Международный туризм: состояние и перспективы развития

Международный туризм: состояние и перспективы развития

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования РФ

Новосибирская государственная академия экономики и управления

    Институт экономики, учета и статистики
    кафедра экономической теории
    РЕФЕРАТ
    по международным экономическим отношениям
    по теме:
    "Международный туризм : состояние и перспективы развития "
    Выполнила : студентка гр. 607
    Вахлялина М. В.
    Проверила : Аникеева Л. Ю.
    Новосибирск 1998
    Содержание

"Международный туризм : состояние и перспективы развития " 1 Введение. Роль туризма в мировой экономике 3

    Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация 4
    Глава 2. Развитие международного туризма 4

Глава 3. Организация международного туристического бизнеса 7 Глава 4. Всемирная туристская организация (ВТО) 8

    Глава 5. Перспективы развития международного туризма 10
    Заключение 12
    Список литературы 13
    Введение. Роль туризма в мировой экономике

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений- 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн. , а оборот туриндустрии- 2, 1 млрд. долларов США , то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8, 6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. (См. гл. 4) Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария , Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

    Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

Кроме того, понятие “туризм” имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. В положении о лицензировании международной туристической деятельности(от 12. 12. 95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия)граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

    В настоящее время туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др. ; по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный; по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный; по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон; по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный; по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан). Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться. Глава 2. Развитие международного туризма

В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% —на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл. 1 приведены данные о международном туризме в 1990 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).

Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей. К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др. Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10, 1% всемирного ВВП и 10, 5% рабочих мест.

    Таблица 1
    Международный туризм в 1990 г. *
    №
    Регион и страна
    Количество прибыв-ших туристов
    Доходы от иностранного туризма,
    млн. дол
    Расходы туристов
    за границей,
    млн. дол.
    Сальдо,
    млн. дол.
    Тыс. чел
    %
    Весь мир
    454875
    100. 0
    255006
    237916
    Азия
    62495
    13. 7
    41044
    43746
    В том числе:
    1
    . Гонконг
    5933
    1, 3
    5032
    ....
    ....
    2.
    Израиль
    1063
    0, 2
    1382
    1485
    -103
    3.
    Индонезия
    217
    0, 5
    2105
    886
    +1219
    4.
    Индия
    1707
    0, 4
    1437
    425
    +1012
    5.
    Иордания
    2633
    0, 6
    500
    419
    +81
    6.
    Кипр
    1561
    0, 3
    1258
    162
    +1096
    7.
    Китай
    10484
    2, 3
    2218
    470
    +1748
    8.
    Южная Корея
    2959
    0, 6
    3559
    3166
    +393
    9.
    Макао
    1138
    0, 2
    139
    708
    -569
    10.
    Малайзия
    7446
    1, 6
    1667
    4473
    -2806
    11.
    Сингапур
    4842
    1, 1
    4362
    1381
    +2981
    12.
    Таиланд
    5299
    1, 2
    4326
    854
    +3472
    13.
    Турция
    4799
    1, 1
    3349
    520
    +2829
    14.
    Япония
    1879
    0, 4
    3578
    24928
    -21350
    Север. Америка
    84104
    18. 9
    61824
    54420
    В том числе:
    15.
    Багамские о-ва
    1562
    0, 3
    1333
    196
    +1137
    16.
    Доминик. Респ.
    1533
    0, 3
    750
    144
    +606
    17.
    Канада
    15 258
    3. 4
    6374
    8390
    -2016
    18.
    Мексика
    15695
    3, 4
    5324
    5379
    -55
    19.
    Пуэрто-Рико
    2554
    0, 6
    1367
    647
    +720
    20.
    США
    39 772
    8, 7
    40 579
    38 671
    +1908
    Юж. Америка
    8634
    1, 9
    5781
    5651
    В том числе:
    21.
    Аргентина
    2728
    0, 6
    1975
    1171
    +804
    22.
    Бразилия
    1079
    0, 2
    1444
    1559
    -115
    23.
    Уругвай
    1267
    0, 3
    261
    111
    +150
    Африка
    17 728
    3, 9
    6801
    3932
    В том числе:
    24.
    Марокко
    4024
    0, 9
    1259
    184
    +1075
    25.
    Тунис
    3204
    0, 7
    953
    179
    +774
    26.
    ЮАР
    1029
    -0, 2
    815
    1065
    -254
    Европа
    276755
    61. 0
    132977
    124034
    В том числе:
    27.
    Австрия
    19011
    4, 2
    13017
    6212
    +6805
    28.
    Бельгия
    3163
    0, 7
    3575
    5445
    -1870
    29.
    Болгария
    4500
    1, 0
    394
    ....
    ....
    30.
    Великобритания
    18021
    4, 0
    13935
    17614
    -3679
    31.
    Венгрия
    20 510
    4. 5
    1000
    600
    +400
    32.
    Германия
    17 045
    3, 7
    10 683
    29 836
    -19153
    33.
    Греция
    8873
    2, 0
    2587
    1088
    +1499
    34.
    Дания
    1257
    0, 3
    3322
    3676
    -354
    35.
    Ирландия
    366
    0, 8
    1447
    1159
    +288
    36.
    Испания
    34300
    7, 5
    18593
    4254
    +14339
    37.
    Италия
    26679
    5, 9
    19742
    13826
    +5916
    38.
    Нидерланды
    5795
    1, 3
    3615
    7340
    -3725
    39.
    Норвегия
    1955
    0, 4
    1517
    3413
    -1896
    40.
    Польша
    3400
    0, 7
    266
    220
    +46
    41.
    Португалия
    8020
    1, 8
    3556
    867
    +2689
    42.
    Румыния
    6533
    1, 4
    106
    103
    +3
    43.
    Бывший СССР
    7204
    1, 6
    270
    ....
    ....
    44.
    Франция
    53157
    11, 7
    20185
    12424
    +7761
    45.
    Чехословакия
    8100
    1, 8
    470
    636
    -166
    46.
    Швейцария
    13 200
    2, 9
    6839
    5989
    +850
    47.
    СФРЮ
    7880
    1. 7
    2774
    149
    +2625
    Океания
    5159
    6579
    6133
    В том числе:
    48.
    Австралия
    2215
    0, 5
    3635
    4120
    -485
    *Statistic Yearbooc, 1990/91 - New York, 1993

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать