Обще уголовная полиция в конце XIX - начале ХХ веков - (реферат)
p>Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 г. Реформы 60-х годов ? ? в. в России и, прежде всего, отмена крепостного права способствовали ускорению социально-экономического, промышленного развития страны. Этот процесс сопровождался распадом традиционных связей и отношений в деревне, углублением социального расслоения, увеличением миграционных потоков из сельской местности в города, люмпенизацией части населения, что становилось основой для роста преступности. Это было характерно для всех стран, проходящих стадию быстрого промышленного развития, становления новых буржуазных отношений. Полиция стала приспосабливать свою структуру, формы и методы работы к наиболее эффективному выполнению стоящих перед ней задач, в том числе и в рамках уголовного судопроизводства. Специальным законом в 1866 году в полиции Петербурга, а после и в других городах России было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска. Но оно влачило жалкое существование. Даже оклады его сотрудников были значительно ниже, чем в других службах полиции. Лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделения и повышены оклады. В июне 1878 г. в штаты уездных полицейских управлений была введена должность полицейского урядника. Характерной чертой этой новой должности была относительная узость функций. Урядники, главным образом, занимались предупреждением и пресечением преступлений, а также производством дознаний по уголовным делам и в меньшей степени занимались управленческой, хозяйственной, санитарной и другими видами деятельности, возложенными на других чинов уездных полицейских управлений. Но как специального отделения сыска в уездах не существовало. Начиная с 80-х годов XIX века, сыскные отделения создаются и в других крупных городах: Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т. д. Но единой системы органов уголовного розыска так и не было. Она возникла лишь в начале XX века. Хотелось бы сказать несколько слов о политической полиции, функции которой “переплетались” с функциями общей полиции, в частности в оперативно-розыскной деятельности. В 1827 году создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору ? Отделения. Авторитет жандармского движения в обществе был высок. Комплектование осуществлялось по принципу построения элитного соединения. Отбирались наиболее разумные и образованные солдаты. После корпус жандармов комплектовался офицерами и классными чинами переводом офицеров из других частей войск всех родов оружия и классных чинов из запаса армии или отставки. В 1836 году было принято “Положение о Корпусе жандармов”. Создавалась сеть жандармских округов. В 1867 г. было принято новое “Положение о корпусе жандармов”, по которому вместо жандармских округов, включавших в свой состав несколько губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии и городские команды жандармов. В задачи жандармских команд входили “усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения”, “рассеяние законом запрещенных скопищ”. В связи с массовым строительством железных дорог, для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления. Соответственно и борьба с преступностью на железных дорогах (основным видом преступлений были хищения грузов) оставалась в их компетенции. Таким образом, железнодорожная жандармерия была частью политической полиции, организованной на военный лад (т. к. состояла на бюджете Военного министерства) и выполнявшей функции общей полиции. Успехи железнодорожной жандармерии в борьбе с хищениями были весьма скромны – она почти не занималась оперативной работой, т. к. в ее составе не было органа, приспособленного для этого вида деятельности, переодеваться же в гражданское платье жандармам категорически запрещалось. Отсутствию сыскного органа была противопоставлена изощренная система учета и хорошо организованная патрульно-постовая служба. В мае 1871 г. было принятие “Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений”. Этот акт вводил жандармерию в число участников уголовного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Но борьба с уголовной преступностью не являлась главной целью в работе жандармерии. Созданный нормативный акт регулировал деятельность корпуса, и главное определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий – осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Рост революционного движения и недостаточно эффективная деятельность ? Отделения привели к реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г. Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. ? Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов. Командиром корпуса стал заместитель министра внутренних дел – заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции. С точки зрения организационной реформа также оказалась половинчатой. Дело в том, что Отдельный корпус жандармов был и оставался воинской частью, плохо вписавшейся в невоенное Министерство внутренних дел и, не смотря на подчинение – товарищу министра – корпус в значительной мере оставался независимым. Жандармы были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции, т. е. полиция продолжала искать врагов государства вблизи трона, прямо прозевав этап революционного движения, на котором в борьбу с самодержавием включились разночинцы. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска – отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционными подпольными организациями при помощи: розыска, наружного наблюдения и секретной агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Московском охранном отделении "летучий отряд филеров", преследовал революционеров на большей части территории империи. Корпус жандармов сохранил свою военную организацию. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях.

Организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. “Об организации сыскной части”. С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров стали формироваться сыскные отделения. К началу ХХ в. возникла настоятельная необходимость в создании этих специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью, или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений. 6 июля 1908 г. был принят Закон “Об организации сыскной части”, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения четырех разрядов. Следует сказать, что в вопросе образования новых полицейских органов законодатель часто шел вслед за складывавшейся практикой, и нормативные акты, создавшие новые структуры, обобщали и конкретизировали имевшийся опыт. Сыскные отделения действовали в столицах и наиболее крупных городах уже в 80-х годах XIX в. и к 1908 г. накопили солидный опыт. Закон от 6 июля 1908 г. формулировал задачу сыскных отделений как производство розыска по делам общеуголовного характера. В нем, однако, указывалось, что чины сыскных отделений имели все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами. Это означало, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Это положение было подтверждено “Инструкцией чинам сыскных отделений” от 9 августа 1910 г. Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений. Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит местная полиция. О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о ходе негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при первой возможности. Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному делу. Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица, привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные отделения не допускались. По распоряжению министра внутренних дел П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного криминалиста и практического работника розыска В. И. Лебедева “Искусство раскрытия преступлений”, изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки. В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена. Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска. В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции. Заключение.

Дореформенная полиция рассматривалась в системе государственных органов как форма местного государственного управления с широкими полномочиями, принимающая на себя заботы о многих, даже маловажных потребностях жизни подданных. Деятельность полиции регламентировалась огромным количеством правовых норм, размещенных в различных законодательных актах. После реформ Александра I в системе государственного управления страны утвердилась достаточно устойчивая схема полицейских органов. Они состояли из государственной и вотчинной полиции. Государственная полиция подразделялась на общую (исполнительную) и политическую (жандармерия). Крестьянская реформа 1861 г. коренным образом изменила поземельные отношения в стране. Потеря помещиками права собственности над личностью крестьянина одновременно означала утрату ими полицейских прав, возникновение огромных неконтролируемых социальных зон, что требовало создания новых полицейских структур на уровне уезда. В 60-е годы стало очевидным, что полицейские силы страны совершенно не справляются с выполнением задач по охране правопорядка. Власти и общественность все яснее осознавали, что полиция, которая и в дореформенный период исполняла свои обязанности не на должном уровне, после освобождения крестьян от крепостной зависимости будет не в силах справиться со своими функциями. На реорганизацию деятельности полиции оказали влияние другие реформы. В соответствии с судебными уставами 1864 г. обязанности полиции были существенно ограничены. Полиция только возбуждала уголовные дела, занималась производством дознания, исполняла постановления и приговоры судов по уголовным делам. Важное значение имело то обстоятельство, что реформа общей полиции была начата одной из первых и проводилась параллельно с земской, городской, судебной, тюремной и военной реформами. Но реализация проектов была крайне длительной. Несмотря на проведенные меры, компетенция полиции оставалась неопределенной. Учитывая, что Временные правила практически не освещали данный вопрос, компетенция полиции определялась старыми, как минимум двадцатилетней давности, нормативными актами. Крупная реформа полиции была проведена 6 августа 1880 г. , когда ? Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии было упразднено, и управление всей полицией империи было сосредоточено в Министерстве внутренних дел. 15 ноября 1880 г. подписывается Указ о слиянии Департамента государственной полиции (упраздненное ? Отделение) и Департамента полиции исполнительной, при этом создается единый Департамент государственной полиции (с 1883 г. - Департамент полиции), наделяемый функциями политической и общей полиции. Несколько улучшилась координация деятельности полиции в связи с объединением городских и уездных полиций. Однако этот процесс не получил завершения: на губернском уровне не был создан какой-либо единый координирующий орган. Губернатору и губернскому правлению подчинялась вся губернская полиция, за исключением жандармерии. В целом произошло приспособление полиции к новым социально-политическим условиям, сложившимся в России во второй половине XIX в. Однако, как и другие процессы реформирования государственной жизни в этот период, преобразование полиции проходило весьма противоречиво, наталкивалось на интересы различных групп российской бюрократии. Попрежнему руководящую роль в полиции продолжало играть дворянство. Во второй половине XIX в. обозначилась тенденция перехода от феодальной организации полиции, основанной на натуральной повинности, к профессиональной всесословной полиции. Однако этот процесс в изучаемый период не был завершен окончательно, что позволяет характеризовать российскую полицию второй половины XIX в. как полицию государства переходного периода. На неудовлетворительную работу полиции влиял ряд различных факторов. Государство уделяло меньше внимания осуществлению полицейских функций в сельской местности, нежели в городах. Опыт свидетельствует о том, что полиция во второй половине XIX в. как орган обеспечения общественного порядка имела четкую тенденцию к трансформации. Освободившись от предметов ведения, переданных органам местного самоуправления, полиция, тем не менее, помогала земствам в исполнении принятых ими решений. Исторический опыт реорганизации полиции, в особенности региональной, свидетельствует, что не учитывались конкретные условия борьбы с преступностью, ощущалась запоздалость решения кадровых вопросов. В исследуемый период полиция не представляла достаточно развитый орган, способный противостоять все более возрастающей преступности. Государственная власть не осознала значения этого фактора и не приняла должных мер по совершенствованию органов полиции. Финансирование органов полиции не соответствовало задачам, которые перед ними ставились, что сказалось на росте преступности. Опыт реформирования полиции показывает, что преобразования не могут оказаться достаточно эффективными, если проводятся без комплексного подхода, без учета конкретных условий борьбы с преступностью, финансовых и кадровых возможностей. Анализ финансового положения Российского государства во второй половине XIX в. , мероприятий, проведенных по реформированию полицейских органов, позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на финансовые затруднения, правительство уделяло внимание своим полицейским силам. Однако финансовое обеспечение полицейских органов было явно недостаточным, что не позволило сформировать серьезную правоохранительную систему. В отличие от европейских стран, ограниченность средств определял численный состав полицейских сил России, которых явно недоставало для того, чтобы справиться с волной преступности, наносящей не только нравственный, но и существенный экономический урон государству. Со второй половины XIX века отмечаются две волны нормативно-правовых преобразований полицейской системы, которые непосредственно затронули организацию розыскной работы - реформы 1862 и 1880 года. Совершенствование правовой регламентации сыскной работы проходило под знаком разработки более действенных правил борьбы с нарастающей революционной деятельностью. Устранить пробелы были призваны акты, один за другим принимавшиеся в течение 1902 - 1908 годах. Кроме того, принимается ряд нормативных актов, предназначенных регламентировать розыскную работу в войсках. Констатируем факт, что уголовный сыск, важнейшая часть ОРД, был урегулирован Законом от 6 июля 1908 года "Об организации сыскной части". В соответствии с ним в 89 городах империи в структуре полицейских управлений для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах были образованы сыскные отделения. В Законе определялись субъекты, осуществляющие ОРД (сыскные отделения, а также главные агенты, то есть профессиональные полицейские, и добавочные агенты - шпионы и сыщики), формулировались задачи и устанавливались правила работы сыскных отделений, предусматривался контроль со стороны прокуроров за их деятельностью. Правовое регулирование сыскной деятельности в рассмотренный период в основном носило подзаконный и закрытый характер. Нормативная база сыска содержала достаточно положений, предназначенных оправдать борьбу с революционными настроениями в обществе, что позволяло полицейским чинам совершать провокации, практиковать лжедоносительство и т. п. Правовая регламентация функционирования подразделений уголовного розыска Департамента  полиции была децентрализована, что влекло местничество и не способствовало борьбе с общеуголовной преступностью. Как показал опыт реформы полиции, начатой во второй половине XIX в. , при всей разумности намеченных мероприятий их проведение в силу многих причин растянулось на десятилетия, и, в конечном счете, предпринятые меры оказались весьма неэффективны, поскольку развивающаяся классовая борьба привела Российскую Империю к гибели.

    Литература.

История полиции дореволюционной России. М. , 1981 г. , с. 73 – 77. Полиция и милиция России: страницы истории. М. , “Наука”, 1995 г. , с. 17 – 54, с. 88 – 93. Р. С. Мулукаев. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М. , 1964 г. , с. 19 – 23.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать