Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
p align="left">Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т.д.) [20, с. 30].

Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии [19, с. 42].

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего

самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо [9, с. 87].

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность [14, с. 28].

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.

2. Система работы социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома на примере МОУ «Тотемский детский дом»

2.1 Особенности работы по профопределению воспитанников детского дома

Исследование проводилось на базе МОУ «Тотемский детский дом».

Учреждение создано 1 августа 1999 года по решению комиссии при Главе Тотемского районного самоуправления, где содержатся и воспитываются дети от 2 до 18 лет. Учредителем учреждения выступает Управление образования Тотемского муниципального района. Учреждение расположено в трех километрах от города Тотьма, в деревне Варницы.

Количество воспитанников: 32 человека.

Из них:

* детей - сирот - 4 человека;

* детей, родители которых лишены родительских прав - 28 человек;

* детей, родители которых ограничены в родительских правах - 6 человек;

* детей из неполных семей (одинокая мать) - 7 человек;

* дети из многодетных семей (3 и более детей) - 15 человек;

* детей, находящихся на полном государственном обеспечении - 32 человека;

* детей, получающих пенсию по потере кормильца - 14 человек;

* детей, получающих алименты - 11 человек;

* Детей, состоящих на учете в ПДН - 3 человека;

Состав по классам:

Дошкольников - 5 человек (10%);

Младшие школьники (1 - 4 классы) - 2 человека (3%);

Старшие школьники (5 - 11 классы) - 19 человек (87%).

Состав по половому признаку:

Мальчики - 72%;

Девочки - 28%.

Проблемы учреждения:

1. большое количество детей подросткового возраста;

2. количество мальчиков превышает количество девочек;

3. открытие службы содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан.

Основные направления деятельности.

Деятельность Учреждения направлена на реализацию основных целей воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Создание благоприятных условий, способствующих всестороннему развитию личности.

2. Обучение и воспитание детей в интересах личности, общества и государства.

3. Обеспечение охраны здоровья воспитанников.

4. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации.

5. Создание условий для трудового воспитания и образования на основе интеграции Учреждения с социумом.

Характеристика педагогического коллектива.

Состав администрации:

* директор детского дома (Свиридова Н.Т.);

* заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Абанина О.А.);

* заместитель директора по административно-хозяйственной части;

* главный бухгалтер детского дома.

Ведущие специалисты:

* социальный педагог;

* педагог-психолог;

* педагог дополнительного образования;

* логопед;

* библиотекарь;

* музыкальный руководитель;

* инструктор по физическому воспитанию;

* врач-педиатр;

* 4 медицинские сестры;

* руководитель кружка;

* педагог дополнительного образования.

Количество воспитателей - 12 человек.

Образование:

* высшее - 9 человек;

* среднее специальное - 13 человек.

Категория:

* высшая - 8 человек;

* 1-я категория - 11 человек;

* 2-я категория - 3 человека.

Т.к. одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском доме сложилась система работы по профопределению воспитанников.

Первый этап работы - профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий, особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получит ребенок, тем легче ему будет определиться с выбором.

Профпросвещение проводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельская местность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебные заведения города и области). Использование профессиональных игр, упражнений. Использование профессиональных проб - вся трудовая деятельность, в которой участвуют наши дети - выпечка, шитье и т.п. При этом учитываются возрастные особенности, особенности личности детей.

Второй этап - профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств: способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений.

Диагностики:

1). Лист выбора профессии.

2). Рисуночные тесты.

3). Знакомство с выбором профессии.

4). Анкета «О профессии».

5). ДДО.

Заполнение карты (индивидуально) профессионального выбора:

- более полная, углубленная диагностика;

- использование услуг ЦЗН, психолога.

Третий этап - составление индивидуального плана для каждого выпускника, по результатам диагностики, наблюдений и бесед с учетом возрастных и личностных особенностей. Составление индивидуального плана по каждому ребенку. Желательно прописывать таблицей:

Мероприятие

Дата

Ответственный

По какой профессии более углубленно работаем с ребенком, куда необходимо обратиться дополнительно; какую работу еще провести.

На четвертом этапе проводится профконсультирование специалистами: оказание помощи воспитаннику для успешного профопределения. Профконсультирование проводят как специалисты детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник), так и специалисты других учреждений социума (Тотемский центр ПМСС, центр занятости населения, КЦСОН) в случае необходимости. Все консультации, встречи, беседы - фиксируются, прописывая цель (проблемы личностного развития, проблемы профессионального выбора и т.п.).

На следующем этапе проводится профконсилиум, где дается заключение о соответствии индивидуальных качеств личности ребенка его профессиональному выбору, вырабатывает совместное решение по ликвидации проблем профессионального выбора. При обсуждении проблемы учитываются физиологические, психологические особенности ребенка, а так же его желания и возможности. Профконсилиум завершается разработкой индивидуального плана работы для каждого выпускника, так же составляются рекомендации.

Заключительный этап - реализация рекомендаций: подготовка и содействие в поступлении в учебные заведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников. Если при реализации рекомендаций возникают проблемы, то работа по профопределению возвращается на четвертый этап - профконсультирование специалистами.

Профессиональное просвещение детей проводиться с 5 класса, на каждого ребенка заводиться индивидуальная папка, где содержится информация о профориентационной работе с ним (результаты диагностики, беседы, методы и формы работы, проводимые с ребенком) и каждый год делается вывод о проделанной работе. На каждый год разрабатывается план профориентационной работы, где указаны мероприятия, которые необходимо провести для успешного профопределения (количество часов, тема, временные рамки, ответственные за мероприятие).

2.2 Пути формирования самоопределения и самовоспитания воспитанников детского дома

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (деятельность личности и отношения личности к данной деятельности). Воспитанники, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. При этом важно: осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего «Я»; наличие ясных и четких перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается. Система работы по обеспечению социальной защищенности ребенка включает в себя не только социальную защиту, но и подготовку детей к самозащите. Сформировать у ребенка способность самозащиты - значит защитить его.

Подготовить ребенка к самозащите - это значит сформировать комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человеку успешно преодолевать трудности социализации. Самозащита - это успешное условие адаптации личности. Самозащита личности - это понятие комплексное. Можно выделить в работе несколько видов самозащиты, которые тесно связаны друг с другом.

1) Юридическая - самозащита личности в соответствии с основами права, принятыми в обществе.

2) Материальная - самозащита с использованием денег или каких-либо других материальных предметов.

3) Профопределение. Работа по профопределению занимает важное место в жизненном и профессиональном самоопределении.

Необходимость сформировать у воспитанников комплекса качеств, благодаря которым человек совершает осознанный выбор и адаптируется в новой ситуации, способен решать возникающие проблемы в любом возрасте и в любой важной ситуации. К таким качествам можно отнести автономность, информированность, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение. Для решения этих проблем особое значение имеет работа по профопределению воспитанников и их дальнейшему трудоустройству, которая включает в себя:

- сбор информации по профориентации

- оформление папок по профопределению

- оформление карт индивидуального профопределения старших воспитанников

- собрания, экскурсии, беседы с представителями разных профессий

- сбор информации в центре занятости населения

- мероприятия ….

- проведение профконсилиума…. (ПМПК)

ПМПК - это комплексная диагностика и определение действий субъектов, заинтересованных в успешном профопределении, обучении и полноценном воспитании детей.

Профконсилиум проводиться 4 раза в год. Организатором является социальный педагог. На профконсилиуме присутствуют педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, воспитатели детского дома. Специалисты в период между проводимыми консилиумами проводят диагностику психологических, физиологических, личностных особенностей, профориентационной направленности воспитанника. На консилиуме им предоставляется слово проговорить результаты диагностики и высказать профессиональное мнение по поводу той профессии, по которой в силу своих возможностей может пойти учиться выпускник. После выступления всех специалистов делается общий вывод. Затем по одному приглашаются воспитанники, выпускники детского дома и с ними проводиться беседа, где воспитанник говорит о своих желаниях и интересах. На основе всех критериев делается общий вывод, и составляются рекомендации дальнейшей профориентационной работы с ним, также назначаются ответственные.

2.3 Анализ занятости выпускников детского дома

Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мы получили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах - 3 человека, в ПТУ - 30 человек, обучаются на курсах - 2 человека, 15 человек работают, 5 - служат в армии, не работают и не учатся - 9 человек. Из выпускников 16 человек создали свои семьи, 5 из них зарегистрировали брак. Из 39 выпускников детского дома:

Из 37 выпускников Тотемского детского дома, продолживших обучение:

Из 16 человек создавших свои семьи:

Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределению воспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и как следствие успешной социализации в обществе.

Данная система по профопределению является успешной, но все же необходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На наш взгляд, в условиях МОУ «Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсов возможно создание программы по профопределению воспитанников на достаточно длительный период, например, сроком на 3-5 лет.

Заключение

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Недостатки в социализации выпускников детского дома свидетельствуют о необходимости объединения усилий специалистов и выстраивания общих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций.

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность.

Т.к. одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском доме сложилась система работы по профопределению воспитанников.

Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределению воспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и как следствие успешной социализации в обществе.

Данная система по профопределению является успешной, но все же необходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На наш взгляд, в условиях МОУ «Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсов возможно создание программы по профопределению воспитанников на достаточно длительный период, например, сроком на 3-5 лет.

Список литературы

Аркадьев А.А., Тесты по профориентации для учащихся. Минск: Соврем. шк., - 2008.

Балахин В.И., Заяц В.П. Основы теории и практики профориентации. Л.: ЛГПИ, 1990 г.

Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М - 1991 г.

Василькова Т.М. Социальная педагогика. М - 2000.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение - 1988.

Каганов А.Б. Выбираю профессию: Кн. для учащихся. М - 1986.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение - 1990.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение - 1990. 2-е издание.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону - 1996.

Кон И.С. Ребенок и общество. М - 1988.

Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение учащихся. М - 1998.

Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. - М., 1987.

Митина Л.М., Брендакова Л.В. Психологическое сопровождение выбора профессии. М - 2003., 2-е издание.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М - 1997.

Мудрик А.В. Социализация. М. - 1991.

Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. М - 1983.

Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии: Кн. для учителя. М - 1986.

Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. М - 1980.

Прихожан А.М. Дети без семьи. М - 1990.

Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М - 1983.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать