Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России - (курсовая)

Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ВОЕННО - ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ
    Кафедра N 2-ОН
     2КУРСОВАЯ РАБОТА
    слушателя 258 учебного отделения 3 курса 3 факультета
     ш1. 3
     _майора Коробко Владимира Васильевича
     5(воинское звание, фамилия, имя, отчество)
     ш2. 0
    Тема:  _ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ
     _ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
     ш1. 3
    Проверил  _ полковник
     5(в/звание)
     _Васюков П. П.  . ___________
     5(фамилия, инициалы)  0  5(подпись)
     ш2. 0
    Оценка
    " _____________ "
    Москва - 1994
    План

Введение ....................................................... 2

    1. Зарождение и развитие традиций в армии

государства Российского .................................... 4

    2. Воспитание личного состава на боевых

традициях Вооруженных Сил ............................... 18

Заключение ...................................................... 24

Литература ...................................................... 26

    .
    - 2
    Введение

"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и ме лочное прошлое.... " - эти гордые и возвышенные слова замечательно го писателя-патриота Николая Островского, вложенные в уста героя его романа Павла Корчагина, должны стать девизом российской моло дежи, миллионов людей нашей страны. Эти слова должны стать осно вой, даже в настоящий период развития государства Российского, молодого поколения, которому предстоит в ближайшее время стать на охрану рубежей своей страны, и тем, кто выполняет этот долг. Наша армия - неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач го сударственного строительства.

Вместе с тем воины Вооруженных Сил являются прямыми наслед никами всего лучшего, что было в традициях русской армии и флота. На протяжении веков русские воины считали борьбу за независимость своей Родины делом чести, и всякий раз, когда над Россией нависа ла опасность иноземного порабощения, проявляли изумительные об разцы храбрости и героизма. Носителем подлинного патриотизма русской армии и флота всегда был народ. Именно воля народа была той решающей силой, о которую разбивались все попытки иностранных завоевателей поработить русскую землю.

Вооруженные Силы восприняли народность традиций русской ар мии и флота - храбрость и героизм солдат и матросов, их верность и беззаветное служение своей Родине и многое другое.

Воспитание личного состава Вооруженных Сил на боевых тради циях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует части и подразделения, поднимает моральный дух личного состава армии и

    - 3

флота. Однако особое воспитательное значение имеет пропаганда ге роического прошлого нашего великого народа нашей великой страны. Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях общественной жизни. Традиции для коллектива являются тем социаль ным элементом, который скрепляет его в единое целое, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Совокупность тради ций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной соци ально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает личность.

На современном этапе развития и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации трудно переоценить значение традиций. Через сохранение и приумножение традиций ВС РФ непременно придут к более качественному своему состоянию.

Исследование данной темы очень важно и преследует определен ные цели:

    - совершенствование воспитания личности в коллективе;
    - воспитание коллектива, как такового;

- сохранение и приумножение традиций, как элемента социаль но-психологической атмосферы в армейской среде.

Забота о формировании положительных настроений, о накоплении разнообразных положительных традиций является заботой о формиро вании коллектива, усилении эффективности его боевой и воспита тельной функций, заботой о морально-психологической подготовке подразделения (части) к успешным действиям в условиях боя.

    .
    - 4
    1. Зарождение и развитие традиций
    в армии государства Российского.

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет осо бую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воин ских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Воинское воспитание представляет собой целенаправленную дея тельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага.

Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане оп ределяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и во инскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функцио нирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са мом высоком государственном уровне.

Основными компонентами содержания воинского воспитания явля ются:

- воспитание у военнослужащих глубокого понимания историчес кого предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительст

    - 5

ва, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой го товности;

- формирование у личного состава непоколебимой верности во енной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;

- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; - формирование морально-боевых качеств, которые особенно не обходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения по беды над врагом;

- воспитание личного состава в духе гордости за принадлеж ность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления разви вать и обогащать их боевые традиции.

Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на фло те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого про цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де ятельность армии и флота.

    В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по
    - 6

нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита ние развивает у них уважение к законам, на которых зиждется пра вопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскры вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство вать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Особое значение придается личной примерности офицеров в со четании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях. В содержании воинского воспитания важное место занимает и пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных цен ностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по фор мированию у личного состава высоких морально-боевых качеств за щитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздейс твия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы про паганды и агитации.

Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный про цесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитни

    - 7

ков государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспита ние служит необходимым условием развития личности воина, укрепле ния морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил Рос сии, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Доблесть русских воинов, их беспримерная стойкость и мужест во, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь друг другу и взаимная выручка в бою, боевая дружба, прояв ляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.

Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александ ра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.

Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богаты рей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, пере ходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, прояв ленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги.

В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въ ехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов. Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду. Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприя телем.

    - 8

Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью.

Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость. Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, "возложив печать на его лицо острием своего меча. " Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уваже ния и благодарности.

Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, ".... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стоя ла и стоять будет русская земля.... "

Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил зна чения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иност ранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с мис сией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы России ответят сокрушительным ударом.

В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных пора ботителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его име ни. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и

    - 9

подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему круп ного поражения с малыми потерями для своих войск.

Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотвержен ность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в зна менитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарс кое войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-мон гол.

Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отсто ял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От под вига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской сто лицы в 1941 году.

Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключи тельное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Ро дина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, бы ло очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусани не, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но

    - 10

повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть. Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги под вергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категори чески отказался сообщить какие-либо сведения и показать правиль ную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Су саниным в непроходимую лесную глушь.

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходи лось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других на родов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свер шениях во имя Родины должна жить вечно.

На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнилась богатейшим материалом на тему обучения и воспи тания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генера лы русской армии прекрасно понимали значение нравственного эле мента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно стано вились носителями национально-патриотических идей.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет преж де всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских сол дат и офицеров. Но а воинская честь - это самая главная доброде тель солдата.

Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 ве ка, не были щедрым даром провидения. Они явились результатом ко лоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны.

    Конец 17 - начало 18 века, когда реформами Петра 1 были соз
    - 11

даны регулярные армия и флот России, можно по праву считать нача лом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной пе дагогики. Выше всего Петр 1 ставил нравственное воспитание армии. Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, явились дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству.

Большое влияние на направление воспитания оказал русский полководец П. А. Румянцев. Честь офицерская и солдатская понималась Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного чело века. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защит ника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собс твенную свою честь в единственный вид и способ своего благополу чия заключат. "

Богатый опыт семилетней войны и преобразования в русской ар мии, успешно проведенные Румянцевым, оказали основополагающее влияние на великого русского полководца А. В. Суворова, которому удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достиг нуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести су щественный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск. Поэтому большую актуальность сохраняет до сих пор военное наследие великого русского полководца Александра Васильевича Су ворова. Его знаменитая "Наука побеждать" провозглашает следующее: 1. Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым и прав дивым.

    2. Всякий воин должен понимать свой маневр.

3. Тяжело в ученьи - легко в походе; легко в ученьи - тяжело

    - 12
    в походе.
    4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.
    5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
    6. Граждан республик не обижай. Солдат не разбойник.

7. Три военных искусства: первое - глазомер, второе - быст рота, третье - натиск.

    8. Ученье свет, неученье - тьма. Дело мастера боится.

9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, оп рятность, бодрость, храбрость - победа!

    10. Негоден тот солдат, кто отвечает: "Не могу знать. "

Суворовские традиции использовались не раз воинами российс кой армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать