История политических и правовых учений - (реферат)
p>Должен быть создан Политический организм как подлинный договор между народами и правителями.

Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей води свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Это - лицо юридическое, именуемое Республикой или Политическим организмом, называемым Государством когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Члены ассоциации получают имя народа, в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства.

Условия перехода к государству: от каждого по договору отчуждается естественное равенство и свобода и возмещается ему в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит “обмен” естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.

Руссо выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан. Руссо подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Он критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан. Наличие сект и партий причиняет вред государству. Различие воли всех от общей воли имеет в виду раздвоение человека на члена гражданского общества и гражданина государства.

Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей.

Власть же суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Гарантий прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью нет. Есть лишь принудительный момент. Общественное соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами.

Руссо отрицал как представительную форму власти, так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти государства на различные власти. Законодательная власть должна осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть выражается лишь в актах частного характера и не принадлежит ни всей массе народа, ни компетенции суверена. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном (приведение в действие законов, поддержание политической и гражданской свободы). “Сила” - законодательная власть, “Воля” - исполнительная власть.

Формы правления: демократия, аристократия, монархия. Во всех формах правления суверенитете и законодательная власть принадлежат всему народу. Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, монархическое - для больших. Всякое правление посредством законов республиканское правление.

Для поддержания положений общественного договора и контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народные собрания. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. Руссо различает 4 вида законов: политические, гражданские, уголовные и нравы, обычаи, общественное мнение.

Цель всякой системы законов - свобода и равенство. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности, что порождает нужду в Законодателе. Законодатель - это учредитель государства, деятельность которого просвещает народ.

В случае, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, можно приостанавливать священную силу законов и учреждать диктатуру. Учение И. Канта о государстве и праве

Иммануил Кант (1724-1804). Первый приступил к систематическому обоснованию либерализма. Труды: “Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о правде”.

Принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов. Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. К человечеству следует относиться только как к цели, а не как к средству.

Разум спонтанно творит для себя собственный мыслимый мир определенных идей, к нему старается приблизить реальные условия.

Автономия воли ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свободы.

Проблема в том, что индивидуальная свобода сплошь и рядом перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона Кант называет правом. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъективными мотивами, строем мыслей занимается мораль.

Призвание права - гарантировать морали то социальное пространство, где она могла бы нормально проявлять себя, в котором могла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Общеобязательность права достигается принуждением. Государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Государство - множество людей, подчиненных правовым законам. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных нужд, труде, здоровье, просвещении и т. д. благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права (Кант - один из главных создателей концепции правового государства). Государству необходимо опираться на право, ориентироваться на него, согласовываться с ним.

Происхождение государства. Гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе, что не случайно. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор. Условие заключения договора - обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения признавать в каждом индивиде лицо, которое безо всякого принуждени осознает долг “не делать другого средством для достижения своих целей” и способно данный долг исполнить. Все отдельные лица отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Свобода свобода критики.

3 категории права: естественное право (источник - априорные принципы), положительное право (источник - воля законодателя), справедливость (притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное принуждением). Естественное право: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.

Правопорядок опирается на общеобязательные законы. В частноправовых отношениях стороны равны. Объект частного права - не только вещи и поведение людей, но и сам человек (власть мужа над женой).

Народ участвует в принятии конституции, выражающей его волю. Граждане делятся на активных (имеющие избирательное право) и пассивные (низы общества). Идея разделения властей. 3 власти: законодательная (принадлежащая только суверенной “коллективной воле народа”), исполнительная (сосредоточенная у законного правителя и подчиненная законодательной, верховной власти), судебная (назначаемая исполнительной властью).

Формы государства (по числу законодательствующих лиц): автократия (абсолютизм), аристократия, демократия. Республиканская форма правления - отделение исполнительной власти от законодательной. Деспотическая власть - их слияние. Народ не вправе обсуждать вопрос о происхождении власти. “Всякая власть происходит от Бога”.

Государь, правитель получает только права, но не обязанности. Осуждается право наказывать главу, право восстания. Допускается лишь легальное сопротивление существующей власти.

Политико-юридические учреждения путем плавных реформ сверху. Кант выдвигает проект установления “вечного мира” созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Это неминуемо.

    Историческая школа права

Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764-1844) - профессор Геттингенского университета, автора “Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права”. Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению”, в шеститомном сочинении “Система современного римского права”. Третий представитель этой школы - Г. Пухта (1798-1846), основные произведения которого - “Обычное право” и “Курс институций”.

Согласно учениям школы, право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Гуго сравнивает право с языком, которое также возникает путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, которое производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр “национального духа”, глубин “народного сознания”.

Становление и жизнь юридических норм и институтов происходит как объективный ход вещей, который совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков. Савиньи считал, что право эволюционирует стихийно. На первом этапе оно выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своим корнем - общим убеждением народа. Пухта считает, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Право имеет историю.

Но историзм рассматриваемой школы - историзм ущербный. Он постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа. Развитие понимается не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически последовательной, механическое развертывание изначального содержания таинственного “духа” народа.

Назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка. Законы способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры. Законодатель должен стараться максимально точно выражать “общее убеждение нации”, при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение. Поэтому они выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства. Отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей.

Правовые институты - особые социальные явления, исторически закономерно рождающиеся, функционирующие и развивающиеся в целостном едином потоке жизни каждого народа.

Школа была ценна своими наблюдениями методологического характера. Западно-европейская политическая мысль в 1 пол. 19 в.

В 1 пол 19 в. происходило утверждение и упрочение буржуазных порядков в Европе. Наиболее значительные идеологические течения самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу.

Комплекс идей, в котором выражено желание реставрации старого добуржуазного порядка, называется консерватизм. Он не имел строго очерченного концептуального ядра. Представители - Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер.

Социальный лагерь состоял из пролетаризирующейся массы тружеников, разорявшихся мелких собственников. Для них спасение было в тотальном отказе от мира цивилизации, установлении общности имуществ. Течение называлось социализм. Анархисты были против государства вообще, против капиталистической государственности, буржуазного законодательства.

Капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. Социальная база предприниматели, часть чиновников, лица свободных профессий, университетская профессура.

Два основных тезиса либерализма - 1. Личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность - наивысшие социальные ценности. 2. Реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом, его государственной организации. Кроме того, представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле, идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления.

    Иеремия Бентам

Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма. Основные произведения: “Принципы законодательства”, “Фрагмент о правительстве”, “Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств”, “Деонтология, или Наука о морали”.

4 основных ее постулата: 1. Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. 2. Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - самый значительный критерий оценки всех явлений. 3. Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. 4. Максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Бентам ведет речь не о свободе отдельного человека, а о интересах и безопасности личности. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Он не признавал права человека. Не различал право и закон. Не разделял теорию договора.

Бентам стоял на демократических позициях, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором 3 основные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны быть разделены, но работать в кооперации, взаимной зависимости.

Бентам ратовал за всемерное расширение избирательного права, предоставляя его и женщинам. Хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, сделать защиту в суде доступной беднякам.

Назначение правительства - гарантировать безопасность и собственность подданных государства - охранительные функции. Нежелательно вмешиваться государству в экономику.

    Бенжамен Констан

Бенжамен Констан (1767-1830) - духовный отец либерализма в Европе. Произведения - “Курс конституционной политики”.

Стержень его теории - проблема индивидуальной свободы (для европейца - личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством). Правовая защищенность частной собственности. Этим целям должны быть подчинены цели и устройство государства. Границы народного суверенитета кончаются там, где начинается “независимость частного лица и собственная жизнь”.

Государство должно быть конституционной монархией, имеющей “нейтральную власть” в лице конституционного монарха. Его власть не зависит от трех “классических” властей (законодательной, исполнительной, судебной), обязана обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность.

Право - гарант индивидуальной свободы, опирающийся на свободу печати. Право противостоит произволу. Центральная задача деятельности политических институтов - соблюдение права.

    Алексис де Токвиль

Алексис де Токвиль (1805-1859). Произведения - “О демократии в Америке”, “Старый режим и революция”.

Стремился обеспечить индивидуальную свободы всеми правомерными средствами для ее полнокровного осуществления и прочной защиты.

Демократия - строй, который противоположен феодальному и не знает границ между высшими и низшими классами общества. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы.

Свобода и равенство - явления разнопорядковые. Радости, доставляемые равенством, не требуют ни жертв, ни специальных усилий. Существование в условиях свободы требует от человека напряжения, больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать всякий раз собственный выбор, отвечать за свои действия и их последствия. Поэтому демократические народы с большим пылом и постоянством любят равенство, нежели свободу. Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным. Поэтому свобода обладает величайшей социальной ценностью. Избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы приемлемо для современной демократии, с другой стороны - развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса.

Одна из самых серьезных помех демократии и свободе - чрезмерная централизация государственной власти. Ряд политических установлений демократического профиля работает в пользу индивида и общества. Это - разделение властей, местное самоуправление - истоки народного суверенитета. Свобода печати, религии, суд присяжных, независимость судей.

Токвиля мало занимает вопрос политического устройства. Важна лишь представительная форма правления.

    Либерализм должен пойти навстречу демократии.
    Политические взгляды О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) - основатель философии позитивизма, известной под названиями “социальная физика” и “социология”. Основной труд - шеститомный “Курс положительной философии”.

История развития мышления представлена в 3 стадиях - теологической, метафизической и позитивной.

Источник морального и политического кризиса в обществе - “глубокое разногласие умов и отсутствие общих идей”.

Организация людей - ассоциация, корпоративная по своему духу и порядку. Духовный авторитет принадлежит философам, власть и материальные возможности капиталистам, пролетариату вменяется обязанность трудиться. Различаются законы функционирования и законы развития общества.

Подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода - в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующих данному явлению. За человеком следует признать право только исполнять свой долг.

В идеальном строе желательно полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом. Каждая категория законов базируется на предшествующей, и возрастает по сложности.

Тремя источникам общественных изменений являются раса, климат и “собственно политическая деятельность, рассматриваемая во всей полноте ее научного развития.

Отверг религию христианского бога и провозгласил религию Человечества совокупности прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка.

    Марксистская концепция государства и права
    Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Государство возникает как результат естественного развития первобытного общества (в 1 очередь - экономического), которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Государство и право - надстройка по отношению к экономической структуре общества. Базис - производственные отношения лежат в основании политической и юридической надстройки и образуют ее условие, определяют ее саму. В надстройке повторяются признаки, присущие базису. Определяющая роль экономки - в социальных закономерностях, взаимоотношениях классов, историческом опыте и традициях культуры, внешнеполитических условиях.

Надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна (государство и право в особенности).

В условиях разделения общества на классы, надстройка реализует интерес господствующего класса - в выполнении сугубо принудительных акций, обусловленных наличием классовых антагонизмов. Классовая борьба закономерность бытия общества. Из-за этого аппарат государства - учреждение, легитимно осуществляющий целенаправленное насилие в обществе. Государство - переходящее учреждение для подавления своих противников в борьбе. Классовая борьба необходим ведет к диктатуре пролетариата. Насилие -до тех пор, пока не будет устранена старая организация общества.

    Любое общество нуждается в публичной власти.

Три периода после свержения буржуазии: 1. Переход от капитализма к социализму. 2. Социализм. 3. Высшая фаза коммунизма.

1. Государство - орудие диктатуры пролетариата, решает задачи классовой борьбы, исключает частную собственность.

2. Средства производства принадлежат обществу. Нет эксплуататорских классов насилие не нужно. Государство сохраняется.

3. Классовое господство пролетариата закончится, так как он победит. Государственность утратит свой политический смысл. Государство отомрет. Коммунизм - “союз свободных людей”. Руководит им публичная власть - система соответствующих учреждений, связей и процедур. Участие в труде по управлению делами превращается в долг, социальную обязанность каждого трудоспособного человека.

История политических и правовых учений. Учебник под ред. В. С. Нерсесянца. М. : 1995. - 736 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать