Конституционные гарантии основных прав и свобод гражданина. - (курсовая)
p>“Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…” [18 Конституция РФ 1993 г. ст. 80, ч. 2]- очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен“Годом прав человека в Российской Федерации”. В числе мероприятий по его проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

    -О минимальных государственных социальных стандартах;
    -Об альтернативной гражданской службе;
    -Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
    -Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
    -Кодекс РФ об административных правонарушениях;

-Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования. Предложено ратифицировать международные документы:

-Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года; -Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;

-Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года;

-Конвенции Международной организации труда 1947 г. , 1957 г. , 1978 г. , 1981 г. Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области прав человека и т. д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность–министерство юстиции, существование системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом–который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина” [19Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М. : Юристъ, 1995. С. 191]

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты? Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

-Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах; -Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;

-Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями; -Развитие общественно-политической активности граждан;

-Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий; -Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

-Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации” [20 Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч. 1] , что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров– в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии– как гарантии юридические. Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод:

*Конституционно-судебный механизм –т. е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г. ); *Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г. ); *Административные действия органов исполнительной власти;

*Законная самозащита человеком своих прав –лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

*Международно-правовой механизм –возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов: Гарантии личных прав человека –наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

-Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться“федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” [21 Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч. 3]Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым“смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей” [22 Конституция РФ 1993 г. ст. 20, ч. 2]- что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.

-Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не ограниченное. “Ничем”- т. е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: “Закон о средствах массовой информации”, в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; “Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”- в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; “Закон о милиции”- в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст. 110) и т. д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно–право на достоинство личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т. д. Гарантии на защиту права закреплены–но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.

-Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) –право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы–все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с““Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

-Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (“Семейный кодекс РФ”ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон РСФСР“О свободе вероисповеданий”); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т. д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека–все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170 ч. 5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав–в таких случаях, в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.

-Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) –это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон“Об основах федеральной жилищной политики”и т. д. ) Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т. д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.

-Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ)– правовые гарантии закреплены в законе “О языках народов РСФСР”от 25. 10. 91. в соответствии с Конституцией и законом каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т. д.

-Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27)– данная статья Конституции 1993 года и закон о “Праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации”от 25/06/93 внес много нового. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по ст. 55, 56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т. д. Но все эти ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.

-Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может быт принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное многообразие. Закон“О свободе вероисповеданий”1990 г. соответствует данной статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут ограничиваться, что государство (так как РФ–светское государство) не буде вмешиваться в дела религиозных объединений. Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в Российском законодательстве

-Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29)–положение данной статьи говорит о Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно–свобода мысли и слова не может быть абсолютной. В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т. д. Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации. “Закон о средствах массовой информации”предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении, федеральный закон“О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации”1994 г. предполагает гарантии свободы получения информации для каждого. Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т. д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах. Гарантии политических прав и свобод

-Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30) –международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в Федеральных законах“Об общественных объединениях” от 14 апреля 1995 г. , “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях” от 12 января 1996 г. , “о благотворительной деятельности и благотворительных организациях”от 11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования. -Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31)–данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

-Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32)–это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан–право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности–наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т. д. –исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме (“Закон о референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г. ). Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осущетсвлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.

-Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)–важное средство осущетсвления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в гсударственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод. Гарантии на социально-экономические права и свободы:

-Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34)–право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и международными договорами. Ограничения могут быть для государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания и т. д. Все эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т. д. Нарушение права на данный вид деятельности, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может быть наказано в соответствии со ст. 169 УК РФ. Важной гарантией осуществления права на предпринимательскую деятельность является ограничение законодательством конкуренции (КРФ ст. 8, Федеральный закон“О естественных монополиях”1995 г. и т. д. ). Развитие экономических отношений в России в настоящее время находится в стадии становления, поэтому законодательство не всегда в состоянии урегулировать складывающиеся в этой сфере жизни отношения. Думается, со временем регулирование этих отношений будет более полным и оперативным -Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35)–государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право собственности - абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в соответствии с УК РФ или ГК–только по решению суда. Право наследования тесно связано с правом частной собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и наследников–в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий интересы наименее социально незащищенных наследников

-Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) –эта сфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадии оформления. Сделки с землей регулируются законодательством–условия передачи, виды земельной собственности, правовой режим земельных участков–все это определяется в соответствиями с нормами существующих законов (Законы“О крестьянском (фермерском) хозяйстве” 1990г. , “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участстков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” 1993 г. , Указ Президента РФ “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий”1992 г. и т. д. ) Ограничения, существующие при осуществлении гражданами права на земельную собственность также оговорены в законодательных актах–это и земли с особым характером приватизации, зараженные опасными веществами, земли общего пользования и т. д. Важно отметить, что право собственности на землю не может быть абсолютным в связи установленными конституционно нормами об охране окружающей среды. Земельное законодательство формируется и многие нормы его регулирующие в настоящее время можно найти в различных отраслях права. Думается, принятие Земельного кодекса РФ решит многие проблемы, конкретизирует пути их решения.

-Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37)–международные документы стали основой для включение в Конституцию РФ 1993 г. положений, закрепляющих право та свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в ГК, в КзоТ, АК, ответственность за их нарушение предусмотрена УК РФ. Тем не менее, положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека для Российской Федерации с ее нестабильной экономикой, пока невыполнимо. Тем не менее, провозглашение свободного распоряжения своими способностями к труду–новый шаг в нашем законодательстве. Стоит вспомнить, как тунеядство было наказуемым в социалистическом обществе. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т. д. Тем не менее, произвола здесь быть не может–законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы. Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала Конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены. Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы–социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т. д. Пока же экономическая ситуация такова, что количество желающих найти работу в России не уменьшается, а очереди на биржу труда растут.

Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных: -права на охрану материнства и детства (ст. 38) – как всем известно, “семья – ячейка общества”, поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Думается, Семейный кодекс, основные принципы которого являются положениями Конституции вполне правомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов–это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ и т. д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно–Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права–так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.

-гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей, гарантии пенсионного обеспечения, поощрения добровольного социально страхования (ст. 39)–все эти положения являются гарантиями проводимой государством социальной политики. Перечень случаев, когда социальная поддержка необходима не ограничивается перечисленными в Конституции. Принимаются Федеральные законы, постановления Правительства, в соответствии с Конституцией решение данных вопросов возможно на местном уровне–в каждом случае решение принимается специально уполномоченными на то государственными органами. Право на пенсионное обслуживание выносится в самостоятельную часть конституционной статьи–это не случайно. Законодательство достаточно детально рассмотрело нормы регулирующие данную сферу жизни, предусматривая пенсионное обеспечение для лиц с различным социальным статусом. Упорядочение, создание единой пенсионной концепции в России находится сейчас в стадии становления.

-Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст. 41) Забота о здоровье нации–первоочередная забота государства. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее–об охране труда, охране материнства и детства, экологии. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования (Закон РФ“О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” 1991 г. ). -Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) - так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 КРФ) Государство закрепляет гарантии выполнения этого права в законах: “Об охране окружающей природной среды”1991 г. , Водный и Земельный (с изъятиями) кодексы, Лесной кодекс 1997 г. , закон“Об охране атмосферного воздуха” 1982 г. , Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” 1995 г. и др. УК РФ включает в свой состав главу “Экологические преступления”, (гл. 26), в которой устанавливается ответственность за нарушение правил охраны природы. ГК и КоАП также предусматривают наказания за преступления в сфере экологии. Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением. -Право на образование (ст. 43); - так же как и права охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в“Законе об образованиии”1995 г. , нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон“Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования”. Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп–стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд.

    Гарантии культурных прав:

-Свобода творчества (ст. 44) –право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Ограничение здесь, как и во многих других случаях определяется ст. 55 КРФ. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен только судом. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

-Право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44) - Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т. д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной компенсации -Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44)–государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется“государственная защита прав и свобод” [23 Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч. 1] , причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются: *Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т. д. ; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст. 46)–инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

*Право на судебное рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47)– гарантии соблюдения процессуальных норм.

*Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом–бесплатную); право на помощь адвоката - созданная в России система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе, *Принцип презумпции невиновности (ст. 49) –гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).

*Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК.

*Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен федеральным законом (ст. 51) - статья реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела - в соответствии с требованиями УПК.

*Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба (ст. 52); Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53); - в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.

Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.

В ней заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Все же те пять лет, которые мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с“буквой закона”. Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции.

Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране –ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

Кроме этого, много возможностей для конкретизации положений о политических правах граждан - в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система России требует детального решения этих вопросов.

Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь становлению правового демократического государства.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    Азаров А. Я. Права человека (Новое знание). М. , 1995

Баглай М. В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997 Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М. , 1991 Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М. , 1985

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М. : Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

Дмитриев Ю. А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М. : Манускрипт, 1992

Теория права и государства. Под ред. Проф. Г. Н. Манова. – М. : Издательство Бек, 1996 Комментарий к Конституции Российской Федерации. -М: Издательство Бек, 1994 г. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В. В. Лазарева. – М. : Издательство “Спарк”, 1997 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М. , 1990

Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989 Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА

Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”от 25 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №51

Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52 Федеральный Конституционный закон “ О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 № 9

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать