Деятельность школьных библиотек

Деятельность школьных библиотек

Содержание

Введение

Глава 1. Роль школьной библиотеки в учебном процессе

Глава 2. Концепция поддержки детского чтения

Глава 3. Состояние фондов школьных библиотек

Глава 4. Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

4.1 Цели деятельности современной школьной библиотеки

4.2 Процессы обслуживания читателей в школьной библиотеке

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий.

Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Сегодня информационная среда быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек. Читатель школьных библиотек становится активным читателем и других библиотек. И все чаще профессиональная библиотечная среда говорит о том, что не хочет быть заложником кризиса школьных библиотек России.

Поэтому все лучшие и передовые зарубежные идеи библиотечной компьютеризации, освоенные российским библиотечным сообществом, необходимо перенести на сообщество школьных библиотекарей. И самое важное здесь - практическая реализация этих идей, а также внедрение корпоративных методов работы.

Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь -школьной библиотеки.

Объектом исследования данной работы является школьная библиотека, как часть учебного процесса.

Предметом являются условия, создаваемые в школьной библиотеке для интеллектуального и творческого развития детей.

Цель курсовой работы - рассмотреть школьную библиотеку, как центр интеллектуального и творческого развития детей.

Опираясь на поставленную цель, мы можем выдвинуть перед собой следующие задачи:

-определить роль библиотек в интеллектуальном и творческом развитии школьников;

-рассмотреть состояние фондов современных библиотек;

-проанализировать технологию библиотек общеобразовательных учреждений;

-выявить их цели деятельности.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, но в данной работе мы рассматриваем совместную реализацию привития интереса к чтению и развитие творческих способностей ребёнка.

Помимо детей, приоритетной группой в моей работе являются те, которые позволяют решить эту задачу, задачу формирования библиотечной среды (развивающей), то есть полностью соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей - школьников; наполненной любовью и уважением к детям; среды, наполненной совместной деятельностью детей и взрослых, основанной на взаимопонимании, взаимообогащении.

Глава 1. Роль школьной библиотеки в учебном процессе

«Школа - это прежде всего, книга,

а воспитание - прежде всего, слово, книга

и живые человеческие отношения».

В.А. Сухомлинский

Библиотека в школе... Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

В хорошо всем нам известной газете «Библиотека в школе» одна из статей начиналась словами: «Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школе больше, чем просто библиотека». И не только школьная, но и любая учебная библиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.

Глава 2.Концепция поддержки и развития детского чтения

В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколений. Для того чтобы эта политика была целенаправленной, необходима разработка различных концептуальных материалов, отражающих системное видение основных проблем в этой сфере, подчеркивающих приоритетность юных читателей, выстраивающих стратегию деятельности властных структур, общественных организаций и различных институтов инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения.

Приоритетность читателей в возрасте от нуля до восемнадцати определяется не только естественными для зрелой цивилизации гуманистическими традициями, но и особой значимостью читательской активности как средства социализации и индивидуального развития в период взросления.

Государственные структуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательного заведения, набирающие силы гражданское общество страны ответственны за создание информационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровня грамотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые для человечества ценности решается путем культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как в средстве полноценной самореализации. Детство и юность, прожитые без книги, могут обеднить всю последующую жизнь, обречь на неполноценное существование, запрограммировать отставание практически во всех областях человеческой деятельности. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Понимание данной темы побудило начно-педагогический коллектив Центра чтения одного из регионов нашей страны разработать Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения. Концепция выполняет функцию закрепления имеющихся достижений программно- проектной деятельности в данном направлении, обозначения наиболее острых проблем детского и юношеского чтения; выявления возможностей их комплексного решения на основе консолидированных усилий различных институтов и рационального пользования региональных ресурсов.

Стратегической целью является разработка системы поддержки и развития детского чтения.

Достижению поставленной цели должен предшествовать предварительный анализ проблемной ситуации в сфере детско-юношеского чтения.

Обозначим наиболее острые проблемы поддержки и организации детско-юношеского чтения и пути решения обусловленных ими задач на региональном уровне, обозначенные в Концепции.

В сфере управления должны быть выявлены все возможности для поддержки институтов инфраструктуры детского и юношеского чтения. Необходимо осознание приоритетности поддержки названных институтов; это должно найти отражение в преимущественном финансировании учреждений: укрепление их материальной базы, наращивание технического оснащения, повышение привлекательности и доступности для юного потребителя книжно-журнальной продукции и пользователя библиотеки.

Стимулирование чтения невозможно без упорядочения информационно-книжной среды, составляющей ресурсную базу детского и юношеского чтения. Для диагностики состояния этой инфраструктуры целесообразно осуществить:

-мониторинг в области институтов книжного дела , ориентированных на развитие детско-юношеского чтения: издательств, книжных магазинов, библиотек.;

-оценку таких важнейших составляющих ресурсной базы детско-юношеского чтения как библиотечные фонды и ассортимент книжного рынка;

-определение особенностей продвижение книги в названных институтах.

Это необходимо для выявления проблемных областей, требующих упорядочения инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения с целью выравнивания возможностей доступа к книжно-журнальной продукции, электронным информационным сетям на различных территориях.

Глава 3. Состояние фондов школьных библиотек

Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающие приоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подразделения образовательных учреждений- ориентированные на потребности обслуживаемого учреждения и рассматривают свою деятельность как часть педагогического процесса. Однако специалисты и тех, и других библиотек выделяют в качестве особого важного направления работу с учащейся молодежью.

На рубеже 20-21 веков значительно возрос поток информации, специально адресованной школьной библиотеке.

До середины 70-х годов школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей, что ее функции, задачи и, соответственно, фонды были ориентированы лишь на поддержку учебно-воспитательного процесса. На уровне законодательных актов федерального значения статус школьной библиотеки до сих пор практически не обозначен.

Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого - в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения- медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий- в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.

Рассмотрим более подробно предлагаемые подходы.

Приоритетность информационно-библиотечной работы с медиадокументами практически означает полное исчезновение школьных библиотек как самостоятельное подразделение образовательных учреждений. Автор концепции школьной медиатеки Е.Н. Ястребцева считает, что библиотеку пора реорганизовать в школьный библиотечный медиацентр с непременной сменой названия. Впрочем, в собственных рекомендациях автор продолжает использовать термин «библиотека», обозначая им составную часть школьного библиотечного медиацентра.

При ближайшем распространении выясняется, что роль и новые функции библиотекаря порой весьма сходны с его нынешними функциями.

Совокупный фонд школьных библиотек составляет около 1 миллиарда томов. Каждая из них имеет в среднем в своем фонде 15 тысяч экземпляров, почти половину которых составляет учебная литература. На одну библиотеку приходится 300 читателей-школьников.

Наблюдается существенная разница между среднестатистической городской и сельской школьной библиотекой. Объем фонда в городе- 33 тыс. экз., в то числе 16 тыс. учебников, на селе-8 тыс. экз., в том числе 3 тыс. учебников.

Книгообеспеченность одного школьника составила около 48 экз. литературы, в то числе 23 экз. учебников.

Библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают не систематически, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве, образовательные учреждения не в состоянии заказывать именно ту литературу, которая им необходима.

Остро недостает новых справочных, энциклопедических изданий, научно-популярной литературы для учащихся, педагогической литературы для учителей.

Фонды современной библиотеки образовательных учреждений- это не только традиционная печатная продукция, но и нетрадиционные пока что виды документов.

Значительная часть библиотек имеет кино- , фото- и фонодокументы, а наиболее «продвинутые »- электронные носители информации, используются возможности локальных и глобальных компьютерных сетей. Появляются изменения в видовом и содержательном составе фондов: они формируются качественными ученическими рефератами, научными изданиями.

Большинство образовательных учреждений располагают, как правило, основными учебниками из Федерального перечня, что, естественно, ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, дополнительных учебных курсов и дисциплин.

Деятельность школьных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объем книговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированный справочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне. Библиотеки контролируют процесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органами управления образованием.

Школьные библиотеки отказываются от единовременной выдачи комплектов учебников в сентябре сроком на весь учебный год. Теперь этот процесс ведется в течении всего года, что связано с круглогодичной поставкой изданий, выпуском новых, использованием альтернативных учебников, необходимость обращения к изданиям прошлых лет при изучении отдельных тем и подготовки рефератов и докладов.

Таким образом, работа с учебным фондом объемна, разнообразна по содержанию и технологиям и требует от школьных библиотек весомых трудозатрат.

Глава 4. Технология работы библиотеки общеобразовательного учреждения

«В настоящее время происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстро меняющимся условиям общественной жизни, обновление его средств, форм и методов»,- данное утверждение одного из отечественных библиотековедов в полной мере справедливо и для школьных библиотек.

Содержание и технология работы библиотеки определяются совокупностью целей - общей( стратегической), основными

( перспективными) и конкретными ( текущими).

Технология работы - это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки.

Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующему кругу вопросов:

-планирование и отчетность;

-формирование фондов;

-организация и хранение фондов;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать