Муниципальная служба - (курсовая)
p>Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: “А”, “Б”, “В”. Критерий разделения должностей на три категории —степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории “А”(именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе. Также в категорию “А”входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом, —это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п. ). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.

Категории “Б” и “В” составляют должности муниципальной службы. В категории “Б”устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории“А”. К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории“Б”ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории“Б”.

Должности и категории “В”устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории“А” и “Б”. Делятся они на пять видов: высшие должности —заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;

главные должности —начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;

ведущие должности —заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;

старшие должности — помощник, главный специалист, ведущий специалист; младшие должности — специалисты 1, 2 категории, просто специалисты. Должности категории “В” отличаются от должностей категории “Б”еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.

    Должностное лицо
    Понятие должностного лица

Разрабатываемое в настоящие время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия:

1. Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления –должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как они заметно выделяются из состава служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

    Правовой статус должностного лица

Важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе должностного лица. Обычно выделяет такие факторы правового статуса как: трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. В. М. Манохин включает в статус служащего задачи по должности, основные функции служащего, права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности. А. П. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность. Функции должностного лица –главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Права и обязанности выступают очень важной стороной для того, чтобы охарактеризовать правовой статус. К числу основных прав муниципальных служащих относятся следующие права:

требование представления всех документов, определяющих их права и обязанности, а также необходимых организационно-технических условий;

бесплатное получение требуемой по службе информации и материалов; внесение предложений по совершенствованию службы;

посещение по службе предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, за исключением объектов с особым режимом посещения в силу федерального законодательства; знакомство с материалами своего личного дела;

продвижение по службе, получение денежного содержания, увеличение его размера с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности;

участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы; принятие решений и участие в их подготовке согласно должностным обязанностям; объединение в профессиональные союзы;

    выход в отставку;
    пенсионное обеспечение.
    Муниципальные служащие обязаны:
    добросовестно исполнять свои должностные полномочия;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; соблюдать положения законодательства;

своевременно рассматривать обращения граждан, запросы депутатов; исполнять приказы, распоряжения, указания своих руководителей, за исключением незаконных;

    соблюдать нормы служебного этикета и этики;
    не разглашать закрытых по закону сведений;
    поддерживать необходимый уровень квалификации;

ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и являющемся объектом налогообложения.

Права и обязанности –это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица; они определяют границы должного и возможного поведения и действий должностного лица; выражаются в совершении определенных действий и соблюдении запретов и ограничений по службе. Неотъемлемым элементом правового статуса должностного лица является ответственность, предполагающая создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины. Иными словами, служебная дисциплина означает соблюдение должностными лицами установленных законодательством Российской Федерации правил и порядка при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Ответственность характеризуется наличием: объективных требований к должностному лицу и субъективного отношения к этим требованиям.

    Должностных лиц можно классифицировать:
    По объему служебных полномочий на:

должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, то есть должностные лица органов местного самоуправления (главы администраций и руководители структурных подразделений администрации)

По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: руководителей и специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права.

    По видам деятельности на:

должностных лиц органов представительной власти (органов местного самоуправления)

должностных лиц органов исполнительной власти (глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации и т. д. ) должностных лиц аппарата городского (районного) народного суда; служащих муниципальных хозяйственных субъектов и т. д.

    Аттестация муниципальных служащих

Аттестация служащих имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т. д. Данные задачи являются общими.

Аттестацию можно характеризовать как общую и персональную, очередную, внеочередную. Иногда проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда. Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей. Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т. д.

Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.

Право –важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в отдельных органах могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к присвоению специального звания. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.

Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

    Прием на муниципальную службу и ее прекращение

Прием на муниципальную службу осуществляется, как правило, в форме назначения. Причем только после издания уполномоченным должностным лицом приказа о назначении гражданина на вакантную должность возможно заключение с ним трудового договора. Заключается либо договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет.

Замещение вакантных должностей возможно и на конкурсной основе. Для лиц, впервые принимаемых на муниципальную службу, в том числе и по конкурсу, а также для муниципального служащего при переводе на должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а для младших служащих—от одного до трех месяцев. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание.

В областном законе указан целый ряд гарантий для муниципального служащего: денежное содержание

    ежегодный оплачиваемый отпуск
    медицинское обслуживание
    страхование
    пенсионное обеспечение за выслугу лет
    льготы на кредит для покупки жилья, и т. д.

При поступлении на муниципальную службу представляются следующие документы: личное заявление поступающего, документ, удостоверяющий его личность, трудовая книжка, документ о профессиональном образовании, справка из органов государственной службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, если это предусмотрено федеральным законодательством.

Общими основаниями прекращения служебных отношений являются: [3 Закон Свердловской области “О муниципальной службе в Свердловской области” 1996. ]

отставка служащего (как правило после 60 лет ст. 26 областного закона, при достижении пенсионного возраста выплачивается не облагаемое налогами вознаграждение; если по желанию, то в течении 6 месяцев выплачивается зарплата до 100%, в случае если на новом месте она ниже чем была в муниципальной службе);

его увольнение (ст. 27 в случае совершения грубого должностного поступка, сокращения, и т. д. );

признание служащего в установленном порядке безвестно отсутствующим; смерть.

    Заключение

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения.

За столь короткий период правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь и продолжает развиваться дальше. Если раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу, то в последнее время все больше появляется мнений о том, что государственную службу следует отграничивать от муниципальной службы по многим вопросам. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права. Мы сами выбрали направление на демократизацию, а местное самоуправление выступает одним из важнейших критериев этого. Тему местное самоуправление невозможно рассматривать отдельно от муниципальной службы, иначе цельной картины не получится, эта тема комплексная. И хотя понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства, оно выступает одним из важнейших вопросов муниципального права. В этой области законодатель добился уже немалых успехов, но необходимо продолжать работать над этой темой, изучать зарубежный опыт, так как еще существуют проблемы в этой области, в которых мы постараемся разобраться и решить их....

    Список использованной литературы

Выдрин И. В. , Кокотов А. Н. Муниципальное право России 1997г. В. С. Вильямский, В. М. Дедяев “Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики” 1996г. Махонин В. М. “Служба и служащий в РФ: правовое регулирование” 1997г. Фадеев В. И. “Муниципальная служба в РФ. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования” 1998г.

    Советский энциклопедический словарь 1979г.
    Средства ИНТЕРНЕТ
    Конституция Российской Федерации 1993г.
    Европейская Хартия Местного Самоуправления 1985 года

Федеральный Закон от 28. 08. 95 “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации”.

    Устав г. Екатеринбурга 1995г.

Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в РФ” 1997г. Закон Свердловской области “О муниципальной службе в Свердловской области” 1996. Областной закон “О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в свердловской области” 1996г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать