Классификация конституций - (реферат)

Классификация конституций - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ПЛАН.

Конституция — основной закон демократического государства. 2 Цели классификации. 3

Основные критерии, используемые при классификации конституций разных государств. 4

    Юридические и фактические конституции. 5
    “Старые” и “новые” конституции. 6
    Унитарные и федеративные конституции. 6

Федеральные конституции и конституции субъектов федерации. 6 Демократические и реакционные (авторитарные) конституции. 7 Временные и постоянные конституции. 7

    Писанные и неписаные конституции. 8
    Жесткие, особо жесткие и гибкие конституции. 11
    Конституция Российской Федерации 1993 года. 17
    Список использованной литературы 22
    Конституция — основной закон
    демократического государства

Слово “Конституция” - латинского происхождения, оно происходит от constitutio, что означает“установление, устроение”. Традиционно в государствоведении этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, политический строй, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления различных уровней, основные политические, экономические и социальные права, свободы и обязанности граждан данного государства.

Основной Закон - это фундамент законодательства любой страны, регулирующего взаимоотношения граждан между собой, с различными органами власти и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не вступали в противоречие друг с другом и не нарушали законные права и свободы граждан, защищаемые законом.

Сфера конституционного регулирования весьма широка. Однако большинство норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности. Развитие и становление молодого Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя или хотя бы претендующая на звание цивилизованной, имеет свою конституцию. Это явление закономерно. Конституция важна и необходима для любого современного государства прежде всего потому, что в ней, как в основном законе, закрепляются исходные принципы и назначение государства, функции и основы его организации, формы и методы его деятельности. Конституция устанавливает пределы, характер, способы и методы государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с отдельным человеком и гражданином. Самое главное заключается в том, что конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство, в этом и состоит ее основное предназначение. Исключений на сегодняшний день практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона (что собственно и подразумевается под писаной конституцией), располагает целым комплексом разнородных юридических актов, принятых в разные эпохи и различающиеся по своему происхождению, объединяет которые их суть и содержание. Это “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в. ), а также другие законы и даже традиции, составляющие в совокупности ее уникальную неписаную конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление и стремление демократизации конституционного строя, отмеченное во многих странах всего мира, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже отражает серьезнейшие общественные потребностей, возникшие в нашей стране в последние десятилетия, хотя необходимо отметить, что незаметная для простого наблюдателя подготовка таких изменений проходила уже давно, а их появление можно назвать своего рода революцией.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом любого государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в каждой стране, в виде определенного организованного, взаимосвязанного и взаимообусловленного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего существующего права. На базе конституции происходит становление и развитие всех остальных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен и новых явлений в экономическом, социальном, политическом, культурном развитии и других сферах общественной жизни страны.

    Цели классификации.

Значительное сходство композиционного состава многих конституций, круга вопросов, ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов дают возможность их классифицировать. В данном случае имеется в виду классификация главным образом юридических конституций, хотя обращение к фактам действительности также должно иметь место (когда, например, идет речь о фактических, фиктивных или нефиктивных конституциях).

Классификация конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире. В то же время классификация конституций, как и любая классификация вообще, носит довольно условный характер, поскольку конституции отличаются друг от друга спецификой принятия, особенностями соотношения политических сил в период их выработки, историческими и национальными традициями и др.

С помощью классификации, создания систем представлений с родо-видовым соподчинением выявляются общие, существенные признаки конституций; классификация позволяет точнее определить их природу и особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкому оформлению наших знаний о конституции.

    Основные критерии, используемые
    при классификации конституций разных государств.

В настоящее время более 100 стран, различающихся формами государственного и территориального устройства, политически, экономически и культурно, имеют свои конституции. История конституции как основополагающего закона государства насчитывает всего чуть более двух столетий. Первой, самой старой, но действующей и поныне является конституция США, принятая в 1787 году, претерпевшая ряд изменений (в основном дополнений), но по своей сути остающаяся прежней. Все ныне действующие конституции имеют много общего по своему содержанию и по форме, однако несомненно, что все они также обладают рядом различий, отражающих политические, экономические, культурные, религиозные, социальные, этнические, исторические и другие особенности соответствующей страны.

Классификацию конституций можно производить по разнообразным параметрам и признакам.

По времени принятия конституции можно подразделить на “старые” и “новые”. По фактическому применению можно выделить конституции юридические и фактические.

В зависимости от формы территориального устройства государства принято выделять конституции унитарные и федеративные, различающиеся в первую очередь сферой и детальностью регулирования.

По принадлежности самому федеративному государству или его субъектам конституции делят на федеральные и конституции субъектов федерации. По способу объективирования конституции бывают писанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических и фактических конституций. По степени сложности процедуры внесения поправок, изменений и дополнений конституции подразделяют на гибкие и жесткие, иногда также выделяют особо жесткие конституции.

В большинстве случаев конституции действуют на постоянной основе, однако вполне реально принятие конституции, предназначенной для применения в течение какого-то определенного, обычно переходного периода в истории государства. Таким образом, конституции могут быть постоянными и временными. Возможная классификация конституций по их содержанию, по фактическому предоставлению прав и свобод гражданам, по степени их защищенности, на реакционные и демократические.

    Юридические и фактические конституции.

Все конституции можно разделить на юридические и фактические. Под юридической конституцией государства подразумевается фактически существующий документ, закрепляющий основы государственного, политического и экономического устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако, юридическая конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Так в российской конституции прямо указана необходимость принятия ряда конституционных законов, т. к. фактически сама конституция является костяком, общим планом законодательной базы государства, и не может давать решения конкретным вопросам. Она содержит лишь базовые принципы, руководствоваться которыми должны граждане, должностные лица и организации всех типов и форм собственности данной страны. Таким образом, нормативно-правовые акты, конкретизирующие положения конституции можно назвать фактической конституцией данного государства.

Предпочтительной является ситуация, когда юридическая и фактическая конституции полностью совпадают, т. е. основной документ, определяющий основы государственного устройства, действует в реальной жизни.

Существенные расхождения между юридической и фактически действующей конституциями говорит о нестабильности политического строя государства, о фиктивности законно принятой конституции, что типично для тоталитарных или военных государств (это было характерно для ранее действовавших в России и Советском Союзе конституций, которые были прекрасны по своему содержанию, однако те демократические принципы, которые были закреплены в них, не просто не претворялись в жизнь, а нарушались самым грубым образом).

    “Старые” и “новые” конституции.

Как уже было указано выше история конституций в мире насчитывает чуть более 200 лет. Таким образом, в зависимости от времени и эпохи принятия, срока действия конституции довольно условно подразделяются на старые, принятые в 18–19 веках. К ним можно отнести конституцию США 1787 года, являющуюся древнейшей, Норвегии– 1814 год, Бельгии – 1831 год, Люксембурга – 1868 год, Швейцарии – 1874 год. Для этих конституций типичен более общий характер, так например Конституция Соединенных Штатов Америки содержит лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами, она изначально не содержала раздела, который бы закреплял права и свободы граждан, этот раздел“Билль о правах” – первые 10 поправок, были добавлены несколько позднее. Конституции, созданные и принятые в 20 веке, в основном после Второй мировой войны, разработаны, как правило, гораздо более детально, чем их предшественницы с учетом накопившегося опыта конституционного регулирования общественной жизни государства.

    Унитарные и федеративные конституции.

Все государства в зависимости от формы государственного устройства подразделяются на федеративные, состоящие из республик, земель, кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации, и унитарные, представляющие собой одно, единое, неделимое государство. Соответственно выделяют конституции унитарные и федеративные. Они будут различаться по кругу регулируемых вопросов, т. к. федеративные конституции в обязательном порядке должны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения и определяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектов федерации.

    Федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

Конституции данного типа могут существовать только в федеративных государствах со сложным устройством. В таких случаях федеральные конституции являются главенствующими, а то время как конституции субъектов федерации будут вторичными по отношению к ним и не должны противоречить основному закону государства. Конституции субъектов федерации обычно имеют более детальный и конкретный характер, они должны регулировать вопросы более местного, локального значения, чем общегосударственные конституции, которые лишь очерчивают и определяют общие принципы государственного устройства.

    Демократические и реакционные (авторитарные) конституции.

В зависимости от характера политического режима конституции подразделяются на демократические и реакционные. Конечно, это деление в значительной мере условное. С моей точки зрения, данное деление лучше использовать говоря о фактических конституциях, т. е. о тех, которые реально действуют и положения и принципы которых действительно используются в управлении государством, т. к. юридическая конституция может содержать сколь угодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могут только на бумаге, не имея ничего общего с действительностью. Демократические конституции гарантируют и защищают определенный круг прав и свобод для своих граждан, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т. п.

Реакционные конституции могут ограничивать или запрещать деятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктат одной партии (что было типично для советских конституций), определять пределы осуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализации неотъемлемых, естественных прав.

Для авторитарных, а особенно тотальных конституций характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебных существующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т. п. ). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например, создание государственных органов на корпоративной основе. дует, однако, иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима, порой, хотя и реже, наоборот, демократический режим сохраняет на какое-то время авторитарную конституцию.

Необходимо отметить, что большинство юридических конституций, действующих в настоящее время, являются демократическими, однако в реальной жизни дело очень часто выглядит несколько по-иному.

    Временные и постоянные конституции.

Обычно конституции принимаются и действуют на постоянной основе, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям (обычно политическим или экономическим). Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, т. е. ее действие рассчитано на более или менее длительный срок. Постоянство конституции страны–весьма положительный признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении предусмотренном при создании конституции. Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, т. к. ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода палочки-выручалочки, она–своего рода страховка, обосновывающая существование и функционирование государства в течение какого-то периода.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 г. , включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Большинство конституций, естественно, являются постоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г. , содержащая наибольшее число поправок или самая старая конституция– конституция США, являются постоянными, устойчивыми. Многие государства, обычно латиноамериканские, за сравнительно недолгий период своего существования сменили десятки конституций, так например Боливия– 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика – 15, Гаити –23, Венесуэла - 22. Это было следствием частных военных переворотов, характерных для этих стран, а также стремлением военных, пришедших к власти насильственным путем, закрепиться у власти более легальным и законным способом.

    Писанные и неписаные конституции.

По способу объективирования Основного закона, то есть по тому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения. Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя и является составной частью текста конституции, но обычно она не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула к Конституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции (в том числе российская) имеют в своем составе небольшой преамбулой.

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоит из раздела "Основные принципы" и двух частей - "Права и обязанности граждан" и "Государственный строй Республики". Части подразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть ('США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия). Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д. , но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 - 1660 гг. ) действовала писаная конституция орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибки и удобна в практическом смысле, и в отличие от своих писаных собратьев, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов - от парламентского закона до создания нового прецедента.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать