Международный туризм: состояние и перспективы развития
Дата добавления: март 2006г.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Институт экономики, учета и статистики
кафедра экономической теории
РЕФЕРАТ
по международным экономическим отношениям
по теме:
"Международный туризм : состояние и перспективы развития "
Выполнила : студентка гр. 607
Вахлялина М. В.
Проверила : Аникеева Л. Ю.
Новосибирск 1998
Содержание
"Международный туризм : состояние и перспективы развития " 1 Введение. Роль туризма в мировой экономике 3
Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация 4
Глава 2. Развитие международного туризма 4
Глава 3. Организация международного туристического бизнеса 7 Глава 4. Всемирная туристская организация (ВТО) 8
Глава 5. Перспективы развития международного туризма 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение. Роль туризма в мировой экономике
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений- 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн. , а оборот туриндустрии- 2, 1 млрд. долларов США , то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8, 6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. (См. гл. 4) Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария , Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.
Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Кроме того, понятие “туризм” имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. В положении о лицензировании международной туристической деятельности(от 12. 12. 95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия)граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".
В настоящее время туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др. ; по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный; по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный; по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон; по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный; по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан). Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться. Глава 2. Развитие международного туризма
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% —на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл. 1 приведены данные о международном туризме в 1990 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей. К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др. Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.
По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10, 1% всемирного ВВП и 10, 5% рабочих мест.
Таблица 1
Международный туризм в 1990 г. *
№
Регион и страна
Количество прибыв-ших туристов
Доходы от иностранного туризма,
млн. дол
Расходы туристов
за границей,
млн. дол.
Сальдо,
млн. дол.
Тыс. чел
%
Весь мир
454875
100. 0
255006
237916
Азия
62495
13. 7
41044
43746
В том числе:
1
. Гонконг
5933
1, 3
5032
....
....
2.
Израиль
1063
0, 2
1382
1485
-103
3.
Индонезия
217
0, 5
2105
886
+1219
4.
Индия
1707
0, 4
1437
425
+1012
5.
Иордания
2633
0, 6
500
419
+81
6.
Кипр
1561
0, 3
1258
162
+1096
7.
Китай
10484
2, 3
2218
470
+1748
8.
Южная Корея
2959
0, 6
3559
3166
+393
9.
Макао
1138
0, 2
139
708
-569
10.
Малайзия
7446
1, 6
1667
4473
-2806
11.
Сингапур
4842
1, 1
4362
1381
+2981
12.
Таиланд
5299
1, 2
4326
854
+3472
13.
Турция
4799
1, 1
3349
520
+2829
14.
Япония
1879
0, 4
3578
24928
-21350
Север. Америка
84104
18. 9
61824
54420
В том числе:
15.
Багамские о-ва
1562
0, 3
1333
196
+1137
16.
Доминик. Респ.
1533
0, 3
750
144
+606
17.
Канада
15 258
3. 4
6374
8390
-2016
18.
Мексика
15695
3, 4
5324
5379
-55
19.
Пуэрто-Рико
2554
0, 6
1367
647
+720
20.
США
39 772
8, 7
40 579
38 671
+1908
Юж. Америка
8634
1, 9
5781
5651
В том числе:
21.
Аргентина
2728
0, 6
1975
1171
+804
22.
Бразилия
1079
0, 2
1444
1559
-115
23.
Уругвай
1267
0, 3
261
111
+150
Африка
17 728
3, 9
6801
3932
В том числе:
24.
Марокко
4024
0, 9
1259
184
+1075
25.
Тунис
3204
0, 7
953
179
+774
26.
ЮАР
1029
-0, 2
815
1065
-254
Европа
276755
61. 0
132977
124034
В том числе:
27.
Австрия
19011
4, 2
13017
6212
+6805
28.
Бельгия
3163
0, 7
3575
5445
-1870
29.
Болгария
4500
1, 0
394
....
....
30.
Великобритания
18021
4, 0
13935
17614
-3679
31.
Венгрия
20 510
4. 5
1000
600
+400
32.
Германия
17 045
3, 7
10 683
29 836
-19153
33.
Греция
8873
2, 0
2587
1088
+1499
34.
Дания
1257
0, 3
3322
3676
-354
35.
Ирландия
366
0, 8
1447
1159
+288
36.
Испания
34300
7, 5
18593
4254
+14339
37.
Италия
26679
5, 9
19742
13826
+5916
38.
Нидерланды
5795
1, 3
3615
7340
-3725
39.
Норвегия
1955
0, 4
1517
3413
-1896
40.
Польша
3400
0, 7
266
220
+46
41.
Португалия
8020
1, 8
3556
867
+2689
42.
Румыния
6533
1, 4
106
103
+3
43.
Бывший СССР
7204
1, 6
270
....
....
44.
Франция
53157
11, 7
20185
12424
+7761
45.
Чехословакия
8100
1, 8
470
636
-166
46.
Швейцария
13 200
2, 9
6839
5989
+850
47.
СФРЮ
7880
1. 7
2774
149
+2625
Океания
5159
6579
6133
В том числе:
48.
Австралия
2215
0, 5
3635
4120
-485
*Statistic Yearbooc, 1990/91 - New York, 1993
Страницы: 1, 2