Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ - (диплом)
p>В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с предприятий, учреждений и организаций и государственной пошлины. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат, контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и Минфине СССР. В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные функции выполнялись. управлением государственных доходов министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных областях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов. Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным) финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского состава. На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов. Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24. 01. 90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе"1 [1 Собрание постановлений правительства СССР. 1990. № 7. ст. 28. ]. Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21. 05. 90 г. "О правах, обязанностях и ответсвенности государственных налоговых инспекций. "2 [2Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 22. ст. 394. ]

31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.

Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"1 [1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. ст. 6393]Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы.

2. 1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации1 [1Утверждено Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340. См. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 47. Ст. 1641. ] ее центральный аппарат и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ от 21 марта 1991 г. “О Государственной налоговой службе РФ”, Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями высших органов представительной власти Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В ст. ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.

При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в 1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками. Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. “О Государственной налоговой службе РСФСР”соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически это и первый российский закон, определивший задачи и структуру государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей. Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. 1 [1 См. Ведомости народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992. № II. В дальнейшем изложении— Закон “Об основах налоговой системы”. ]

впервые на законодательном уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24 этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом Российской Федерации“О Государственоной налоговой службе Российской Федерации” и иными законодательными актами. Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ”установил право налоговых органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например, для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются Законом РФ. “О налоге на операции с ценными бумагами”. Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет, с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ“О подоходном налоге с физических лиц”1 [1Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 12. Ст. 591. ]

, который определяет взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами, по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности перечисления подоходного налога в бюджет.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени; формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.

По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, и после введения ее в действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона. В обшей части Налогового кодекса в целях создания справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом законодательстве.

Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года № 340“О Государстенной налоговой службе Россиской Федерации”были утверждены Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации и Положение о классных чинах работников Государственной налоговой службе Российской Федерации. В названных нормативных актах говорится о задачах и структуре налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах и объязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим объязательным платежам являются самостоятельным источником налогового права. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых и акцизных ставок. Иногда прямо в законе о том или другом налоге содержится отсылочная норма, предусматривающая регулирование отдельных налоговых отношений нормативными актами Правительства РФ. Примером может служить Закон РФ“О плате за землю”от 11. 10. 91 г. № 1738-1, где говорится, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

К правовой основе деятельности государственной налоговой службы относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и т. д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая инструкция о порядке их применения.

Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, который внес Налоговый кодекс РФ - изменение статуса инструкций, писем и других документов госналогслужбы. Данные документы, согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Для налогоплательщиков, налоговых агентов объязательными к применению являются только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые Госналогслужбой в случаях, предусмотренных законодательством. Все остальные акты Госналогслужбы объязательны только для налоговых органов. Иначе говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты Госналогслужбы в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов Федерации или представительного органа местного самоуправления, т. е. акта налогового законодательства. Особо следует сказать о правовой базе деятельности государственной налоговой службы в республиках в составе России.

Кроме названных нормативных актов к источникам налогового законодательства относятся Конституции республик в составе России, постановления и распоряжения их высших представительных и исполнительных органов государстсвенной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством.

Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а также городов и районов.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, ст. 4 НК РФ, ст. 20-21 Закона Российской Федерации“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Законом РФ от 28. 08. 95 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. 1 [1 Собрание законодательства РФ. 28. 08. 95. № 35. Ст. 3506]На определенных этапах развития государства они регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства, укреплению платежной дисциплины. В настоящее время в регионах России сложилась определенная система региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов. Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Поступления от региональных и местных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14, 5 млрд. рублей, что составляет 5, 4 процента от всех налоговых поступлений и 10, 3 процента от поступлений в бюджеты территорий или возросли против соответствующего периода 1997 года на 27 процентов. В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия, Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской областях, г. Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до 30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823, 7 млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений 1451, 3 млн. рублей или 10 процентов; все более существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности, что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в частности за торговлей винно-водочными изделиями. В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, финансовыми и правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать