Естественные и антропогенные негативные факторы

ионизирующего действия излучения и измерялась в кулонах на килограмм

(Кл/кг), или в рентгенах (P=2,58•10"4•4 кл/кг).

Для разных видов излучения биологический эффект при прочих равных условиях

оказывается различным. Для сравнения биологических эффектов одинаковой

поглощенной дозы разных излучений используется понятие относительной

биологической эффективности излучения (ОБЭ). Под ОБЭ излучения понимается

отношение поглощенной дозы образцового рентгеновского излучения к

поглощенной дозе данного вида излучения, вызывающего такой же биологический

эффект.

Эквивалентная доза излучения для оценки радиационной опасности хронического

воздействия ионизирующего излучения произвольного состава на организм.

За единицу эквивалентности дозы принят Зиверт (Зв), т.е. количество энергии

любого вида излучения, поглощенного биологической тканью, равное

поглощенной дозе 1 Дж/кг=100 бэр. Бэр - это биологический эквивалент рада,

равный 100 Эрг/г. Эффект действия излучения на организм человека зависит от

угла падения излучений к поверхности тела. Этот эффект оценивается

коэффициентом изотропности. Разные органы и ткани имеют различную

чувствительность к излучению. Учет неравномерности облучения разных органов

и тканей осуществляется введением эффективной эквивалентной дозы,

измеряемой в Зивертах (Зв).

В ряде случаев используется понятие мощности дозы (поглощенной,

эквивалентной), под которой понимается отношение приращения дозы к

^интервалу времени приращения.

^ Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом характеризуйся

определенными закономерностями. Для узкого пучка излучения спра-рюдлив

экспоненциальный закон ослабления в геометрии узкого пучка.

Для фотонного излучения макроскопическое сечение взаимодействия частиц

называется линейным коэффициентом ослабления в веществе и обозначается ц.

Величина 1/ц равна средней длине свободного пробега (дсп) и имеет

размерность длины. При толщине защиты равной 1 дсп плотность потока

ионизирующего излучения уменьшается в е раз.

Для у и Р излучений при наличии защитного барьера плотность потока для

точечного источника

Ф = Ane'l/^nR2), част./кв.м., где d - толщина защиты, см;

ц - коэффициент ослабления излучения, см;

n - число частиц;

А - активность источника, Бк;

R - расстояние, м.

Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом зависит от вида

излучений. Заряженные частицы, проходя через вещество, расходуют свою

кинетическую энергию при взаимодействии с электронами вещества (возбуждение

атома, его ионизация, образование тормозного излучения). При этом может

быть упругое и неупругое взаимодействие.

Взаимодействие фотонов с веществом зависит от их энергии. Наиболее важными

видами взаимодействия для защиты от фотонного излучения являются:

- фотоэлектрический эффект, при котором фотон поглощается атомом,

- комптон-эффект - это рассеяние фотона на свободном электроне.

Фотон при этом не поглощается, а изменяет свою энергию и направление

движения, происходит эффект образования электронно-позитронной пары;

образованные электрон и позитрон производят ионизацию среды.

Нейтроны, не имея электрического заряда, не взаимодействуют с электрическим

полем частиц и ядер атома, В зависимости от энергии нейтрона различают типы

их взаимодействия с веществом: упругое и неупругое рассеяние, радиационный

захват с испусканием фотона, захват с испусканием заряженных частиц и

деление ядер.

5. Организация работ по ликвидации ЧС (общие положения)

Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне

чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами

и средствами разведки и неотложных работ, а также организация

жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами

организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти

субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности

вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального

подчинения, в том числе регионального формирования.

Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы

в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному

отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и

воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным

первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в

загородные зоны.

Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы

в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности

от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение

пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на

объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной

медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и

обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение

спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных

мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также

выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время

или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий

отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе

возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после

возникновения чрезвычайной ситуации.

В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной

ситуации проводятся:

Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и

обеспечение ее постоянной готовности.

Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных

ситуаций мИриого времени.

Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием

объектов, окружающей среды.

Организацию взаимодействия с органами военною командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,

катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению

задач.

Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по

предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к

выполнению СДНР.

Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф,

стихийных бедствий) осуществляются:

Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,

если они были уничтожены, и их защита.

Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

Организация и управление СДНР.

Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с

целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной

обстановке.

Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их

из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и

врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные

учреждения.

Спасательные работы включают:

разведку маршрутов движения и участков работ;

локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,

загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и

спасение находящихся в них людей;

подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной

фильтровентиляционной системой;

оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных

животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,

обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки.

Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи

пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения

спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий

(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта

и связи.

Другие неотложные работы включают:

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах

заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,

канализационных и технологических сетях в целях создания условий для

проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих

обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и

коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в

обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от

возможных повторных ядерных ударов противника;

СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и

многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со

специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,

воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные

и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и

организаций РФ;

учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава

России, а также других министерств и ведомств РФ;

формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений

Минсельхоза России;

военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и

предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и

оборудования Минэкологии России;

части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ

МВД России;

воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО

РФ;

соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для

ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения

полетов Минтранса России;

восстановительные и пожарные поезда МПС России;

аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и

ведомств РФ;

отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,

других добровольных общественных организаций.

Наиболее многочисленными по численности являются различные

невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по

спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного

времени.

Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:

на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут

использоваться формирования города (района), формирования сельского района

(некатегорированного города) и другие силы;

в городе без районного деления - группировки сил объектовых и

территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,

подразделения и части военного гарнизона;

в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы

города;

в области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов,

населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,

группировка сил районов и резервы.

По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу

предстоящих действий и обеспечивать:

возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных

работ в предельно сжатые сроки;

возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах

поражения и осуществление маневра ими;

устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил

и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования

общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и

специализированные формирования.

Специальные и специализированные формирования состоят из:

50% - медицинские формирования;

25% - противопожарные формирования;

10% - формирования радиационной и химической защиты;

10% - службы охраны общественного порядка;

5% - прочие аварийно-спасательные формирования.

К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях

относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные

по производительности и другим показателям основные и вспомогательные

технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или

определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной

ситуации.

Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются

средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой

механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,

вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства

индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами

ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и

других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах

стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление

ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие

требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в

сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить

задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления

ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само

управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным,

т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть

выше готовности сил ГО.

В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями

сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или

уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и

средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или)

радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее

обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и

ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств

материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную

обработку и проведение других мероприятий.

Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении

мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в

соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в

интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает

основную задачу.

Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий

успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются

на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и

выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий

сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости

работы отраслей и ОНХ в военное время.

Успешное проведение СДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею

достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер

безопасности при выполнении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения

работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-

энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест

расположения и характеристики ЗС;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности

различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на

готовность к действиям.

Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения

(район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания

спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в

высоком темпе.

Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения

фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены

первого эшелона.

Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и

наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их

проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности,

продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и

ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости

и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных

некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности,

продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый

эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в

загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских

районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый

эшелон.

Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены.

Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2

смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%,

вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов:

первой смены - не менее 2-х часов;

второй смены - от 3-х до 4-х часов;

третьей смены - от 5 до 6 часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО,

служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы

восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения

после выполнения задач.

В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО

заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного,

материального, технического, гидрометеорологического и инженерного,

химического и медицинского обеспечения.

Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору,

обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне

аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на

объектах и участках СДНР.

Основные задачи разведки заключаются в:

выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними

постоянного контроля;

выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;

усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый

период;

контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах

развертывания сил ГО и эвакуации;

уточнении состояния маршрутов;

усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при

возникновении ЧС;

выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных

бедствий;

установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

определении состояния маршрутов после ЧС;

контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил

ГО;

выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения

ЧС.

Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная,

радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-

эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная,

фитопатологическая.

Организация спасательных и других неотложных работ включает:

принятие решения на проведение работ;

постановку задач силами ГО;

планирование проведения работ;

организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей

группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НТО на

проведение СДНР.

Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить

на 3 этапа:

1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и

подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах

поражения, районах ЧС.

3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения,

последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:

Задачи по экстренной защите и спасению населения:

оповещение об опасности;

использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи

пострадавшим.

Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

приведение в готовность органов управления;

организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ

в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе

вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач

силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее

обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за

выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.

Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий,

катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.

На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей

и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-

, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения;

восстановление жилья и т.д.

Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и

предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных

особенностей каждого предприятия.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются:

оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения,

проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором

произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и

поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим

и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий

на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных

работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание

неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося

оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской

службы.

Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий

аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются

специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и

служб.

Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны

спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым

формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО

проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при

выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых

строго обязательно.

На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у

опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с

предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-

энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих

служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией

последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся

одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой

чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа

ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и

специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям,

указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального,

технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную

смену, отдых и питание личного состава.

К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды,

подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической

помощи.

С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с

обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем

объекте или по отдельным участкам. В тех случаях, когда имеется достаточное

количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил

недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в

первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на

участках, представляющих наибольшую опасность.

На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация

последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с

формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет

наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования

общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары,

извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую

медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на

коммунально-энергетических сетях.

Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в

некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и

со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в

охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и

быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.

Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация

отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой

целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают

отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или

обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной

полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания

отсечной полосы шириной до 50-100 м.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где

находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних

этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для

перекачки воды из удаленных источников.

К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и

противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных

конструкций - специальные строительно-монтажные организации.

В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда

разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в

поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск

начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных

подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных

пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок

спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными

- голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей

начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные

стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с

первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с

соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают

осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД

- изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей

разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя

специальные приспособления.

Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при

этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций.

Чтобы сласти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется

осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не

было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура

завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия,

колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала

чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае

рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) -

по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо

освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему

дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных

зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.

Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и

другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные

станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения

крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и

металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации:

домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях

загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы

обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на

смены и выделяют резервы.

Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся

в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков.

Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер

предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей

эвакуацией в лечебные учреждения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать