Лекции по международному частному праву - (реферат)
p>Международно – правовое регулирование внешнеэкономических отношений Система правового регулирования

Основу системы правового регулирования составляют принципы, которые подразделяются на две группы:

    Общие;
    Специальные

Общие принципы зафиксированы в уставе ООН; Декларации о принципах международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. В заключительном акте совещания СБСЕ 1975 г. существует 10 принципов, включая принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела государства и др. принципы. Специальные принципы зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974г. и Декларацией о новом международном экономическом порядке 1974 г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако положения документов являются обязательными в качестве принципов.

    Специальные принципы

Взаимной и справедливой выгоды. Должен соблюдаться при заключении внешнеэкономических сделок. Ни одна из сторон не вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. От использования в международной торговле, в частности с развивающимися государствами. Государства должны содействовать друг другу в достижении справедливого баланса. Внешнеторговая цена на сырье на должна отличаться от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все государства участвовать в корректировке цен на экспортируемые и импортируемые товары с тем, чтобы эти цены были сбалансированными.

Принцип неотъемлемого суверенитета над своим богатством и природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное право распоряжаться своим экономическими богатствами и природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами и ресурсами государства осуществляют следующие действия:

Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со своим национальным законодательством. Ни одно государство не может быть принуждено к предоставлению льгот иностранным инвесторам.

Государства вправе регулировать деятельность ТНК. ТНК не должна вмешиваться во внутренние дела государств.

Государство вправе осуществлять национализацию частной собственности в соответствии со своими внутренними правилами. При национализации должна выплачиваться компенсация. Но выплата компенсаций не может ставить государство в тяжелое материальное положение. Все споры по национализации решаются во внутренних судах государств, если только государство не прибегает к международным средствам разрешения споров

Преференциального режима. Этот принцип касается развития государств. Развитие государства обязано предоставить им не взаимный и не дискриминационный режим. Развивающийся не обязаны предоставлять льготы в обмени на такой режим. Преференциальный режим действует в основном в таможенной сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается в льготных пошлинах и отмене экспортно-импортных ограничений. Развивающиеся государства предоставляют такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи государства не могут предоставлять такой же режим.

Принцип устранения несправедливостей, возникший вследствие применения силы, которые лишают какой-то народ средств к существованию. В хартии запрещены неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид, агрессия и другие применения силы. Государство, допустившее принуждение по отношению к стране, народу или территории обязано компенсировать все последствия такого принуждения. Все государства обязаны сотрудничать с потерпевшим государством. Ни одно государство не может поощрять инвестиции, направленные на принуждение или поддержание режима принуждения.

Недопущение стремления к гегемонии и разделу сфер влияния. Принцип направлен на защиту государств, являющиеся бывшими колониями. Их метрополии стремятся сохранить влияние в этих государствах даже после освобождения от колониальной зависимости. Принцип не допускает какого-либо экономического давления с целью сохранить экономическую зависимость государств.

Принцип международной социальной справедливости. Хартия устанавливает равные условия доступа к благам цивилизации для всех государств. Экономическое развитие влечет изменения в социальной сфере. Устранение экономического неравенства государств связано с повышением уровня их развития. Соответственно при распределении экономических благ на началах равенства повышается уровень социальной справедливости.

Принцип сотрудничества в целях развития. Оно (сотрудничество) является общим долгом всех государств. Государства применяют различные формы сотрудничества: сотрудничество в рамках международных организаций, сотрудничество на региональном и субрегиональном уровне. Все группировки государств должны соблюдать положения Хартии. Сотрудничество путем заключения двухсторонних и многосторонних договоров. Для осуществления сотрудничества развитые государства передают развивающимся государствам технологии, достижения науки и техники на льготных условиях.

Принцип свободного доступа к морю для государств, не имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к морю, предоставляют свои порты судам тех государств, которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к морю предоставляются внутренние водные пути.

В системе международного регулирования международных отношений выделяют 4 уровня:

    Универсальный;
    Региональный;
    Двусторонний;
    Национальный.

На универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров. Например, Венская конвенция 1980 г. , Женевская вексельная конвенция 1930 г. , Женевская чековая конвенция 1931 г. , конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. , конвенция УНИДРУА о лизинге 1988 г. , Нью-йоркская конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений 1952 г... На региональном уровне действует соглашение, в котором могут участвовать только государства определенного региона. Например, Римская конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г. действует в рамках ЕЭС. В рамках СНГ действуют следующие договора: Соглашение об общих условиях поставок международным организациям государствам-участникам СНГ 1992 г. , Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г. На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: “О торговле и мореплавании”, “О торговле и экономическом сотрудничестве”, “О торговом сотрудничестве”. Общим для этих договоров является то, что в основном тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты по межгосударственным поставкам.

    28. 02. 02 www. miripravo. ru

Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано, что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного права на стороны. (Т. е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское право. В других государствах существует различная практика доказывания содержания норм иностранного права.

В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и доказываются сторонами наряду с другими фактами;

В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права устанавливает суд;

В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на стороны; Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд может сам применить иностранное право, если содержание норм ему известно.

Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключается договоры о правовой помощи и договоры об обмене правовой информацией. Например, Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает обмен информацией между МЮ. Киевское соглашение 1992 г. (“О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности”) предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и МЮ. Россия заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой информацией и государствами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией, Казахстаном и Киргизией), т. о. при вторичной квалификации основная проблема– где найти и как истолковать правовой акт.

    (“Право Нидерландов”)

Взаимность –предоставление одним государством гражданам и юр. Лицам другого государства тех же прав, которыми пользуются граждане первого государства в другом государстве. Существует два вида взаимности:

Материальная, когда гражданам и юр. лицам предоставляются те же права, которые они имеют у себя на родине. Она фактически не распространена, т. к. суверенные государства избегают предоставления тех же прав, которые предоставляет другое государство, и каждое государство предоставляет индивидуальный комплекс прав. Формальная взаимность, когда граждане и юр. лица другого государства приравниваются по своему статусу к гражданам и юр. лицам первого государства, т. е. на них распространяется такой же правовой режим, как и на собственных граждан. В ч. 3-ей ГК взаимность применяется в случае применения иностранного права. Указано, что по общему правилу применение иностранного права носит безусловный характер и не зависит от того, применяется ли в иностранном государстве российское право. Однако федеральные законы могут предусматривать применение иностранного права на началах взаимности. В РФ взаимность предусмотрена отдельными федеральными законами. Например:

Патентный закон, который предоставляет права иностранным физ. /юр. лицам только на основании международного договора или на началах взаимности; Закон о ТЗ, ЗО и НМПТ содержит аналогичное положение. При этом зарегистрировать наименование мест происхождения товаров иностранцы в РФ могут только в том случае, если соответствующее государство предоставляет аналогичное право российским юр. /физ. Лицам;

    Закон о правовой охране интегральных микросхем.

Взаимность существует не только в области патентного права, но и переводе наследственных сумм за границу, взыскивании алиментов, исполнении судебных поручений. Т. о. взаимность существует в отдельных сферах и неверным является утверждение Богуславского и Извекова о том, что взаимность (принцип) существует, а также наличие взаимности на основе международных договоров. ( Если есть договор, то действует принцип“pacta sum servanta” - договор (обязательство) должен исполниться).

Реторсии –ограничения, установленные государством в отношении иностранцев, если такие ограничения установлены этим государством в отношении российских юр. /физ. лиц. Правомерное с т. з. международного права ответное действие государства в ответ на дискриминацию другим государством юр. /физ. лиц 1-го государства. Применение реторсий должно быть соразмерным и адекватным. Реторсии не нарушают принцип неприменения силы и угрозы ее применения. В ч. 3 ГК указано, что Правительство РФ вправе вводить ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав юр. лиц и граждан тех государств, которые ввели специальные ограничения тех прав российских граждан и юр. лиц. О введении реторсий говорится в следующих законах: “О правовом положении иностранных граждан в СССР”1981 г. (действует), АПК РФ, ГПК РФ, где указано, что в ответ на нарушение процессуальных прав российских граждан и организаций могут вводиться ответные ограничения. Кроме того, такие ограничения имеют место, если российскому государству и его представителям не обеспечивается должная процессуальная неприкосновенность.

В законе “О государственном регулировании внешне торговой деятельности”1995 г. , где говорится, что при нарушении прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований и российских лиц на внешнеторговом рынке, Правительство вправе вводить ответные ограничения. Правительство принимает федеральные программы внешнеторговой деятельности, в которых отражаются дискриминационные меры в отношении в отношении РФ и российских лиц и меры, которые приняты и которые следует принять по фактам дискриминации. Правительство может ввести количественное ограничение либо повысить таможенные пошлины. ( В практике РФ нет реторсий, а их следовало бы вводить, например в случае, когда в отношении российских граждан в Прибалтике была дискриминация в языке).

Правовой режим –это совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства. Существует три вида правового режима

    Наибольшего благоприятствования;
    Национальный;
    Специальный.
    Режим наибольшего благоприятствования

Режим №1 предоставляется на основании договоров о торговле и мореплавании, а также договоров о торгово-экономическом сотрудничестве. Он представляет собой оговорку в договоре, которая звучит следующим образом: “Государства предоставляют гражданам и юр. лицам другого государства те же права, что и гражданам и юр. лицам третьего государства, рассматриваемого как наиболее благоприятствуемая нация”. Юридическая фикция возникает, когда был принят первый договор о торговле и мореплавании. Режим № 1 уравнивает в правилах всех иностранцев, с государствами которых заключены договоры о торгово-экономическом сотрудничестве. В заключительном акте СБСЕ 1975 г. подчеркивалось огромное значение этой оговорки для установления торгово-экономических связей.

    Пример

Россия-США. США недавно отменила поправку Джексона –Венина ( ограничение количества товаров на экспорт), в связи с запретом СССР на въезд евреев 1937-1951 г. г. – прекращает существующий режим наибольшего благоприятствования, т. к. СССР – страна с переходной экономикой. 1972 г. –договор о торгово-экономическом сотрудничестве, не вступил в силу (США не ратифицировали, т. к. в 1974 был принят торговый закон о количественном ограничении.

1990 г. –поправка о режиме наибольшего благоприятствования, новый торгово-экономический договор с США.

Примером оговорки о режиме № 1 может быть соглашение о партнерстве и сотрудничестве между европейским сообществом и их государствами-членами, с одной стороны, и РФ, с другой стороны, заключенный на о-ве Конфу в 1994 г... В этом соглашении режим наибольшего благоприятствования предоставляется в отношении доступа товаров на рынки , а также в таможенной сфере, сфере иностранных инвестиций, режиме представительств, обществ на территории одного государства на территории другого. Оговорка о режиме № 1 конкретна всегда. Она не касается общего правового режима и охватывает отдельные сферы ее действия. Например, соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между РФ и Польшей 1993 г. указывает, что стороны предоставляют друг другу режим № 1 в следующих сферах при торговле товарами:

Таможенного регулирования, включая взимание таможенных пошлин, таможенную очистку, транзит, перегрузку и хранение.

Налогов и сборов, взимаемых в отношении импортируемых товаров. Методам платежей по внешнеэкономическим сделкам и переводов этих платежей; Продажи и закупки, а также транспортировки и хранения товаров на внутреннем рынке.

Договоры всегда предусматривают изъятие из режима наибольшего благоприятствования, что не является нарушением этого режима.

    Изъятия из режима наибольшего благоприятствования:

Не распространяется на таможенные союзы и зоны свободной торговли; Не распространяется на приграничную торговлю;

    Не касается отношений с развивающимися государствами.

Режим наибольшего благоприятствования отличается от режима недискриминации: Недискриминация существует без международного договора в силу равенства государств.

Недискриминация уравнивает всех, а наибольшего благоприятствования только иностранцев.

В договорах о торговле недискриминация касается только ограничений и лицензий.

    Национальный режим

Национальный режим обычно не имеет договорной основы. Исключение составляют договоры о правовой помощи, в которых национальный режим закреплен в виде доступа в суды и другие гос. Органы. Кроме того, договоры в области авторского и патентного права предоставляют нац. Режим, как и собственным гражданам. В Конституции почти всех государств закреплен национальный режим для иностранцев. В РФ ст. 62 Конституции РФ предоставляет иностранцам правовой режим такой же, как и собственным гражданам. Однако во всех государствах существуют изъятия из-под режима №2. Например, не предоставляется избирательное право. Национальный режим нельзя рассматривать как общий режим для иностранцев. Он существует только в отдельных сферах. Например, в отношениях собственности, брачно-семейных отношениях, наследственных отношениях, авторском и патентном праве.

    Специальный режим

Во всех государствах существует ограничение прав иностранцев. Например, в РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую и страховую сферу. Они могут пользоваться недрами только на основании концессионных соглашений. Специальный режим является общим режимом для иностранных граждан и юридических лиц. В доктрине было высказано мнение. Что существует только специальный режим, т. к. режим наибольшего благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а национальный режим распространяется только на отдельные сферы.

Унификация –представляет собой процесс создания единообразных норм и рекомендаций, действующих на территории 2-х и более государств. Унификация осуществляется на универсальном уровне, региональном и национальном уровнях.

Унификация на универсальном уровне привела к созданию международных договоров универсального характера. Примером служит Венская конвенция 1980 г. , конвенция УНИДРУА о лизинге, о факторинге. На региональном уровне заключаются договора, в которых участвует ограниченное количество государств. Унификация осуществляется только ан их территориях. Например, кодекс Бустаманте принять в качестве единообразного акта по МЧП в странах Латинской Америки. На национальном уровне осуществляется инплементация норм международного права национальные акты. Например, Женевская конвенция о векселе 1930 г. включена в Положение ЦИК СНК“О переводном и простом векселе” 1937 г.

    По своему содержанию унификация бывает трех видов:

Унификация материально-правовых норм, когда унифицируются права и обязанности субъектов. Например, Венская конвенция 1980 г. унифицировала порядок заключения договора, права и обязанности, сторон, а также их ответственность. Унификация процессуальных норм –унифицирует процедурные правила. Например, Киевское соглашение 1992 г. унифицировало правила о подсудности, исполнении судебных поручений, вручении документов, исполнении судебных решений.

Унификация коллизионных норм. В результате создаются единообразные коллизионные нормы. Обычно достигается в договорах о правовой помощи. Кроме того, примером является Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий в отношении векселей 1930 г. и Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий в отношении чеков 1931 г...

В результате унификации создаются не только правовые нормы, но и рекомендательные акты, например,

Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ может использоваться сторонами внешнеэкономических контрактов для разрешения споров. В контракте должна быть ссылка на регламент.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже может служить основой для включения в национальное законодательство.

В РФ закон о международном коммерческом арбитраже 1993 года основан на типовом законе.

    Тема: Источники международного частного права
    Международные
    Международный договор
    Международный обычай
    Национальные
    Национальное законодательство
    Судебная практика
    Внутренние обычаи

Международные договоры –соглашения между государствами, а также между государствами и международными организациями независимо от их наименования (Конвенция, пакт и др. ). К источникам МЧП относятся только те договора, которые регулируют поведение юридических и физических лиц. Договоры бывают:

Универсальные –потенциально доступные для участия каждого государства. Например, Бернская конвенция 1886 г. , Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. , договор о патентной кооперации 1970 г. , Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г...

Региональные –объединяют в определенные … государств определенного региона. Например, кодекс Бустаманте принят для государств Латинской Америки. (Кубинский юрист Антонио Бустаманте). Римская консвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, действует для государств–членов ЕЭС; в рамках СНГ принято соглашение об общих условиях поставок между организациями государств-участников СНГ 1992 г. , Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г. , Евразийская патентная конвенция. Двусторонние договоры заключаются в отдельных сферах сотрудничества, касающихся МЧП, а именно:

    О торговле и экономическом сотрудничестве;
    О правовой помощи;
    “О взаимной защите капиталовложений”;
    Об избежании двойного налогообложения;
    О неторговых платежах;
    О социальном обеспечении;
    О защите авторских прав.

Международный обычай –исторически сложившиеся правила поведения, применяемые государством в качестве правовой нормы. Источником МЧП являются только те обычаи, которые регулируют поведение юридических и физических лиц. Например, международная торговая палата обобщает обычаи в сфере торговли в сборнике ИНКОТЕРМС. Первый сборник издан в 1936 г. , последняя редакция ИНКОТЕРМС 1990-2000. МТП в ИНКОТЕРМСе не только обобщают обычаи в чистом виде, но и добавляет собственные правила. Международные обычаи включены в Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г. , которые так же издает МТП.

Национальное законодательство к источникам МЧП относит отдельные законы в следующих сферах: Законы об МЧП, которые приняты в Австрии, Польше, Швейцарии и др. государствах; Коллизионные нормы в Гражданских кодексах, например, вводный закон к ГГУ; Таможенные кодексы;

    Законы о государственном регулировании внешней торговли;
    Законы об иностранных инвестициях;
    Правила валютного регулирования;

В РФ к источникам МЧП относятся следующие законодательный акты: ч. 3 ГК (Международное право);

    Раздел 7 СК РФ (коллизионные нормы);
    Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1993 г.
    Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г. ;

Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995; Закон об иностранных инвестициях 1999 г. ;

Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации 1999 г.

Судебная практикав государствах Романо-Германской правовой системы не является источником права. Следовательно, практика гос. судов не будет являться источником МЧП. Источником МЧП не является практика международных коммерческих арбитражей. Только судебная практика англо-американской правовой семьи является источником МЧП и только в части разрешения споров и участием иностранных граждан.

Внутренние обычаи существуют и применяются в пределах одного государства. В принципах УНИДРУА говорится, что стороны связаны любым обычаем, который они установили в своих взаимоотношениях, а также обычаи в определенной сфере коммерческой деятельности. Внутренние обычаи применяются субсидиарно к национальному законодательству. Пример– обычаи портов.

    Договоры о правовой помощи

РФ имеет договоры о правовой помощи с Венгрией, Польшей, Болгарией, Румынией, Албанией, Китаем, КНДР, Кубой, Тунисом, Алжиром, Ираком, Ираном, Кипром, Испанией, Грецией и др. государствами.

Примером договора о правовой помощи является Минская конвенция 1993 г... Конвенция содержит три блока вопросов:

    О правовой защите;
    О правовой помощи;
    О правовых отношениях;
    Для правовой защиты устанавливаются следующие правила:

Граждане договаривающихся государств и лица, проживающие на их территории пользуются на территориях других договаривающихся государств, такой же правовой защитой своих прав, что и собственные граждане;

Они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды и прокуратуру, другие учреждения, выступать в них, подавать иски, заявлять ходатайства и осуществлять иные процессуальные действия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать