проведении исследования - анкетирование, наблюдение, беседы, метод обобщения независимых характеристик, метод свободных описаний, метод изучения результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки информации.

Исследования, проведенные мной включали в себя изучение проблем и противоречий социализации представителей субкультур. На основе анализа социологических и культурологических исследований были уточнены описания семи юношеских субкультур: рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов, пацанов (гопников), скинхедов, реперов. Описания признаков этих субкультур были предъявлены студентам младших курсов Таганрогского государственного педагогического института как экспертам; на основании обобщения результатов экспертизы мной были разработаны опросные материалы для школьников. Следующий блок исследований предполагал изучение субкультурных предпочтений старшеклассников (10-11 классы школ г. Таганрога). В результате двух опросов более 127 старшеклассников из трех городских школ были получены следующие данные.

Количество учащихся старших классов, идентифицирующих себя с представителями той или иной неофициальной юношеской субкультуры, колеблется в разных образовательных учреждениях от 11 до 59%, примерно столько же (от 12 до 52%) тех, кто сознательно не относит себя ни к одной из неофициальных юношеских субкультур. Число учащихся, не в полной мере определившихся с ответом, составляет от 6 до 42%. При этом желание идентифицировать себя с определенной субкультурой заявили 56,6%, не высказали такого стремления 30,2 % опрошенных, неопределенную позицию в выборе субкультуры продемонстрировали- 13,2 %.

Сравнение результатов изучения старшеклассников -- представителей юношеских субкультур с остальными сверстниками позволяет констатировать, что у представителей субкультур в 2,68 раза ниже уровень направленности на социально приемлемую деятельность в 1,7 раз меньше претензий на лидерство в группе, в 2 раза слабее, чем у сверстников представлена субъективная значимость занятий по интересам.

При изучении юношей и девушек -- представителей субкультуры рокеров (16,7% от общего числа опрошенных), явная угроза негативных тенденций социализации не проявилась. Также весьма благополучной группой могут считаться реперы (13,5%). Среди футбольных фанатов, составляющих от общего числа респондентов 11,9%, проблемы в социализации могут быть зафиксированы в основном у девушек. Явно обозначившейся проблемой у представителей субкультуры скинхедов (5% всех участвующих в опросе) является склонность к неконтролируемой агрессии и эмоциональная неуравновешенность (юноши -- 44%, девушки -- 20%). Обобщение полученных результатов позволяет назвать среди наиболее типичных проблем социализации для девушек -- представителей неофициальных юношеских субкультур: непринятие образа собственного тела, низкая мотивация учебной деятельности (скинхеды, футбольные фанаты). Еще одной общей чертой является то, что образ отношений с юношами лишен романтизма (футбольные фанаты). Специфичной характеристикой может быть названа слабая ориентированность на сферу деловой активности у девушек-скинхедов. Среди респондентов -- учащихся старших классов г. Таганрога наименее массовыми являются такие субкультуры, как «панки» и «хиппи» -- по 1,7%.

2.2 Педагогические рекомендации.

Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием .

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:

-- при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,

-- при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,

-- при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.

На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой [10] представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур -- адекватность имиджа педагога -- субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя -- является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.

Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.

Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника -- конструктивный диалог что предполагает:

-- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,

-- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

-- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

-- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

-- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

-- раскрепощению, принятию воспитанником себя,

-- овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,

-- освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся .[24]

Как показало данное исследование, в значительной части общеобразовательных учреждений создание площадок для экспериментирования на материале юношеской субкультуры затруднено вследствие особенностей сложившегося быта воспитательной организации, поэтому данная составляющая может быть реализована во внешкольной среде (загородный детский центр, учреждение дополнительного образования, учреждение социального обслуживания молодежи).

Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из старшеклассников особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

-- создание в группе позитивного эмоционального климата;

-- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

-- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

-- приобретения опыта самовыражения в этой группе;

-- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе -- здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры -- в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

Заключение.

В целом мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения и позволяет сделать ряд выводов:

1. Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников -- представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников -- представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

-- педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

-- старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

-- взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

4. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение заявленной проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

-- дифференциации социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),

-- подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур.

Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.

2. Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Авт. M.Horkheimer и др.  Москва: Медиум, Ювента, 1997.

3. Айзенштадт Ш. «Модернизация, протест и перемены» 1966, «Традиция, перемены и современность» 1973.

4. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии». М., 2003.

5. Венгер А. Л. , Слободчиков В. И. , Эльконин Б. Д. : Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина 88'3.

6. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997.  № 10.

7. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

8. Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.

9. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы.1998.

10. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях . АСТ .2007

11. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. Просвещение - 1989г. Москва

12. Кон. И.С. «Психология ранней юности».

13. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г.

14. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965..

15. Лисовский В.Т «Социология молодежи» - СПб.,1996.

16. Макаренко А.С. “Принципы социального воспитания”. 1986.

17. Мастеров Б.М «Психология саморазвития» - Рига 1996.

18. Мертон Р. Социология сегодня: проблемы и перспективы .М., 1965

19. Мид М. «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988).

20. Мудрик. А.В. «Время поисков и решение». М. 1990.

21. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.

22. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.

23. Семенов В.Е. “Искусство как межличностная коммуникация”- СПб,

24. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи .Москва, 2000.

25. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам -- представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. -- Кострома; 2004. 

26. Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.

27. Сорокин П. “Человек. Цивилизация. Общество» - М. 1992.

28. Франкл В. «Человек в поисках смысла. М. 1995.

29. Хоггарт Р. Оксфордская иллюстрированная т 7 Народы и культуры Инфра-М . 2000г.

30. Чупров В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. 1992.

31. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. Состояние и тенденции развития. М., 1993.

32. Эльконина Д. Б. “Развивающее обучение”. М. 1993.

33. Эрик Г. Эриксон Идентичность: юность и кризис // Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

34. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”. М. 1997.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать