Закон об охране и использовании памятников истории - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
ЗАКОН РСФСР
от 15 декабря 1978 года
Об охране и использовании памятников истории
и культуры
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978 г. , N 51, ст. 1387) (с изменениями на 18 января 1985 года)
------------------------------------------------------------------- Текст документа с изменениями, внесенными:
указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года N б/н.
-------------------------------------------------------------------
В СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, памятники истории и культуры являются достоянием народа. Советское государство, следуя ленинским принципам отношения в культурному наследию, создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников в интересах коммунистического строительства.
Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства.
В памятниках истории и культуры воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма.
Памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.
В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся.
Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого советского гражданина.
Советское законодательство призвано активно способствовать улучшению дела охраны и использования памятников истории и культуры, дальнейшему укреплению законности в этой области.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры
Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством.
Статья 2. Задачи советского законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
Советское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах коммунистического воспитания трудящихся.
Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и
использовании памятников истории и культуры
Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры состоит из Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры.
Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры
Памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных объединений и в личной собственности граждан.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, поступают в собственность государства, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры
Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки.
Статья 6. Виды памятников истории и культуры
К памятникам истории и культуры в соответствии со статьей 1 настоящего Закона относятся:
памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Раздел II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ. УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
Статья 7. Государственное управление в области охраны и
использования памятников истории и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 8. Обеспечение охраны и использования памятников
истории и культуры Советами Министров
автономных республик, исполнительными
комитетами местных Советов народных депутатов
Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики или на территории соответствующего Совета, привлекают общественность к проведению мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников, организуют над ними шефство предприятий, учреждений и организаций, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы
охраны памятников
Специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в РСФСР являются Министерство культуры РСФСР, Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Министерство культуры РСФСР и местные органы культуры в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.
Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР и местные архивные органы в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования документальных памятников.
Указания специально уполномоченных государственных органов охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для граждан.
Статья 10. Государственный контроль за охраной и
использованием памятников истории и культуры
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны, использования, учета и реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории и
культуры
В целях улучшения охраны и использования памятников истории и культуры при Советах Министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов создаются комиссии содействия охране памятников истории и культуры из работников органов и учреждений культуры, науки, народного образования, архивных органов и учреждений, представителей творческих союзов и других общественных организаций.
Статья 12. Участие общественных организаций, трудовых
коллективов и граждан в осуществлении
мероприятий по охране и использованию
памятников истории и культуры
Профессиональные союзы, организации молодежи, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению учету, реставрации памятников истории и культуры и распространению знаний о них.
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в работе, направленной на обеспечение сохранности памятников истории и культуры, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.
Забота о сохранении памятников истории и культуры - долг и обязанность граждан РСФСР. _1
------------------
_1
Статья 12 - с изменениями, внесенными Указом от 18 января 1985 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985 г. , N 4, ст. 117).
Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в обеспечении сохранности
и правильного использования памятников истории и
культуры
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры способствует привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, осуществляет пропаганду памятников и законодательства об охране и использовании, активно содействует работе государственных органов охраны памятников и установлению шефства предприятий, учреждений и организаций над памятниками истории и культуры, осуществляет общественный контроль за их сохранностью и правильным использованием, а также выполняет другие функции в соответствии с Уставом Общества и законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций в
охране и использовании памятников истории и
культуры
Предприятия, учреждения, организации, а также колхозы и другие кооперативные организации и их объединения содействуют органам охраны памятников в проведении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету? реставрации памятников истории и культуры и распространению знаний о них.
Предприятия, учреждения и организации по согласованию с соответствующими органами охраны памятников могут устанавливать шефство над памятниками истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и благоустройства прилегающих к ним территорий.
Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры специально уполномоченными государственными органами охраны памятников
Специально уполномоченные государственные органы охраны памятников совместно с органами и учреждениями науки и народного образования с участием органов массовой информации осуществляют пропаганду памятников истории и культуры в целях широкого привлечения населения к изучению памятников и участию в их охране.
Раздел III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 16. Организация государственного учета памятников
истории и культуры
Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету.
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 17. Отнесение памятников истории и культуры к
памятникам общесоюзного, республиканского и
местного значения
В целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения.
Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или местного значения производится в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры
к памятникам республиканского и местного значения
Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускается только по решению Совета Министров РСФСР.
Статья 19. Государственный учет памятников истории и
культуры, находящихся в музеях, библиотеках и
архивах
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в музеях, библиотеках, архивах, в других учреждениях и организациях, производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР.
Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан
Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.
Раздел IV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
Статья 21. Использование памятников истории и культуры
Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.
Использование памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.
Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории
и культуры
Предоставление памятников истории и культуры в пользование государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим организациям и лицам для научных, культурно-просветительных, туристских и иных целей осуществляется в порядке и с соблюдением условий, определяемых законодательством Союза ССР и РСФСР.
Недвижимые памятники истории и культуры республиканского и местного значения предоставляются в пользование в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Страницы: 1, 2