Безопасность жизнедеятельности
Министерство образования РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к курсовой работе
по дисциплине
« Безопасность жизнедеятельности »
по теме
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в помещении с
техническими средствами ИСЭ»
Автор работы _____________ .11.99 г. О. В. Болотова
подпись и дата
Направление 522300
Специальность 071900 «Информационные системы в экономике»
Группа ИСЭ – 52
Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С.
подпись и
дата
Работа защищена _____________ оценка ________________
дата
Преподаватель работы ________________________________
подпись
г. Тверь, 1999
МО РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Болотова О.В. группа ИСЭ – 52
1. Тема «Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в
помещении с техническими средствами ИСЭ».
2. Срок предоставления работы «31» ноября 1999 г.
3. Исходные данные по варианту № 2 .
4. Содержание пояснительной записки курсовой работы.
1. Идентификация возможных поражающих, опасных и
вредных факторов в помещении и вне его.
2. Выбор методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности
в помещении.
3. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ (освещение,
кондиционирование и прогнозирование возможной радиационной
обстановки при аварии на КАЭС) работников помещения при
нормальном и аварийном режимах работы.
4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране окружающей
среды, предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидации
последствий ЧС.
5. Перечень графического материала, размещение светильников, питающих
щитков, кондиционеров, принятая схема воздухообмена и схема возможных зон
РЗ и ВП при аварии на КАЭС.
Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С.
подпись и дата
Задание принял к исполнению __________ «12» 09 1999 г.
подпись
| |
|СОДЕРЖАНИЕ |
| |
|Введение 4 |
|Аналитико-расчетная часть 5 |
|1. Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и|
|вне его 5 |
|2. Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении. 8 |
|4. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ работников помещения при |
|нормальном и аварийном режимах работы 10 |
|3.1. Проектирование установки искусственного (рабочего и аварийного) освещения |
|для помещения 10 |
|3.2. Проектирование местной системы кондиционирования воздуха для помещения на |
|автономных кондиционерах. 13 |
|3.3. Прогнозирование возможной радиационной обстановки при авариях на КАЭС. 15 |
|4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране ОС, предупреждению |
|аварий и пожаров в помещении и ликвидации последствий ЧС. 19 |
|4.1. Технические способы и средства, организационные и технические мероприятия |
|по обеспечению электробезопасности при эксплуатации технических средств ИСЭ. 19|
| |
|4.2. Общие мероприятия по охране окружающей среды на объекте экономики 20 |
|4.3. Мероприятия по предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидация |
|последствий ЧС. 21 |
|Заключение 23 |
|Библиографический список 24 |
|Приложения 25 |
| | | | | |Курсовая работа |
| | | | | | |
|Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| |
|м |т | | |а | |
|Разраб| Болотова| | | |Лит. |Лист |Листов |
|. |О.В. | | |СОДЕРЖАНИЕ | | | |
|Пров. |Аксеонов | | | | |У| |3 |28 |
| |Б.С. | | | | | | | | |
| | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 |
|Н.конт| | | | | |
|р. | | | | | |
|Утв. | | | | | |
| |
|Введение |
| |
|Повышенное внимание к проблеме БЖД во всех средах обитания объясняется целым |
|рядом факторов. Одним из основных направлений обеспечения безопасности |
|человека, помимо экологических аспектов и резкого роста вероятности несчастных |
|случаев в быту, остается профилактика производственного травматизма. Важнейшими|
|причинами, определяющими необходимость совершенствования сложившейся системы |
|обеспечения БЖД на производстве, являются изменение содержания труда и условий |
|его выполнения, что, в свою очередь сказывается на характере производственного |
|травматизма. |
|В эпоху НТП в трудовой деятельности все большее значение приобретают |
|психологические характеристики человека, а сам труд все чаще превращается в |
|преимущественно умственный труд. Среди различных видов профессиональной |
|деятельности растет значение операторских специальностей, для которых |
|характерным является взаимодействие человека не с непосредственными |
|характеристиками управляемых объектов, а с их информационными моделями. |
|Эффективность труда прежде всего определяется точностью восприятия информации, |
|скоростью ее переработки и правильностью принимаемых решений, а не физическими |
|возможностями работника. Повышение требований к психологическим качествам |
|специалиста, высокая ответственность за принимаемые решения, особенно в |
|условиях дефицита времени или недостатка информации является причиной |
|профессионального стресса, при котором нарушается адекватность реакции |
|человека, ухудшается качество его деятельности, снижается уровень здоровья и |
|растет производственный травматизм. |
|Изучением этих проблем занимается БЖД – наука о комфортной и безопасном |
|взаимодействии человека со средой обитания. Ее основными задачами является |
|сохранение работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния |
|среды обитания и применении мер защиты от негативных факторов естественного и |
|антропогенного происхождения. |
| |
| |
| |
| | | | | |Курсовая работа |
| | | | | | |
|Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| |
|м |т | | |а | |
|Разраб|Болотова | | | |Лит. |Лист |Листов |
|. |О. В. | | |Введение | | | |
|Пров. |Аксеонов | | | | |У| |4 |28 |
| |Б.С. | | | | | | | | |
| | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 |
|Н.конт| | | | | |
|р. | | | | | |
|Утв. | | | | | |
|Аналитико-расчетная часть |
| |
|Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и |
|вне его |
| |
|В основе возникновения негативных воздействий на человека лежит неравновесное |
|состояние материального мира и прежде всего различия энергетических |
|характеристик его компонентов, в уровнях тепловой, кинетической, |
|электромагнитной и других видов энергии. Появление и развитие человеческого |
|общества привело к формированию и расширению нового класса негативных |
|воздействий – антропогенных негативных факторов. Деление НФ на естественные и |
|антропогенные – это классификация факторов по происхождению. |
|С трудовой деятельностью человека связана особая группа психофизиологических |
|факторов, создающих высокие уровни физических и нервно - психических нагрузок |
|и обусловленную ими тяжесть и напряженность труда. |
|Государственными стандартами предусмотрена следующая классификация опасных и |
|вредных производственных факторов: |
|Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия |
|следующие группы: |
|физические; |
|химические; |
|биологические; |
|психофизиологические. |
|Физические опасные вредные производственные факторы подразделяются на |
|следующие: |
|движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; |
|передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; |
|обрушивающиеся горные породы; |
|повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; |
|повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень |
|шума на рабочем месте; |
|повышенный уровень вибрации; |
|повышенный уровень инфразвуковых колебаний; |
|повышенный уровень ультразвука; |
|повышенной или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое |
|изменение; |
|повышенная или пониженная влажность воздуха; |
|повышенная или пониженная ионизация воздуха; |
|повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; |
|повышенной значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может |
|произойти через тело человека; |
|повышенный уровень статического электричества; |
|повышенный уровень электромагнитных излучений; |
|повышенная напряженность электрического поля; |
|повышенная напряженность магнитного поля; |
|отсутствие или недостаток естественного света; |
| | | | | |Курсовая работа |
| | | | | | |
|Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| |
|м |т | | |а | |
|Разраб|Болотова | | |Аналитико-расчетная часть |Лит. |Лист |Листов |
|. |О. В. | | | | | | |
|Пров. |Аксеонов | | | | |У| |5 |28 |
| |Б.С. | | | | | | | | |
| | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 |
|Н.конт| | | | | |
|р. | | | | | |
|Утв. | | | | | |
|недостаточная освещенность рабочей зоны; |
|повышенная яркость света; |
|пониженная контрастность;прямая и отраженная блескость; |
|повышенная пульсация светового потока; |
|повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; |
|повышенный уровень инфракрасной радиации; |
|острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов|
|и оборудования; |
|расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности |
|земли(пола); |
|невесомость. |
|Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются: |
|по характеру воздействия на организм человека на: |
|токсические; |
|раздражающие; |
|сенсибилизирующие; |
|канцерогенные; |
|мутагенные; |
|влияющие на репродуктивные функции; |
|по пути проникновения в организм человека через: |
|органы дыхания; |
|желудочно-кишечный тракт; |
|кожные покровы и слизистые оболочки. |
|Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие |
|биологические объекты: |
|патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, |
|простейшие) и продукты их жизнедеятельности; |
|микроорганизмы (растения и животные); |
|Психологические опасные и вредные производственные факторы по характеру |
|действия подразделяются на следующие: |
|физические перегрузки подразделяются на: |
|статические; |
|динамические. |
|нервно-психические перегрузки подразделяются на: |
|умственное перенапряжение; |
|перенапряжение анализаторов; |
|монотонность труда; |
|эмоциональные перегрузки. |
|Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего |
|действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.|
| |
|Работа с вычислительной техникой по вредности относится к безопасным (риск |
|смерти на человека в год составляет менее 0.0001). Тяжесть труда у операторов |
|ВТ также минимальна, так как уровень психической нагрузки по этому роду |
|деятельности предусматривает энергозатраты 2000...2400 ккал в сутки. Условия |
|труда оператора принадлежат к классу I (оптимальные), так как отклонения |
|параметров микроклимата от гигиенических нормативов в данном случае минимальны.|
| |