Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности - (курсовая)

Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    правоохранительная деятельность. Понятие

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2).

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Правоохранительные органы составляют определённым образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чётко определённые задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, либо в восстановлении нарушенного права и наказания одновременно. К правоохранительным органам относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции. В широком смысле понятие "П. о. " включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и др.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам относятся: 1

* начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения, либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность органов государства и организаций. (Лично я считаю, что сроки начала деятельности правоохранительных органов определить практически невозможно, так как эта деятельность начинается с момента их образования и поводом для неё является само существование права, которое нужно охранять от посягательств на нарушение его основ, что отражено в названии этих органов. И деятельность эта, должна быть направлена, прежде всего, на исключение, точнее, сведению к минимуму условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений и возникновению желаний совершить таковые. ); * правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях–и в определённой процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность; * правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица. Состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющих специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определённых условиях расценивается как преступление;

* законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечёт для правонарушителей дополнительные санкции; 1

* все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан, либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и, при определённых обстоятельствах, может быть само по себе правонарушением. 1 Таким образом, связав воедино вышесказанное, можно определить, что правоохранительная деятельность–это деятельность государственных органов, (основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика–то есть правоохранительных), которая осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, лицами состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющие специальную профессиональную подготовку. Решения, принятые а процессе правоохранительной деятельности подлежат выполнению всеми физическими и юридическими лицами, независимо от формы собственности и, в свою очередь, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

А теперь перейдём к правоохранительным органам, имеющим непосредственное отношение к теме.

    МилициЯ общественной безопасности

Милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской обл. , управлений внутренних дел на транспорте. 1

“Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом. ”1 В своей административной деятельности подразделения милиции общественной безопасности руководствуются Законом РФ “О милиции”, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами. Деятельность милиции общественной безопасности, если судить по её задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в осуществляемое ей производство по делам об административных правонарушениях (ст. 9 Закона РФ “О милиции”). 2

Хотя на практике администрация способна влиять на деятельность милиции общественной безопасности, содержащейся на средства местного бюджета, путём регулирования их поступления. То что, в соответствии со ст. 9 Закона РФ “О милиции”) местная администрация содержит милицию общественной безопасности вполне естественно, так как МОБ решает именно те задачи, которые способствую оздоровлению криминальной и социальной обстановки на местах, повышению эффективности экономической деятельности террито

риального образования, к тому же, в процессе производства дел об административных правонарушениях, значительно пополняет местный бюджет. “Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам государственной власти и управления” так же не вызывает сомнения, так как, они имеют право знать, как отрабатываются полученные средства. 1 Что же касается двойного подчинения, то здесь у меня возникают некоторые сомнения, зачастую распоряжения глав местной администрации противоречат Законам МВД РФ, что усугубляется материальной зависимостью милиции общественной безопасности от местной администрации. В связи с чем, хотелось бы, что бы МОБ, имела возможность использовать часть материальных средств полученных в процессе административной деятельности, на свои нужды, скажем на материально-техническое оснащение. Двойное подчинение возможно, приемлемо в период постепенного перехода милиции общественной безопасности к муниципальной. Моё же мнение–МОБ должна подчиняться либо МВД, либо быть муниципальной и подчиняться органам власти местного самоуправления. К тому же, милиция общественной безопасности со своей разветвленной, экономически ёмкой инфраструктурой вряд ли в будет по карману местной администрации, к тому же при полном переходе МОБ на муниципальную основу, неизбежно снизится взаимодействие служб, которое просто необходимо, допустим ППСМ и уголовный розыск, участковые инспектора милиции и следствие и т. д.

    АДМИНИСтративная деятельность милиции
    общественной безопасности

К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблю

дением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т. д.

Соответственно с Кодексом к ведению органов внутренних дел отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических средств, нарушения правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и объектов, нарушениях правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, нарушениях общественного порядка и порядка управления и ряд других дел. 1 Протоколы об административной ответственности, чаще всего, составляют следующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.

Административную деятельность милиции общественной безопасности рассмотрим на примере реального городского отдела внутренних дел.

Практика, необходимая для написания данного научно-практического реферата, проводилась при городском отделе внутренних дел г. Охи Сахалинской области с численностью личного состава 200 человек.

Для получения более полного представления о деятельности Охинского ГОВД, сообщаю краткие сведения о социально-демографической обстановке в районе. Охинский район, площадью почти 150 000 км2, расположен на севере острова Сахалин. В районе проложена ведомственная железнодорожная магистраль. Большая часть грузов поступает в район автомобильным грузовым транспортом, протяжённость автомобильных дорог составляет 952 км, в том числе 30 км с твёрдым покрытием. Район обладает пассажирским аэропортом малой авиации и морским портом Москальво. На территории района расположены 1 город, 4 посёлка городского типа и 6 сельских населённых пунктов, в которых проживают 39633 человек, из них 73, 5% в г. Оха. –29138, численность населения от года в год устойчиво сокращается на начало 1998 г. в охинском районе было зарегистрировано 41546 чел.

    Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 42%.

Район обладает значительными запасами нефти и газа и других природных ресурсов, в частности рыбными. Поэтому топливно-энергетический комплекс и рыбная промышленность пользуются устойчивым интересом со стороны криминальных структур. Ведущее место занимает нефтегазовая промышленность, с помощью иностранных компаний и инвестиций ведётся активная разработка новых нефтегазовых месторождений. В районе имеется 2 завода, пище- и хлебокомбинат, 1 совхоз и 3 рыболовецких колхоза.

В 1998 г. ушло на пенсию 9963 человек, фактически каждый 4-й является пенсионером, из них 2700 продолжают работать.

На конец 1998 г. в Охинском районе зарегистрировано 453 предприятий различной формы собственности.

За 1998 г. в Охе и Охинском районе были выявлены 6748 административных правонарушения, что на 3, 6% больше, чем в 1997 г. (6282), в том числе: за нарушение правил дорожного движения–3740 (3550), за нарушения, связанные с приобретением, хранением и продажей оружия– 137 (139), за нарушение паспортного режима – 597 (358), за мелкое хулиганство – 984 (1505), за нарушение антиалкогольного законодательства – 822 (938), за злостное неповиновение сотруднику милиции – 174 (34), за нарушение правил торговли – 282 (215). (Рис. 1). Как видно, несмотря на снижение численности населения, общее количество административных правонарушений возросло на 7, 4%, по сравнению с прошлым годом.

Количество правонарушений, предусмотренных ст. 158, 162 КоАП РФ, соответственно - “мелкое хулиганство” и “распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде”, не отражают реальное положение вещей. Львиная доля вышеупомянутых правонарушений выявляется милиционерами патрульно-постовой службы милиции, которая в количественном отношении составила: в 1997 г. ст. 158 КоАП РФ– 583, ст. 162 КоАП РФ – 738, соответственно в 1998 г. 452 и 516, что явилось следствием сокращения штатов в отделении ППСМ на 30%, около 40% сотрудников из оставшегося личного состава, числятся за ППСМ, но выполняют другие функции, в результате, служба не способна охватить всю патрулируемую территорию и большое количество правонарушений остаются невыявленными.

Доля каждого вида правонарушений в общем количестве в 1998 г.

    Рис. 1

Складывается непонятная ситуация, с одной стороны, при постоянно возрастающем уровне уличной преступности, наличие укомплектованной, боеспособной патрульно-постовой службы милиции является необходимым условием оздоровления обстановки на улице и других общественных местах, с другой стороны–УВД Сахалинской области принимает решение о сокращении штатов, несмотря на то, что в соответствии со ст. 9 Закона РФ “О милиции”, численность подразделений милиции общественной безопасности не должна быть ниже нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел РСФСР.

Исходя из нормативов штатной численности ППСМ - 1 человек на 1 тыс. человек городского населения, подразделение должно иметь численность около 30 человек, реально же работают 10– 12 человек. 1

ГИБДД. То же самое можно сказать о численности инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД, которая не соответствует протяжённости дорог областного и местного значения и количеству, состоящих на учёте транспортных средств. Несколько беспокоит тенденция роста количества лиц, задержанных за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Лица, задержанные за управление АМТ в состоянии алкогольного опьянения

    Рис. 2.

В связи с тем, что степень тяжести ДТП, как правило, выше, если оно совершено лицами, находящимися в нетрезвом виде и число подобных происшествий от года к году возрастает, несмотря на постоянную миграцию населения с острова, вызывает сожаление отмена ст. 211 УК РСФСР которая предусматривала уголовную ответственность и лишение свободы “за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершённое повторно в течении года. 2

Для Сахалинской области, которая в результате близости Японии, наводнена большим количеством дешёвых импортных автомобилей, и которой, как любому региону РФ, приравненного к Крайнему Северу, характерно высокое потребление алкоголя на душу населения (субъективное мнение автора), эта проблема особенно актуальна.

Думаю, что неоправданно Законом РФ № 108 от 19. 07. 97 г. “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 19. 07. 97 г. ” отменено действие ст. 118 КоАП РФ “Систематическое нарушение водителями правил дорожного движения”, которая, для учёта нарушений правил дорожного движения, предусматривала оценку нарушения в баллах, в зависимости от его степени опасности и вида и достаточно эффективно работала в наших условиях. На сегодняшний день, существует немногочисленная, но постоянно пополняющаяся, категория лиц с высокими доходами, для которых размер штрафа не играет никакого значения. 1

На мой взгляд, необъективна, на сегодняшний день, привязка штрафов к минимальному размеру оплаты труда. Зачастую, размер налагаемого штрафа не отражает реальной степени вины правонарушителя и последствий его противоправных действий.

Существуют некоторые, не учтённые нашим законодательством моменты, характерные для районов с низкой плотностью населения и большой удалённостью друг от друга населённых пунктов. Типичный представитель - Охинский район Сахалинской области, где максимальное расстояние между населёнными пунктами достигает почти 200 км, а общая протяжённость дорог составляет 952 км. Район характеризуется высокой численностью автомототранспорта, 3 автомобиля на 10 человек. Пример: сотрудник ДПС ГИБДД задерживает нарушителя Правил дорожного движения, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, на дороге между населёнными пунктами, отстоящими друг от друга на 140 км, расстояние до ближайшего не менее 65 км. В соответствии с

Инструкцией “О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования” сотрудник милиции должен произвести освидетельствование нарушителя с использованием индикаторной трубки в присутствии 2-х свидетелей, найти которых, в данных условиях проблематично, к тому же население старается всячески уклоняться от подобных актов.

Если же правонарушитель не согласен с результатами пробы, или в результате ДТП имеются пострадавшие и причинён существенный материальный ущерб, то он (правонарушитель) направляется на освидетельствование в медицинское учреждение не позднее 2-х часов с момента совершения ДТП. Что так же не всегда представляется возможным из-за тех же больших расстояний и отсутствия, в ряде населённых пунктов, врача-нарколога, имеющего право проводить подобное обследование. 1

В результате, протокол об административном правонарушении может быть составлен с нарушением требований, что, при некотором усилии со стороны нарушителя, может привести к признанию данного протокола судебными инстанциями недействительным и нарушитель избежит заслуженного наказания.

В результате неоднозначного толкования ст. ст. 119, 120 КоАП РФ, возникает проблема с квалификацией правонарушения. Ст. 119 предусматривает ответственность за “управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления”. К примеру: задержано лицо, лишённое права управления транспортным средством, что в соответствии с п. 2 ст. 119 влечёт наложение штрафа в размере 0, 5–1, 0 минимального размера оплаты труда. Лицо не имеющее права управления транспортным средством, подвергается штрафу в размере 0, 3– 0, 5 минимального размера оплаты труда (п. 1 ст. 119). 2

Если же лицо было лишено прав более 12 месяцев назад, оно считается лицом, не имеющего права управления транспортным средством, и соответственно размер штрафа регулируется п. 1 ст. 119. , хотя, с моей точки зрения, степень вины в этом случае самая высокая и наказание должно быть строже. Аналогичная ситуация со ст. 120 предусматривающей ответственность за “управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления и находящихся в состоянии алкогольного опьянения”. 1

ЛРС. В связи с традиционно высоким количеством охотников на Сахалине, неизбежны правонарушения связанные порядком хранения, регистрации и реализации оружия. В результате неоправданно усложненного порядка оформления документов, при котором человек, желающий зарегистрировать оружие или продлить на него разрешение, должен появиться в городском отделе внутренних дел не менее 3-х раз, жители района не хотят законно владеть оружием. Бывали случаи, когда человек, заявлял об утрате оружия, которым продолжал пользоваться. Люди стараются продавать оружие в обход ЛРС. Если учесть, что Сахалин изобилует охотничьими угодьями и охота является одной из статей дохода населения, особенно коренного, да и просто много охотников-любителей, можно только гадать: сколько подобных правонарушений остаются невыявленными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать