2. Разведывательные подразделения министерства армии США:
- Разведывательное управление министерства армии. В его
структуру входят разведывательные управления штабов сухопутных войск на всех театрах военных действий.
- Командование разведки и безопасности армии США. В его
структуру входят командования безопасности и разведки армии США (соединений и частей американской армии) на театрах военных дей ствий.
-_ 22 _
3. Разведывательные подразделения министерства ВВС США
- Разведывательное управление министерства ВВС, состоящее
из центрального аппарата (численность которого по данным прессы в 1988 г. составляла 2300 офицеров) и разведывательные управ ления на ряде театров военных действий и авиационных командова ний видов авиации.
- Национальное управление воздушно-космической разведки
США. По данным прессы бюджет этого управления превышает 8 млрд. долл.
- Командование по вопросам безопасности и радиоэлектронной
борьбы ВВС США, в котором по сообщениям прессы за 1983 г. слу жили более 10 тыс. офицеров.
4. Разведывательные подразделения Министерства ВМС США
- Разведывательное управление министерства ВМС США и под
чиненные ему подразделения в зонах действий флотов
-_ 23 _
- Командование военно-морской разведки США
- Командование разведки и безопасности ВМС США
- Разведывательное управление корпуса морской пехоты США
III. Разведывательные организации, входящие в гражданские
ведомства США
К разведывательным организациям гражданских ведомств США
относятся:
- разведывательные организации госдепартамента США
- разведывательные организации министерства торговли США
- разведывательные организации министерства финансов США
- разведывательные организации министерства энергетики США
- разведывательное подразделение ФБР США.
-_ 24 _
1. Разведка госдепартамента США
Это Управление разведки и исследований государственного
департамента (УРИ).
Согласно исполнительному приказу N 12333 УРИ обеспечивает
сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения внешней политики США, и подготавливает и рассылает разведыва тельную информацию.
Вместе с тем УРИ координирует с другими членами разведыва
тельного сообщества сбор информации, а также участвует в разра ботке тайных операций. УРИ опрашивает сотрудников госдепартамента после возвращения их из загранкомандировок с целью получения разведывательной информации, УРИ участвует в разработке нацио нальной разведывательной программы США.
2. Разведывательные подразделения министерства торговли США
- Отдел разведывательных связей
- Отдел разведывательного управления по со
-_ 25 _
действию экспортным операциям
- Отдел оценки возможностей зарубежного экс
портного управления
3. Разведывательные подразделения министерства финансов США
- Отдел разведывательной поддержки - отвечает
за сбор и анализ разведывательной информации через возможности министерства финансов, а также за координацию работы с другими организациями разведывательного сообщества.
Сбором информации за рубежом занимается атташе по финансо
вым вопросам дипломатического представительства США.
Согласно исполнительному приказу N 12333 от 1981 г. сбор
информации осуществляется открытыми методами. Информация соби рается о финансовом и валютном положении иностранных государств. - Секретная служба министерства финансов - обеспечивает
охрану президента и вице-президента, членов их семей, официаль ных гостей правительства, охрану правительственных зданий и со оружений. Служба насчитывает 1, 5 тыс. сотрудников, она занима ется сбором разведывательной и контрразведывательной информации о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые
-_ 26 _
могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц и объектов.
4. Разведывательное подразделение министерства энергетики
- Отдел оборонной разведывательной информации
управления по делам международной безопасности - не имеет свое го разведывательного аппарата за рубежом, но каждый сотрудник в министерстве энергетики, выезжающий за рубеж обязан по возвра щении предоставлять письменный отчет, содержащий собранные им сведения, в Управление по делам международной безопасности. Согласно исполнительному приказу президента N 12333 этот
отдел собирает сведения об энергетике иностранных государств, особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной энергетике.
5. Разведывательное подразделение ФБР - это управление
контрразведки ФБР. Оно обязано добывать разведывательную инфор мацию используя все негласные средства, имеющиеся в его распо ряжении, как на территории США, так и за рубежом. Оно не только само ведет сбор разведывательной информации об иностранных го сударствах, но и оказывает помощь в сборе внешней разведыва
-_ 27 _
тельной информации другим организациям разведывательного сооб щества.
IY. Штаб разведывательного сообщества или Центральная
разведка.
Координационный орган всей американской разведки. В него
входят представители всех разведывательных ведомств США. Возг лавляет штаб директор центральной разведки, который является по должности директором ЦРУ. Директор Центральной разведки назна чает директорат. В состав рабочего аппарата Штаба разведки вхо дит восемь комитетов (по направлениям работы) и несколько уп равленческих групп.
Бюджет, численность штаба публикуются официально. В 1989 г. бюджет составлял 23, 5 млн. долларов при численности 224 человека.
-_ 28 _
ГЛАВА 4
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В США регулярно издаются сборники нормативных актов о дея
тельности разведывательного сообщества.
В 1987 г. был издан очередной сборник "Compilation
on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders of interest to the national intelligence community"
В нем - более 100 действующих нормативных актов.
Основные нормативные акты
11. Закон о национальной безопасности 1947 г.
Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной бе зопасности, состоящий из Совета национальной безопасности, Ми нистерства обороны и Центрального разведывательного управления. Этим же законом, статьей 102 было учреждено ЦРУ, возглавляемое директором Центральной разведки и подчиняемое Совету националь ной безопасности, в функции которого входит координация разве дывательной деятельности всех разведывательных подразделений и
-_ 29 _
идея самостоятельной разведки.
В последующем этот закон был дополнен тремя новыми разде
лами, каждый из которых состоит из ряда самостоятельно принятых законов.
Раздел 5 - в него вошли 2 принятых нормативных акта
1. Закон о надзоре за разведкой, который уста
навливает контроль президента за осуществлением тайных операций. 2. Закон 1988 г. , усиливающий подконтрольность
президента конгрессу относительно тайных операций.
Раздел 6 - закон о защите личного состава разведки 1982 г.
Закон запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и агентуре ЦРУ, и предусматривает строжайшие меры наказания, включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое разглашение любым лицом6 включая конгрессменов.
Раздел 7 - об информации ЦРУ 1984 г.
Этим законом разведка выведена из под действия закона 1966 г. о свободе информации. Всякая информация о разведке должна публи коваться после рассмотрения ее ЦРУ.
12. Закон о ЦРУ 1949 г.
В основном закон касается регулирования финансовой дея
тельности разведки, ее официальной деятельности, в нем есть
-_ 30 _
разделы о защите информации ЦРУ и есть разделы, предусматриваю щие упрощенную процедуру принятия американского гражданства ли цами, оказавшими помощь ЦРУ.
13. Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г.
Все сотрудники государственных учреждений США пользуются
общим государственным бюджетным фондом, а для сотрудников ЦРУ этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспече ние.
15. Закон об агенстве национальной безопасности 1959 г.
14. Закон о наблюдении за деятельностью
иностранных разведок 1978 г.
Есть целый блок законов, регулирующих деятельность разведок - это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведыва тельную деятельность США. В этих законах кроме утверждения соб ственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо но вые нормы - расширение или изменение прав членов разведыватель ного сообщества.
-_ 31 _
Исполнительные приказы президента США.
В американской юридической теории и практике эти исполни
тельные приказы рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти, составляющая часть федерального права и имеют обязательную силу для всех без исключения прави тельственных ведомств США.
Наиболее важным из исполнительных приказов президента о
деятельности разведки является приказ N 12333 от 1981 г.
Он определил состав разведывательного сообщества и задачи
его членов
-_ 32 _
ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До настоящего времени Разведывательное сообщество имело вы
шеописанную структуру, но сейчас, в связи с распадом СССР, из менениями в Восточной Европе и другими событиями мирового масш таба, а также в связи со множеством громких провалов и скандалов подготавливается коренная реорганизация разведки.
Но в любом случае разведка останется важнейшей составляю
щей частью американского государства.
Выступая 4 января 1994 года в штаб-квартире ЦРУ перед сот
рудниками американской разведки, президент США Б. Клинтон зая вил: "На разведку возлагается уникальная миссия. Никто не знает это лучше тех, кто имеет честь работать в овальном кабинете Бе лого дома. Передавая на хранение в ЦРУ свое фото с автографом, президент Трумэн сделал на ней такую надпись: "Центральному разведывательному управлению, без которого не может обойтись президент США, от человека, знающего об этом не понаслышке". Каждый мой день начинается с вопросов о событиях, происшедших накануне и в течение ночи. Подобно моим предшественникам, я вы нужден искать ответы на эти вопросы, обращаясь в первую очередь
-_ 33 _
к разведывательному сообществу, поскольку именно оно предупреж дает меня и всю нацию о возникающих угрозах, указывает на наи более важные тенденции в развитии ситуации в мире".
Далее президент отметил: "Деятельность разведки сегодня
очень важна. Завершение "холодной войны" укрепляет безопасность США, ведь именно разведка, действуя самыми разными путями, по могла одержать победу в этом противостоянии, и, конечно, неслу чайно один из осколков Берлинской стены находится как памятник на территории ЦРУ. Но и нынешний, обновленный мир остается пол ным опасностей и, судя по многим событиям, становится даже бо лее сложным и более трудным для правильного понимания происхо дящих процессов. Администрация испытывает острую потребность в более деятельной информации о развитии этнических конфликтов, нарастании воинствующего национализма, угрозе терроризма, а также распространении всех видов оружия массового уничтожения. Точная и заслуживающая доверия разведывательная информация слу жит ключом к пониманию каждой из этих проблем и без нее затруд нено принятие выверенных решений по кризисным ситуациям или по долгосрочным процессам в мире".
-_ 34 _
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ, ВОЗГЛАВЛЯВШИХ ЦРУ
Роско Хилленкётер.
Адмирал
С 1920 года служил в ВМС США. В 1932 г. участвовал в операции американских войск в Никарагуа. В 30-х годах работал в разведке ВМС США, затем военно-морской атташе в Париже. Участвовал в вой не против Японии. С 1946 г. вновь атташе во Франции. В 1947 г. назначен директором ЦРУ; занимал этот пост до 1950 года.
Уолтер Беделл Смит.
Генерал
С 1928 г. в военной разведке США. В 1942 г. - начальник штаба у генерала Эйзенхауэра на Средиземноморском театре военных
действий. В 1946-1949 гг. - посол США в Москве. С февраля 1953 года - заместитель госсекретаря США. Директор ЦРУ с 1950 по 1953 год.
Аллен Даллес.
Разведчик-профессионал
Младший брат Дж. Фостера Даллеса, государственного секретаря США в при Эйзенхауэре. Большую часть своей жизни посвятил УСС,
-_ 35 _
а затем ЦРУ. Директор ЦРУ с 1953 по 1961 г. Первый сугубо про фессиональный руководитель секретных операций ЦРУ США.
Джон Маккоун.
Крупный бзнесмен, мультимиллионер
В 30 - 40-х гг. - президент нескольких компаний. Директор ЦРУ с 1961 по 1965 г. Был влиятельной фигурой на последних этапах президенства Кеннеди. После ухода из ЦРУ стал одним из директо ров американской компании "International Telephon & Telegraph".
Уильям Рейборн.
Вице-адмирал
С 1932 г. в ВМС США. В последние годы службы на флоте руково дил специальной программой по созданию подводных лодок, воо ружённых ракетами "Polaris". Выйдя в 1963 г. в отставку, за нял пост вице-президента крупного военного концерна "Aerojet General Corporation", производящего ракеты. Директор ЦРУ с
апреля 1965 по июнь 1966 г.
Ричард Хелмс.
Разведчик-профессионал
Предки Хелмса по отцовской линии эмигрировали в США из Гер
-_ 36 _
мании. Отец - один из руководителей Алюминиевого консорциума в Америке. В 1942 г. зачислен в ВМС США в звании лейтенанта. В 1943 откомандирован в УСС. С 1945 г. связан с Даллесом,
выполнял функции резидента в западных странах. Один из осно вателей ЦРУ. Руководил Отделом спецопераций со дня его соз
дания. Директор ЦРУ с 1966 по 1973 г.
Джеймс Шлессинджер.
Правительственный чиновник
В 1950 г. закончил экономический факультет Гарварда. с 1963 по 1969 г. сотрудничал в корпорации "Рэнд", возглавлял отдел стратегических исследований. С 1969 г. - помощник директора
Бюджетного бюро. В июле 1971 г. назначен председателем Комисии по атомной энергии США. Продолжительное время занимался иссле дованиями вопросов нац. безопасности, политики и финансов. Ди ректор ЦРУ с февраля по июль 1973 г. После ухода из ЦРУ был назначен министром обороны США.
Уильям Колби.
Разведчик-профессионал
Начал службу В ЦРУ с ноября 1950 г. Под "крышей" дипломата
работал в резидентурах ЦРУ в Стокгольме, Риме и Сайгоне. Затем
-_ 37 _
возглавлял дальневосточный отдел в Лэнлгли. В 1972 г. стал за местителем директора ЦРУ по "планированию", т. е. непосредствен ным руководителем службы, осуществляющей в американской развед ке все тайные операции. Директор ЦРУ с 1973 по 1976 г.
Джордж Буш.
Бизнесмен, политик
С 1942 по 1945 служил лётчиком на авианосце. После войны тор говал нефтедобывающим оборудованием. Организовал нефтяную ком панию в Техасе. С 1966 по 1970 г. - член конгресса. В 1971-1972 годах постоянный представитель США в ООН. Директор ЦРУ с 1976 по 1977 г.
Стенсфилд Тернер.
Адмирал
С 1971 по 1972 г. глава отдела системного анализа в управле нии командующего военно-морскими операциями. С 1974 по 1975 год - командующий 2-м флотом США и ударной атлантической фло тилии НАТО. С 1975 г. - главнокомандующий силами НАТО в Южной Европе. Директор ЦРУ с 1977 по 1981 г.
-_ 38 _
Уильям Кейси.
Разведчик-профессионал
В годы второй мировой войны возглавлял операции УСС на евро пейском театре военных действий. Затем много лет занимался юри дической практикой на Уолл-стрит, основал ряд фирм, приобрёл миллионное состояние. С 1981 по 1987 г. - директор ЦРУ; впервые в истории американской разведки был возведён в ранг министра члена кабинета.
Уильям Уэбстер.
Юрист и политик
Военную службу с 1943 по 1946 г. проходил в резерве ВМС США. С1949 года, окончив юридический факультет им. Вашингтона, ра ботал в частной адвокатской фирме - до 1956 года, когда был назначен окружным прокурором (восточный округ штата Миссури). С 1971 г. - окружной судья, с 1973 г. - судья федерального аппе ляционного суда. В 1978 - 1987 гг. - директор ФБР. В 1987 г. после ухода в отставку по состоянию здоровья У. Кейси и несос тоявшегося назначения Р. Гейтса, назначен директором ЦРУ.
В настоящее время Центральное Разведывательное Управление
возглавляет Джон Дейч. Имеется достоверная информация о
скором его смещении.
-_ 39 _
ЦИТАТЫ :
"Закон о национальной безопасности 1947 года.... дал разведке более влиятельную позицию в нашем правительстве, нежели та, которая принадлежит разведке в любом другом правительстве. " (А. Даллес)
"Я абсолютно убеждён в необходимости сохранения в ЦРУ воз
можностей для тайных операций.... Существует определённая
внешняя политика, в рамках которой необходима секретная де
ятельность".
(Уильям Уэбстер)
"Я пришёл к глубокому убеждению, что мы должны сохранять
нашу разведку на уровне высокой эффективности и постоянно
повышать её эффективность. Мы не можем допустить ослабления ЦРУ".
(Джордж Буш)
"В нашей стране существует могущественный и опасный тайный
культ - культ разведки.
-_ 40 _
Смысл этого культа в достижении целей внешней политики
правительства США тайными и обычно незаконными средствами.... " (В. Маркетти)
"Приятно слышать о компетентности и высоких профессиональ
ных качествах ЦРУ и других разведывательных органов.... "
(Дж. Картер)
"Наше правительство, как и другие, действительно предпри
нимает действия в области тайных операций, с тем чтобы осуществ лять внешнеполитическую линию и защищать нашу национальную бе зопасность.... "
(Дж. Форд)
".... Мы, американцы, работающие в разведке, гордимся ею и
теми усовершенствованиями, которые мы внесли в эту древнейшую профессию".
(У. Колби)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Аллен Даллес - "Искусство разведки", М. "Международные отно
шения" - МП "Улисс", 1992 г.
Ким Филби - "Моя тайная война", Военное изательство Минис
терства обороны СССР, Москва - 1982 г.
Хайнц Фельфе - "Мемуары разведчика", Москва, Издательство
политической литературы, 1988 г.
Яковлев Н. Н. - "ЦРУ против СССР", Москва, "Молодая гвар
дия", 1983
Асеевский А. - "ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы",
Москва, Издательство политической литературы, 1983 г.
Мизин В. , Ознобищев С. - Параметры безопасности в эпоху
после "холодной войны". Международная жизнь, N 7, 1993 г.
Кассис В. , Колосов Л. - "За фасадом разведок", Москва,
Издательство "Известия", 1984 г.
Dr. Ray S. Cline "The CIA under Reagan Bush & Casey",
Washington, Acropolis books ltd. 1981 г.
Конфиденциальные источники....
Страницы: 1, 2