Правовое положенние лиц, отбывающих наказание - (курсовая)

Правовое положенние лиц, отбывающих наказание - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    План

Введение______________________________________________________________3 Глава 1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания____________6 Глава 2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания___________11 Глава 3. Основные обязанности и права лиц, отбывающих наказания___________17 Заключение___________________________________________________________32 Список использованной литературы ______________________________________36 Введение.

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно– правового характера.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно–трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами.

К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартныеправилаобращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодексповедения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартныеправилаООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Сводпринципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Уголовно–исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно –исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании. [1 Уголовно–исполнительное право России. Учебник под ред. проф. Селиверстова В. И. 2000 С. 5.

    ]

На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.

Важное значение в Уголовно –исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.

    Глава 1. Понятие правового положения лиц,
    отбывающих наказания.

Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, имеют определенное правовое положение (статус). Соответственно можно говорить о правовом положении осужденного, правовом положении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом положении ближних родственников осужденного и т. д. В их числе особого внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое значение которого выражается в следующем.

Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря–гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.

Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь–исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.

Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в научном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положения осужденных. Общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Это общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т. д. ).

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Исходя из этого, в Законе Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”от 28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения)–теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания. Примеры обращения к гражданским чувствам осужденных имелись в наиболее тяжелое время для нашей страны, например, в Великую отечественную войну. Есть такие примеры и в настоящее время. Свидетельством этого служат случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в различные благотворительные фонды, помощь во время ликвидаций последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

В-третьих, сохранение гражданства означает то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к лишению свободы пользуется без каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений. Осужденные –субъекты как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого появляются специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания–своеобразного средства самозащиты общества против нарушений условий его существования. Наказание, как разновидность государственного принуждения применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания. В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных к лишению свободы, возникающие в связи с получением общего и профессионального образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида.

По своему содержанию правовой статус осужденных –это совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных. С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.

    Глава 2. Содержание правового статуса лиц,
    отбывающих наказания.

Как уже отмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют общегражданские права и свободы. В то же время они отбывают уголовное наказание, содержание которого согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом лишения или ограничения прав свобод этих лиц. Взаимодействие этих факторов определяет и содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания.

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных –это самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой– важнейшая обязанность его представителей, в данном случае –персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге–его исправлению. Права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ним и обществом, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей. [2 Уголовно-исполнительное право. Учебник под ред. проф. Селиверстова В. И. 2000. С. 115]

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управа моченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещественным довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений. В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

    Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый –это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т. д. ), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных могут иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т. д. ). Объектом законных интересов могут быть социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режимных правил, труд, воспитательной работе, обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных можно назвать возможность ходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент –возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не предполагает автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированны государством.

Следовательно, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально –политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно– досрочное, досрочное освобождение), уголовно –исполнительного (представление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа –это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливаются не в зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно–исполнительным законодательством (например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения). Третью группу представляют законные интересы, направленные на получение благ, по своей социально–правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Например, согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально–экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных. Социально –правовое значение обязанностей выражается в том, что они служат средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать